Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (Влияние профессиональной деятельности на личность).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Жизнестойкость и совладание в профессиональной деятельности: теоретические аспекты
1.1. Влияние профессиональной деятельности на личность
1.2. Жизнестойкость и ее компоненты
1.3. Жизнестойкость в модели стресса
2. Описание и организация методов исследования
2.1 Характеристика выборки, организация исследования
Введение
Современный мир полон стрессами, сложнейшими, а порой и экстремальными, ситуациями, которые предъявляют особые требования к способностям личности справиться с ними с наименьшими для себя потерями. Одним из значимых источников подобных ситуаций (кризисов) выступает профессиональная деятельность человека. Профессиональные кризисы можно определить как резкие изменения вектора профессионального развития личности. Непродолжительные во времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях – к смене профессии.
Основными признаками профессиональных кризисов являются: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки себя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей.
В результате преодоления профессиональных кризисов человек либо возвращается к индивидуальной (регресс), либо поднимается к личностной (прогресс) форме регуляции, но в любом случае возникает новая ценностная система, посредством которой можно было бы восстановить внутреннюю целостность и обрести смысл бытия.
Важная роль в преодолении жизненных трудностей, сопротивления стрессу в изменяющихся условиях принадлежит такой личностной особенности как жизнестойкость.
В жизнестойкости присутствует система убеждений и установок, ее мы можем отнести к мировоззрению человека. Мировоззрение — это совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире, которые делают человеческую деятельность осмысленной, упорядоченной и направленной.
Отображение темы жизнестойкости и совладения есть в работах Рассказова Е.И., Осина Е.Н., Леонтьева Д.А., Мадди С, Тарабрина Н.В. и других авторов.
Предметом исследования выступают психологические аспекты профессиональной деятельности.
Объектом исследования выступают особенности стилей жизнестойкости и совладения с профессиональными трудностями у людей разных профессий.
Целью курсовой работы является раскрытие взаимосвязи жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями.
Задачи курсовой работы:
- выявить влияние профессиональной деятельности на личность;
- раскрыть теоретические аспекты жизнестойкости как психологической категории;
- проанализировать компоненты жизнестойкости и её место в модели стресса;
- проанализировать результаты исследования;
- сформулировать выводы исследования.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя основными главами, заключением (выводы) и списком использованных источников.
1. Жизнестойкость и совладание в профессиональной деятельности: теоретические аспекты
1.1. Влияние профессиональной деятельности на личность
Существует множество подходов к пониманию термина «деятельность». В широком определении она понимается как форма активного отношения человека к окружающему миру с целью преобразования. Деятельность включает в себя: цель, средство, результат и форму самого процесса деятельности. Помимо этого в ее структуру входит: отношение к труду, стимулы труда, мотивы труда и т.п.
Верховин В.И. определяет трудовую деятельность следующим образом: это «обусловленная технологическими средствами и независимая от субъективных желаний целесообразная форма профессиональной активности индивида; — это относительно жестоко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемый людьми, объединенными в производственные организации»[1].
В большой советской энциклопедии профессиональная деятельность определяется, как «род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы»[2] В процессе овладения профессиональной деятельностью сначала формируются одни ее составляющие, а затем — другие. Любая из составляющих подчиняется развитию системы в целом.
Главной структурной единицей деятельности, является процесс, направленный на достижение цели — действие. Анисимов О.С. выделяет три основания в понимании термина «деятельность».
• В первой — рассматривается любой процесс как деятельность.
• Во второй трактовке соотношение процесса с удовлетворением потребности индивида и личности.
• Третья два основных условия превращения процессов человеческого существования в деятельность[3].
Субъектом деятельности является личность — социальное качество человека, как носителя сознания.
Мерлин В.С. определяет личность, как целостная, относительно устойчивая индивидуально своеобразная и социально-типичная организация сознания, определяющая активный, творческий характер деятельности человека и имеющая социально нравственную значимость для общества. Так же он выделяет признаки свойств личности:
- характеризуют сознательную часть психики;
- достаточно постоянны и устойчивы;
- поддаются изменению;
- проявляются и формируются в социальных отношениях;
- подлежат социально оценке;
- индивидуально своеобразны;
- социально-типичны[4].
Необходимо отметить, что личность является субъектом деятельности. Подлинным субъектом она становится, когда вносит в деятельность что-то новое, неповторимое, индивидуальное. Для выполнения функций личности, как субъекта деятельности необходимо определенное соотношение социально-типичных и индивидуальных свойств. Индивидуальное своеобразие характеризует личность, как субъект деятельности. Социально-типичные свойства характеризуют человека не только как субъекта, но и как объект общественных отношений. Данные свойства формируются в зависимости от определенных социально-исторических условий, в результате социальных возможностей, в особенности целенаправленного общественного воспитания.
Как субъект профессиональной деятельности, личность претерпевает изменения в процессе ее выполнения. Данные изменения принято называть термином «профессиональная деформация».
Рогов Е.И. предлагает называть профессиональными деформациями личности такие ее «изменения, которые возникают под влиянием выполнения профессиональной деятельности и проявляются в абсолютизации труда как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жестоких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать свое поведение адекватно меняющимся условиям»[5]
Можно рассматривать данное явление как адекватные, эффективные и прогрессивные в рамках профессиональной деятельности изменения, но параллельно регрессивные по отношению к жизнедеятельности человека в социуме. Однако профессиональную деформацию принято считать одним из отрицательных качеств профессионала.
Профессиональная деформация личности может носить положительный или отрицательный характер.
Благотворное воспитывающее влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении интересов.
Отрицательные изменения в личности специалиста под влиянием их профессиональной роли проявляются в эмоциональной сухости и многом другом.
Механизм возникновения профессиональной деформации имеет сложную динамику. Сначала неблагоприятные условия труда вызывают отрицательные изменения в профессиональной деятельности. Затем, отрицательные изменения накапливаются в личности, приводя к ее перестройке, что проявляется в повседневной жизнедеятельности человека[6].
Рогов Е.И. выделяет несколько видов профессиональной деформации личности:
- Общепрофессиональные деформации, типичны для большинства людей. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок и привычек. Допустимые и неизбежные для приверженных совей профессии лиц общепрофессиональные деформации образа мира, профессионального сознания как типичные для представителей профессии, отличающихся предметным содержанием.
- Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности.
- Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия может создавать благоприятные условия для развития личностных качеств, предпосылки которых были до начала профессионализации»[7]
В процессе выполнения профессионала своих профессиональных обязанностей преобразуются свойства личности. Как следствие возникает профессиональный тип личности, который проявляется вне профессиональной сферы. В широком понимании профессиональные деформации это результат сохранения измененных под влиянием деятельности ранее сложившихся стереотипов, установок, навыков, знаний и опыта. Деформация — это явление естественное, нормальное, повсеместное и широко распространенное, а острота его проявления зависит от глубины профессиональной специализации, от степени специализации трудовых задач, используемых предметов и условий труда.
Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Профессиональная деформация присутствует у представителей разного рода деятельности. Рассмотрим этот процесс на примере деятельности сотрудников правоохранительных органов.
В процессе ежедневного многолетнего профессионального «общение» с правонарушителями, сотрудники правоохранительных органов деформируются. На них воздействует многократный стресс при задержании и обезвреживании преступников, как следствие может возникать посттравматические стрессовые расстройства; специфические моральные нагрузки и часто вынужденно ненормированные рабочие дни, ведущие к «выгоранию личности».
Одна из самых частых причин изменений — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал.
В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению деформации.
Факторы, обусловленные спецификой деятельности сотрудников МВД:
- детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;
- наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;
- корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка, и отчуждения их от общества;
- повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
- психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;
- экстремальность деятельности;
- необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями[8].
Факторы, отражающие особенности сотрудников органов правопорядка:
- неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
- недостаточная профессиональная подготовленность;
- специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника;