Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями (Влияние профессиональной деятельности на личность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- профессиональный опыт;

- профессиональные установки, к примеру, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.;

- особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

- изменение мотивации деятельности[9].

Факторы социально-психологического характера:

- неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

- неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы;

- низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии[10].

Профессиональная деформация личности проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

Развитию данного состояния способствует необходимость работы в постоянном напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой, личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного материального и психологического вознаграждения за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества.

1.2. Жизнестойкость и ее компоненты

Особое значение для профессионалов, работающих в экстремальных условия, имеет феномен жизнестойкости.

Термин жизнестойкость чаще рассматривают в аспекте его позитивного влияния на показатели эффективности профессиональной деятельности. Поскольку сам конструкт был выделен в ходе исследований, в которых занимались поиском ответа на следующий вопрос: какие психологические факторы способствуют успешному совладанию со стрессом и снижению внутреннего напряжения? По данным исследований, жизнестойкость оказалась ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов на соматическое и душевное здоровье, а также успешность деятельности[11].


Исследуя стрессогенные ситуации Мадди С. и Кобейс С. ввели и определили «жизнестойкость» — как систему личностных убеждений о себе, мире и об отношений с миром. Данная система включает в себя три компонента:

- «Вовлеченность — определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти стоящее и интересное для личности». Способность человека получать удовольствие от собственной деятельности. Если компонент не развит, то человек испытывает отчужденность от выполнения деятельности»[12].

- «Принятие риска — убежденность в том, что все происходящее способствует развитию за счет выводов, извлекаемых из опыта. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование»[13].

- «Контроль — «представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего. Человек с сильно развитым контролем ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Отсутствие этого компонента порождает ощущение беспомощности»[14].

Компоненты жизнестойкости развиваются в детстве и отчасти в подростковом возрасте, но их можно развивать и в дальнейшем.

По мнению С. Мадди жизнестойкость оказывает влияние на оценку ситуации. Человек перестает воспринимать стресс как что-то травматичное, ведь убеждения заставляют думать, что он способен изменить ход событий, добавляют уверенности в себе и своих действиях. Наличие феномена жизнестойкость толкает на активные действия. Более того, убеждения помогают пойти на борьбу с трудностями.

Так же в своих исследованиях Мадди выделил механизмы включения жизнестойкости:

- оценка жизненных изменений;

- создание мотивации;

- усиление иммунной системы;

- усиление ответственности;

- поиск активной социальной поддержки.

Согласно Мадди жизнестойкость включает в себя две стороны: психическую и деятельностную, каждая имеет мотивационную структуру. Деятельностная сторона предполагает действия, направленные на совладание со срессовыми ситуациями, включая в себя постоянную заботу о своем здоровье[15].


Рисунок 1. Модель жизнестойкости С. Мадди[16]

1.3. Жизнестойкость в модели стресса

Жизнестойкость побуждает к активным действиям. Человек перестаем воспринимать стресс как нечто травматичное или опасное, убеждения дают осознания владения ситуацией, в результате чего добавляется уверенность в себе. Именно поэтому, особое значение для профессионалов, работающих в экстремальных условия, имеет феномен жизнестойкости. Именно жизнестойкость заставляет человека делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздоровлению организма и дальнейшему благополучию. Так человек становится менее подверженным психосоматическим или хроническим заболеваниям, постоянные стрессовые ситуации оказывают на организм минимальное влияние.

В зарубежных исследованиях жизнестойкость представлена в большей степени с точки зрения ее связи с адаптацией к стрессу, психического и психологического здоровья. Ханг С., рассматривая взаимосвязь жизнестойкости и стресса, пришел к выводу о том, что люди с высокой степенью выраженности качеств жизнестойкости имеют большую вероятность остаться здоровыми и воспринимать жизненные изменения как положительные и содержащие вызов, путем когнитивной оценки. Зарубежные психологи Флориан В., Микулинчер М. и Таубман О. в своем исследовании выявили, что высокий уровень жизнестойкости способствует сохранению психического здоровья в напряженной ситуации, что можно рассматривать в качестве условия предупреждения психического выгорания[17].

Изучая способы совладания в стрессовых ситуациях, зарубежные исследователи ввели понятие «копинг». Копинг определяется как процесс конструктивного приспособления, в результате которого человек оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются, и возникает чувство роста собственных возможностей, а это в свою очередь ведет к саморазвитию личности.

Копинг-поведение — форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации — угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты. Лазарус рассматривал эту защиту (процессы совладания) как способность личности осуществлять контроль над угрожающими, расстраивающими или доставляющими ей удовольствие ситуациями.


Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора. На этом этапе осуществляется вторичная оценка последнего. Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания:

1. - непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство, восторг или любовное наслаждение);

2. - косвенная или мыслительная форма без прямого воздействия, невозможного из-за внутреннего или внешнего торможения, например вытеснение («это меня не касается»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, переключение на другую форму активности, изменение направления эмоции с целью ее нейтрализации и т. д.;

3. - совладание без эмоций, когда угроза личности не оценивается как реальная (соприкосновение со средствами транспорта, бытовой техникой, повседневными опасностями, которых мы успешно избегаем)[18].

Защитные процессы стремятся избавить человека от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, предохранить его от осознания нежелательных или болезненных эмоции, а главное — устранить тревогу и напряженность. Результативностью защиты, является минимум той силы удачного совладания. «Удачное» совладающее поведение описывается как повышающее адаптивные возможности субъекта, реалистическое, гибкое, большей частью сознаваемое, активное, включающее в себя произвольный выбор.

Лазарус Р.С. и Фолкман С, выделили способы совладания: способы совладания делятся на позитивные, использование которых ведет к позитивному разрешению сложной ситуации, и негативные, применение которых не ведет к успешному разрешению сложной ситуации.

Позитивные способы совладания — самоконтроль, ответственность, поиск социальной поддержки, планирование, переоценка ситуации.

Негативные способы совладания — конфронтация, дистанцирование, бегство.

Копинг - поведение более точно определяется как непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними, или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные либо превышающие ресурсы человека[19].

Исследованием жизнестойкости и ее составляющих занимались и отечественные исследователи.

Леонтьев Д.А. определял «Жизнестойкость — это черта, характеризующаяся мерой преодоления личностью заданных обстоятельств, а в конечном счете, мерой преодоления личностью самой себя»[20]. Составляющими данной черты, автор называл: убеждение в готовности справиться с ситуацией, интересы и открытость новому.


По мнению Леонтьева Д.А. жизнестойкость человека это его интегральная характеристика, жизнетворчество, позволяющее сопротивляться негативным влияниям среды, эффективно преодолевая жизненные трудности. Феномен жизнестойкости может быть представлен как интегральная характеристика индивидуальности человека, состоящая из значимых элементов: психофизиологического, личностно-смыслового и социально-психологического уровней, которые в определенных стрессовых ситуациях проявляются как единых комплекс, способствующий успешному их преодолению.

По мнению Александрова Л.А. жизнестойкость — интегральная способность, лежащая в основе адаптации личности. В ее основе выделяется два блока:

- Блок общих способностей: базовые личностные установки, ответственность, самосознание, интеллект и смысл как вектор, как вектор организующий активность человека.

- Блок специальных способностей: навыки преодоления различных типов ситуаций и проблем, взаимодействия с людьми, саморегуляцией[21].

Взгляд на жизнестойкость как на специфическую способность, присутствует у В.Д. Шадрикова, который рассматривает способности «как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые выражают индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности»[22].

В данном определении представлены следующие основные признаки, которые характеризуют и жизнестойкость:

• функциональность — обеспечивает функцию сохранения и поддержания жизни;

• индивидуальная мера выраженности — является индивидуальной особенностью, которая может быть измерена;

• связь с эффективностью деятельности — зависимость удовлетворения жизненно важных потребностей от результатов деятельности.

Обобщая исследование отечественных авторов, можно выделить несколько пунктов:

- определенным ресурсом, потенциалом (что может включать различные психологические свойства), который может быть востребован ситуацией;

- является интегральным психологическим свойством личности, развивающимся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями;

- интегральной способностью к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции.

Жизнестойкость характеризует способность личности выдерживать стрессогенные ситуации, сохраняя сбалансированность и успешность деятельности.