Файл: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу (Классификация способов мышления).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Психофизиологический анализ профессиональной деятельности..
1.2. Общая характеристика профессиограммы и психограммы.
1.3. Классификация способов мышления.
ГЛАВА 2. Схема описания профессиональной деятельности.
1.1 Сущность деятельности менеджера
1.2. Этика менеджера по персоналу как составная часть деловой этики
1.3. Этические нормы и принципы в работе менеджера по персоналу
Важной частью прфессиограммы является психограмма, отображающая психологический анализ структуры профессиональной деятельности. Содержание и объем профессиограммы зависит от цели, с которой проводится изучение, рационализация режима и условий труда.
Мерчандайзер — товаровед, человек, представляющий торговую компанию в торговых сетях (чаще всего супер- и гипермаркетах). Отвечает за выкладку товара, установку сопутствующего необходимого оборудования (холодильники, дополнительные витрины, палеты промоакций), размещает POS-материалы. Основная задача — контроль наличия всего ассортимента компании на полках магазина и расположение его в наиболее благоприятных для покупки местах.
Мерчендайзинг – это современная техника повышения продаж в системе розничной торговли, которая применяется в нашей стране около 10 лет. У её истоков стоит такой бренд как Coca-Cola. Персонал супермаркета не может постоянно следить за тем, сколько товаров лежит на полке и есть ли необходимость его переставить. У сотрудников магазина есть определённый круг обязанностей, и такая дополнительная нагрузка невозможна. Изначально сами розничные сети были заинтересованы в том, чтобы в их магазины приходили обученные люди, которые бы отвечали за определённую группу товаров (выкладка, наличие, цены, дополнительные витрины)
Социальная значимость профессии в обществе: В последние годы данная профессия стабильно востребована. В сфере розничной торговле многое зависит от визуального восприятия. Покупатель купит тот товар, который он выделит среди остальных. Потенциальным клиентом можно управлять, располагая «нужный» товар на выгодной полке. Прибыль магазина растёт, идеальный мерчендайзинг привлекает посетителей и подсознательно помогает им делать больше покупок.
Массовость и уникальность профессии: Требования к мерчендайзерам разные. За ним может быть закреплена только одна функция – анализировать цены конкурентов в торговых точках города. В этом случае нужна хорошая память для запоминания цен. В основном представитель этой профессии занимается тем, что следит за выкладкой товаров, договаривается с руководством магазина о закреплении торговой марки на выгодных ему полках, анализирует цены и надбавки, принимает непосредственное участие в проведении акций. Человек на этой должности должен быть общительным, интеллигентным, немного психологом.
Риски профессии: Целый день работать мерчендайзеру предстоит на ногах, поэтому нужно быть физически выносливым или иметь автомобиль для передвижения между торговыми точками. Для тех, кто хочет построить карьеру в сфере розничной торговли – это отличная стартовая позиция и некая школа жизни, которая потом пригодится в грамотном управлении промоутерами, мерчендайзерами, супервайзерами.
Где получить профессию: Желательно иметь образование в области менеджмента, экономики или психологии; дополнительные навыки можно получить в учебном центре, который предложит сам работодатель.
- Цель труда
Гностическая (оценка каких-либо изделий, анализ, контроль)
- Орудия (средства) труда
Внешние (ручные инструменты, автоматические оборудования)
Внутренние, функциональные (деловая речь, деловое поведение)
- Степень проблемности трудовых ситуаций
Средняя ( деятельность достаточно четко определена, но иногда в ней возникают ситуации, требующие принятия новых, нестандартных решений)
- Социально - психологические параметры
Низкая степень коллективного процесса
Исполнитель в организации работы
Особенности трудового взаимодействия:
по количеству контактов многочисленный
по типу партнера сотрудники, посетители, клиенты
по степени постоянства круга партнеров постоянный
5. Эмоционально – волевые параметры
Повышенный характер ответственности
Работы в помещении
Факторы, вызывающие психическую напряженность: сложные, аварийные ситуации
1.1 Сущность деятельности менеджера
Менеджер - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» может употребляться применительно к:
1. администратору любого уровня управления, если администрирование осуществляется современными методами;
2. руководителю предприятия в целом или его подразделений (завода, отдела, цеха, участка);
3. организатору конкретного вида работ;
4. руководителю по отношению к подчиненным.
К менеджеру в первую очередь предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В нем должны соединяться качества высококвалифицированного специалиста, обладающего техническими и экономическими знаниями, и организатора производства, выполняющего административные функции. В условиях перехода к рыночной экономике необходимо изменить взгляд на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. Сейчас на первое место выдвигаются самостоятельность, инициативность, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Специфика труда менеджера состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает в основном и организационном порядке, воздействуя на людей, которые должны непосредственно решать эти задами.
Характер труда менеджера определяется тем, что он реализует функцию руководства. При этом перед ним стоит задача - интегрировать систему управления в единое целое, координировать действия ее звеньев. Управление состоит из жизнедеятельности различных функций. Но система управления только тогда становится системой, когда все ее функции и звенья составляют единое целое. Поэтому важнейшей обязанностью менеджера является обеспечение согласованности и единства системы управления как целого. Чем четче в системе управления проведено разделение труда, тем сложнее проходит процесс интегрирования.
Труд менеджера не только объективно обусловлен, но и носит творческий, инициативный характер, поэтому правомерно говорить об искусстве управлении менеджера. С одной стороны, организация работы менеджера подчинена определенным закономерностям, принципам, а с другой — эти принципы носят условный характер. Правила и закономерности служат лишь исходным пунктом для активной работы менеджера над совершенствованием стиля и методов организации своего труда.
Руководство совместной деятельностью людей состоит но взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, а с другой — самоуправления группы. Деятельность руководителя осуществляется в составе совместной деятельности социально-экономической системы. Все исполнительские, организационные и административные функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться низовым ступеням должностной иерархии, вспомогательным подразделениям, функциональным службам.
Из сказанного можно сделать вывод, что управление совместной деятельностью людей и составляет сущность руководства - особого вида экономической деятельности. Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что умножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективных сил подчиненных. Это и есть задача руководителя любого управленческого уровня.
В наше время интеллектуальные компоненты любого вида деятельности преобладают над физическими, поэтому подчиненных нужно побуждать работать не только физически, но главным образом умственно. И надо помнить, что никакое принуждение не может заставить человека мыслить и действовать творчески, если он этого не хочет сам. Принуждением эффективно управлять нельзя.
Влияние на подчиненных составляет основу руководства. Руководитель - это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации. Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворение в меру возможности их нужд и защита их интересов перед управляющими верхнего уровня.
Среди требований, предъявляемых к менеджеру, на первый план ставится умение управлять людьми, поэтому он должен в совершенстве знать своих подчиненных, особенно их возможности выполним, порученное дело. Менеджер должен иметь гражданское мужество избавиться от неспособных или нерадивых работников.
В условиях рыночных отношений требуется творческий подход к управлению на базе всесторонней информированности, наилучшего использования ресурсов и других факторов повышения эффективности функционирования предприятия. В этой связи на первый план выступает фактор понимания того, что в конечном счете положение предприятия определяется рынком.
Менеджмент осуществляется в экономическом, социально-психологическом, правовом и организационно-техническом направлениях.
Содержанием экономического направления является управление производственным процессом. Деятельность менеджера сосредоточивается на координации материальных и трудовых ресурсов, чтобы достичь поставленных целей при наименьших затратах.
Социально-психологическое направление - это прерогатива менеджеров всех уровней управления. На низовом и среднем уровнях управления усилия менеджеров направлены на создание дружественных производственных отношений между коллективами и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться. На высшем уровне управления социально-психологическую функцию осуществляет ряд лиц, использующих власть, авторитет, положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными.
Социально-психологическое направление базируется также па уровне развития социальных отношений в обществе (уровень образования, культура, традиции, обычаи).
В осуществлении рыночных отношений важное место занимает правовая база менеджмента, которая отражается в законодательстве и других правовых актах, вырабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами: правовые положения по созданию фирм и предприятий, таможенная и налоговая политика, государственное регулирование предпринимательства и др.
Огромный удельный вес в общем объеме управления занимает организационно-техническая работа менеджера. Эта работа охватывает многие стороны управления: постановка целей и задач, обеспечение ресурсами, организация работы, непосредственные контакты с исполнителями и контроль за их деятельностью, стимулирование труни работников, проектирование новых производственных процессов.
Различают три стадии менеджмента: стратегическое управление, нормативное управление, контроль. За каждой из них закреплены определенные виды деятельности.
1.2. Этика менеджера по персоналу как составная часть деловой этики
Этика менеджера по персоналу является составной частью профессиональной этики. Это непосредственно связано с тем обстоятельством, что те вопросы, которые должен решать менеджер по персоналу в ходе своей профессиональной деятельности выходят далеко за пределы тех вопросов, которые решаются средствами универсальной этики [6, с. 74].
Этика менеджера по персоналу являясь частью профессиональной этики изучает такие аспекты развития профессиональной морали, которые в своей сущности представляют собой конкретизацию универсальных нравственных принципов и норм в сфере осуществления своей профессиональной деятельности.
Профессиональная мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп [1, с. 98].
С образованием профессиональных групп возникает социальная потребность в регулировании отношений людей внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые профессии.
В зависимости от конкретных исторических условий на первый план выдвигается та или иная сторона профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность.
Чем же обусловлена нравственная оценка профессии?
Во-первых, тем, что данная профессия дает объективно для общественного развития. Во-вторых, тем, что эта профессия дает человеку субъективно, в смысле нравственного на него воздействия.
Всякая профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои функции, свои цели. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которая накладывает свой отпечаток на людей независимо о того, хотят они этого или не хотят.
Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, которые требует от человека определенного типа действий, методов, психологических реакций. В каждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения.
В профессиональной деятельности человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, со своим образом мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу. А это, в свою очередь, обуславливает специфику поступков людей, своеобразие их норм поведения [1, с.98].
Таким образом, как только профессиональные отношения приобрели качественную устойчивость, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру труда, т.е. к возникновению профессиональной морали с ее исходной клеточной нормой, отражающей практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений, как между членами профессиональной группы, так и между самой группой с обществом.
Этика менеджера по персоналу, несмотря на то, что он по своей теоретической сущности и отражает особенности профессиональной этики, имеет и определенные, специфические особенности. В частности такие авторы, как Т. Ю. Базаров и Б. Л. Еремина считают, что специфические особенности профессиональной этики, которые находят отражение в работе менеджера по персоналу, сложились в силу того, что данная профессия регулирует отношения в области управления человеческим ресурсами[7, с. 57].
Исходя из данного положения, на наш взгляд вытекает закономерный вывод о том, что роль моральных регуляторов в рамках данной профессии.
Второй очень важной этической составляющей в ходе осуществления профессиональных обязанностей менеджера по персоналу является репутация профессионала [5, с. 82].
Репутация профессионала, накопленный им социальный и моральный капитал во многом предопределяют успешность его деятельности в профессиональных сетях.
Поскольку сетевые формы организации подразумевают переход на контрактные (как правило, срочные) формы привлечения персонала, то работу с ним менеджер по персоналу обязан строить на основе не только формальных и неформальных методов контрактации, но и используя приемы психологического контракта. Установление атмосферы взаимного доверия является ключом к эффективной деятельности всей системы кадрового менеджмента, обязательно включающей не только штатных работников кадровых служб, но и практически весь менеджерский корпус корпорации, а также внешних консультантов.
1.3. Этические нормы и принципы в работе менеджера по персоналу
Сформированная этическая культура менеджера по персоналу профессиональными знаниями, умениями и навыками является полноценным итогом всего предшествующего развития [2, с. 78].
Поскольку профессиональная деятельность менеджеров по персоналу относится к системе «человек—человек» и предполагает постоянные контакты с другими людьми (клиентами, коллегами, партнерами по бизнесу), при профессиональной подготовке этих специалистов большое значение имеет формирования основ этической культуры.
Безусловно, формирование и развитие профессиональной этической культуры является длительным процессом, который начинается в вузе и проходит несколько этапов, а далее продолжается в период самостоятельной трудовой деятельности специалиста.
Однако основы этической культуры должны быть сформированы именно в процессе профессиональной подготовки.
Профессиональная деятельность специалистов сферы управления персоналом является общественно значимой деятельностью, сферой взаимного воздействия человека на человека, вызывающей изменения в личности каждого из них. Особенности профессиональной деятельности включают необходимость высокого уровня владения специальными знаниями, развития этической культуры и профессионально значимых личностных качеств. Взаимодействие с людьми является формой профессионального существования, профессиональной реализации менеджера по персоналу.
В этом процессе имеет место взаимодействие культур, поэтому без преувеличения можно констатировать, что этическая культура менеджера по туризму приобретает особое значение.
В целом в структуре профессиональной компетенции менеджера по персоналу наряду с когнитивным компонентном, относящимся к сфере знаний, можно выделить мотивационный, деятельностный и социально-психологический компоненты, непосредственно связанные с внутренней этической культурой специалиста.
Так, мотивационный компонент включает комплекс отношений менеджера по персоналу к своей профессиональной деятельности и профессиональным задачам; мотивы профессиональной деятельности; профессиональные ценности и профессионально-личностные ценностные ориентации специалиста.
Деятельностный компонент выражается в соблюдении менеджером по персоналу профессионально-этических норм, качеством выполнения профессиональных действий.
Одним из наиболее важных является социально-психологический компонент, включающий коммуникативность, адекватность межличностного восприятия и взаимодействия, умение предупреждать и разрешать конфликты.