Файл: Основные функции в системе менеджмента (Понятие «общие функции управления», различные подходы к их выделению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт -постижение науки и искусства менеджмента.

В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. В этом заключается актуальность данной курсовой работы.

Целью работы является изучение функций в системе менеджмента и их значения для реализации поставленных целей.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

- изучить функции менеджмента и сущность эффективной системы управления;

- дать краткую характеристику деятельности ООО «Электромонтаж»;

- проанализировать реализацию функций управления на предприятии;

- разработать мероприятия по совершенствованию функций управления на предприятии ООО «Электромонтаж».

Предметом исследования является изучение функций в системе менеджмента и их значения для реализации поставленных целей.

Объектом исследования является предприятие ООО «Электромонтаж».

В процессе написания работы были использованы учебники, учебные пособия, а также периодическая литература.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Функции менеджмента: понятие, исторические предпосылки их появления

Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы [3, с. 214]

Принцип, позволяющий учитывать содержание процесса управления, такие функции, как: планирование, организация, регулирование, контроль, учет. Это так называемые общие функции управления. Принцип, характеризующий набор функций на разных уровнях управления, функции управления предприятием, цехом, участком и т.д. Для промышленных предприятий в наибольшей мере подходит классификация, учитывающая специфику промышленного объекта. При этом выделяют следующие функции управления: - основным производством; - вспомогательным производством; - оперативное управление; - технической подготовкой производства; - управление трудом; - заработной платой; - реализацией продукции (маркетинг продукта) и т.д.

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников.

1.2 Понятие «общие функции управления», различные подходы к их выделению.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация и контроль.

1. Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач [12, с. 217].


2. Организация. Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление. Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.

Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы. [9, с. 254]

3. Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте [7, с. 28].

4. Контроль.

Контроль-это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии.

Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Специфические функции управления определяются объектом управления: - планирование (используемый ресурс — время); - маркетинг (используемый ресурс — потребитель); - финансы (используемый ресурс — деньги); - организация (используемый ресурс — люди); - производство (используемый ресурс — технологии); - инновация (используемый ресурс — идеи); - информация (используемый ресурс — данные); - социальное развитие (используемый ресурс — культура);


ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Характеристика организации

Основное направление деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Электромонтаж» — оптово-розничные поставки кабеленесущих систем и электротехнической продукции. ООО «Электромонтаж» является дочерней компанией ЗАО Остек-Сибирь (производителя кабеленесущих металлических систем).

Адрес: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого 84, корпус 7.

ООО «Электромонтаж» осуществляет бесплатную доставку товара по Новосибирску. При отправке в регионы обеспечивается доставка до транспортной компании.

Для организации кабельных трасс ООО «Электромонтаж» предлагает кабельные каналы из металла, оцинкованной стали и из пластика, известных российских и зарубежных производителей:

- кабельные лотки прокатные Остек (Россия), ИЭК (Россия), ДКС (Россия);

- кабельные лотки проволочные Остек (Россия), ИЭК (Россия), ДКС (Россия);

- кабельные лотки лестничные Остек (Россия), ИЭК (Россия),ДКС (Россия);

- пластиковые кабельные короба MITA (Великобритания), Экопласт (Россия), ИЭК (Россия), Legrand (Франция);

- миниколонны и сервисные стойки Экопласт (Россия);

- розеточные лючки Экопласт (Россия);

- пластиковые трубы гофрированные и жесткие для прокладки кабеля Экопласт, ИЭК, Урал-Пак, ДКС(Россия);

Также в ассортименте представлено низковольтное электрооборудование.

Численность персонала: шесть человек (три менеджера, исполнительный директор, два кладовщика).

Исполнительный директор

Менеджеры

Кладовщики

Рис. 1. Организационная структура ООО «Электромонтаж»

ООО «Электромонтаж» имеет линейную структуру управления. Исполнительный директор Кашавкина Регина Николаевна. Директор выполняет только формальные функции, все её действия контролируются директором ЗАО Остек-Сибирь (производитель кабеленесущих металлических систем).

Менеджеры достаточно свободны в своих действиях, самостоятельно принимают решения. Кладовщики отвечают за сохранность и своевременную погрузку/разгрузку товара.

В процессе управления организацией применяются экономические, административно-распорядительские; социально-психологические методы управления.


К наиболее важным результатам социально-психологических методов относятся:

- комфортный психологический климат в коллективе;

- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

- формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.

Миссия может быть сформулирована следующим образом: «Наша миссия - обеспечивать потребителей качественными и доступными кабеленесущими системами и электротехнической продукцией и услугами, связанными с их использованием».

Таблица 1

Характеристика внешней среды

Фактор внешней среды

Содержание фактора

Влияние на систему

Факторы внешней среды прямого воздействия

1.Потребители

Предприятия, физические лица

Увеличение ассортимента предлагаемых товаров, обслуживание

2.Конкуренты

Аналогичная продукция других производителей

Выход на рынок новых поставщиков

Факторы косвенного воздействия

Политическая обстановка

Изменение законодательства

Повышение таможенных тарифов и налогов;

Резкое изменение курса валют;

Исполнительный директор Кашавкина Регина Николаевна выполняет следующие роли.

Межличностные роли :

1. Руководитель выполняет обязанности правового и социального характера. Характер деятельности: действия связанные с положением.

2 Лидер отвечает за мотивацию подчиненных, набор и подготовку персонала. Характер деятельности: все управленческие действия с участием подчиненных.

3. Связующее звено обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации. Характер деятельности: переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами.

Информационные роли:

4. Приемник информации разыскивает и получает разнообразную информацию, текущую, специализированного характера, которой пользуется в интересах дела, выступает как центр внешней и внутренней информации поступающей в организацию.

Характер деятельности: осуществление действий, связанных с получением информации.

5. Распространитель информации передает полученную информацию членам организации. Характер деятельности: рассылка почты по организациям с целью получения информации, проведение обзоров, бесед.