Файл: Роль мотивации в поведении организации (Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «БЕЛАЗ»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 479
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности
Глава 2. Анализ системы мотивации на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «БЕЛАЗ»
2.2 Анализ системы мотивации и выявление недостатков
Глава 3. Совершенствование системы мотивации на предприятии ОАО «БЕЛАЗ»
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации на предприятии ОАО «БЕЛАЗ»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что, несмотря на достаточную теоретическую изученность вопросов мотивации персонала, у руководителей предприятий и кадровых служб на сегодняшний день возникают проблемы с мотивацией и стимулированием персонала, регулированием деятельности сотрудников и с практическим применением трудового законодательства.
Под мотивацией понимается совокупность движущих сил, побуждающих человека к труду.
Мотивация в современных организациях осуществляется через специальную службу, называемую отдел кадров или кадровая служба.
Актуальность изучения мотивации труда в современный период обусловлена рядом факторов:
– научно-технический прогресс усложняет производственные связи на предприятиях, в отраслях и в экономике в целом, а это требует повышенной четкости и точности в организации взаимодействия всех производственных звеньев;
– в современном высокомеханизированном и автоматизированном производстве резко возрастает цена единицы рабочего времени в связи с тем, что при этом вовлекается в производственный процесс значительно большее количество высокопроизводительных орудий труда;
– радикальное изменение системы хозяйственного управления в условиях рыночной экономики с особой остротой выдвигает требование ответственности каждого работника не только за свой личный труд, но и за успех персонала, как первичного подразделения, так и всего предприятия.
Объект исследования – ОАО «Белорусский автомобильный завод» – один из крупнейших в мире концернов по выпуску карьерных самосвалов.
Предмет исследования – мотивация в поведении на предприятии ОАО «БЕЛАЗ»
Цель работы: Роль мотивации в поведении на предприятии ОАО «БЕЛАЗ»
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие мотивации трудовой деятельности персонала в организации;
- Рассмотреть материальные потребности как основа мотивации;
- Рассмотреть теории мотивации;
- Изучить краткую характеристику предприятия;
- Изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- Изучить анализ системы мотивации на предприятии;
- Изучить рекомендации по совершенствованию системы мотивации;
- Изучить оценку эффективности разработанных мероприятий.
При написании теоретической основы курсовой работы, использовались такие учебные пособия авторов как: Зайцев, Г.Г., Маслов, Е.В., Лукаш, Ю.А., Савицкая, Г.В. и другие. Я применил этих авторов, потому, что мне показалось, что они более точно и грамотно изложили материал про мотивацию, и более доступные понятия и высказывания авторов этих книг.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности
Существует большое количество мотивационных тенденций, из которых и складывается понятие мотивации, и которые в той или иной степени свойственны каждому человеку. Точного определения мотивации не существует, каждый автор даёт своё понятие мотивации, ссылаясь на его точку зрения.
Например, у Г. Г. Зайцева встречается такое определение: «Мотивация-это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности [2, с. 123].
С точки зрения Сербинского Б. Ю., мотивация — это побуждение людей к деятельности [11, с. 98].
Как бы авторы не давали понятие мотивации, эти понятие схожи между собой в одном, т.е. везде под мотивацией понимается активная движущиеся сила, определяющие поведение живых существ. С одной стороны побуждение, навязанное извне, а с другой стороны самопобуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивировано. Мотивировать сотрудников — значит затронуть их важные интересы, потребности в чем-либо. Нарушения в мотивации могут иметь несколько причин, которые коренятся в межличностных конфликтах между сотрудниками. Образцовые компании, достигающие значительных результатов в побуждении у десятков и даже сотен людей приверженности к труду и склонности к постоянным нововведениям, показывают, что нет никаких причин, по которым невозможно создавать системы, позволяющие большинству персонала чувствовать себя победителями.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.
Представителями первого подхода изучения являются А. Маслоу и Дэвид Мак Клелланд.
Теория мотивации по А. Маслоу. Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
* физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т. д.;
* потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
* социальные потребности — необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
* потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
* потребность самовыражения, т. е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей [4, с. 167].
Теория мотивации Дэвида Макклелланда. С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Макклелланд [5, с. 354].
Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность [5, с. 355]. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию — его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности [5, с. 355].
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера — Лоулера.
Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения [3, с. 78].
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
* руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
* сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
* сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение
* сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности [3, с. 145].
Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении [5, с. 360].
Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами [7, с. 90].
Противоречия, высказанные разными авторами в части теоретических и практических аспектов действующих ныне мотивационных моделей, отнюдь не приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания главным образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность той или иной модели можно проверить только путем их апробации на практике с учетом той среды, где они будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных моделей на наших предприятиях будет снижать эффективность действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых коллективов.
Результаты своей деятельности человек, чаще всего, наблюдает выраженными так же в материальной форме. Даже нематериальные блага ценятся людьми лишь в том случае, если они потенциально способны конвертироваться в материальные блага (почет — в льготы на получение материальных благ, свободное время, результаты интеллектуального труда — в деньги, звания, должности — в возможности получения благ, и т. д.) [10, с. 456].
Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.
Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.
Каждый человек стремится к успеху. Успех — это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившийся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице [7, с. 123].
Процесс мотивации можно представить в виде шести этапов, от возникновения до удовлетворения потребности.
1. Возникновение потребности – ощущение работником нехватки чего-либо и необходимости устранения проблемы. Для создания мотивации необходимо знать и уметь выявлять потребности работника, которые зависят от условий работы и развития личности.
2. Поиски объектов удовлетворения потребностей – работник ищет объекты и предметы, способные удовлетворить потребности, являющиеся желаемыми для работника. Потребности есть не что иное, как стимулы и могут использоваться для формирования процесса мотивации.
3. Выбор способов достижения желаемого – образ действий того, как и каким путем добиваться желаемого, что и формирует мотив деятельности. Мотивация определяет не только направление действий, но и предусматривает стимулы. Следует отметить, что именно в процессе осуществления действий создается результат в работе.
4. Выполнение намеченных действий – осуществление действий в намеченном направлении и определенным образом, то есть проявление в действиях характеристик мотивации, необходимых для достижения желаемой цели. Объекты мотивации отражают силу мотива.
5. Достижение поставленной цели – достижение в действиях желаемого состояния, то есть получение результата, показывает насколько выбранные действия и их выполнение приводит к необходимому и желаемому результату. Менеджер должен определить эффективность действий по достижению результата под воздействием окружающих факторов.
6. Устранение потребностей – связано с их удовлетворением, непосредственным результатом или поиском других возможностей удовлетворения потребностей. Менеджеру важно определить, удовлетворяются ли актуальные потребности работника в случае получения результата.
Таким образом, у менеджера имеется возможность управления мотивацией путем формирования процесса мотивации, то есть удовлетворения потребности работника в организации [3, с. 145].
В условиях экономического кризиса возросла роль практически всех факторов, мотивирующих к работе. Можно отметить две наиболее важные тенденции, связанные с мотивацией деятельности в организации:
1. Повысилась важность фактора «имидж компании». Эта тенденция вполне объяснима: в кризис люди ориентируются на наиболее стабильного работодателя, что в очередной раз указывает на приоритет работы по сравнению с брендом и репутацией организации.
2. Исключение составил мотиватор «интересная работа»: его влияние на работников снизилось на треть по сравнению с докризисным. Без сомнения, все больше сотрудников готовы мириться с рутиной, лишь бы была работа [10, с. 455].