Файл: История возникновения и развития банковского дела, его особенности в ряде стран (Причины и тенденции глобального финансово-экономического кризиса).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Исторические аспекты возникновения и развития банковского дела
1.1 История развития банковского дела и объективные причины появления банков
1.2 Общая характеристика банковской системы Великобритании
1.3 Особенности банковской системы Китая
2. Российская банковская система в условиях глобального кризиса
2.1 Причины и тенденции глобального финансово-экономического кризиса
2.2 Проблемы российского банковского сектора в условиях кризиса
Подобный процесс наблюдался и в России, когда резкое падение фондовых индексом сопровождалось уходом крупнейших банков, обслуживавших рынок акций. В стране три дня продолжалось обвальное падение рынка акций, что привело к дестабилизации всей экономики и вызвало сильный психологический шок, от которого все экономические агенты приходили в себя в течение нескольких месяцев.
Однако рынок облигаций, обслуживаемый Сбербанком РФ, продолжал функционировать, но и с этого рынка ушли три крупнейших банка: они закрыли лимиты на рынок облигаций из-за высоких рисков.
В 2009 г. риски в мировом финансовом секторе снизились, но сегодня они перешли в реальный сектор. Кредитное сжатие в Соединенных Штатах, прекращение экспортного кредитования, а также стремление к снижению долговой нагрузки финансовых институтов и домохозяйств вызвали резкое падение спроса во многих странах. В результате кризис, начавшийся как финансовый, перешел в глобальный экономический кризис.
От ипотечного кризиса страны, мало работающие с производными финансовыми инструментами, включая Россию, пострадали меньше, но делевереджинг – сокращение кредитного плеча, а также резкое падение спроса ударили по всем странам мира. В мировой экономике ничего подобного до сих пор не происходило. Ситуация меняется настолько быстро, что даже самые пессимистичные прогнозы сегодня оказываются оптимистичными. В таких странах, как Япония и Швеция, падение промышленного производства в декабре 2008 – январе 2009 г. составило в годовом исчислении около 20%.
Важнейшим каналом распространения кризиса стало падение мировой торговли (прил.Д). В некоторых странах объем экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился наполовину. Больше всего от кризиса из-за спада в торговле пострадали страны, экспортирующие товары длительного пользования и инвестиционные товары, а также страны, в экспорте которых преобладают сырьевые товары.
В Китае темпы экономического роста также существенно замедлились, хотя до недавнего времени его позиции считались незыблемыми. В феврале нынешнего года в результате сокращения экспорта рост китайского промышленного производства составил всего 3,8% по отношению к февралю 2008 г. Затем ситуация улучшилась: темпы роста промышленного производства в марте-апреле превышали 7%. Но положение остается неустойчивыми. Во многом именно от развития Китая будут зависеть глубина мирового экономического кризиса и темпы восстановления глобальной экономики.
Один из наиболее обсуждаемых вопросов касается продолжительности кризиса, быстрый экономический рост в последние десять лет расслабил и бизнес-сообщество, и чиновников России. Но специалистам уже сегодня ясно, что нынешний кризис – это L-кризис, и восстановление будет длительным и трудным.
Самый лучший способ определить продолжительность кризиса – изучить динамку прошлых кризисов. Анализ некоторых кризисов показал, что период восстановления экономики обычно приблизительно в два раза длиннее периода падения, рецессии. Например, в период Великой депрессии падение длилось 4 года, а восстановление – 8 лет. Трудно прогнозировать окончание рецессии, но важно понимать, что восстановление валового внутреннего продукта до докризисного уровня займет примерно в два раза больше времени, чем длилось падение.
2.2 Проблемы российского банковского сектора в условиях кризиса
Центр исследований Сбербанка изучил 11 банковских кризисов, происходивших в последние 30 лет в разных странах, и меры государственной политики по улучшению ситуации в банковском секторе. Анализ показал, что большинство кризисов имеют одинаковую природу и развиваются по похожим сценариям: многие кризисы происходили через несколько лет после финансовой либерализации или, как нынешний кризис, - после периода массовых инноваций в банковском секторе; кредитный бум, следовавший за финансовой либерализацией, сопровождался появлением финансовых пузырей и пузырей на рынке жилья; в большинстве стран до начала кризиса действовала система фиксированного валютного курса по отношению к одной из резервных валют; на фоне фиксированных курсов и в связи с финансовой либерализацией происходил приток капитала, который в значительной мере финансировал кредитную экспансию и ценовые пузыри [5, с.8].
В ходе кризиса снижались объемы кредитования, происходили сдувание пузырей, резкая девальвация национальной валюты и падение реального валового внутреннего продукта. Причина снижения – проблемы ликвидности и роста объема «плохих» долгов на балансах банков.
Опыт борьбы с кризисами показывает, что не всегда активные действия правительств приводят к позитивным результатам, вследствие чего страны оказываются в длительной рецессии. Поэтому с кризисом не обязательно бороться активно, важнее – правильно. Иногда на начальном этапе эффективно сделать паузу, выбрать соответствующие инструменты борьбы, адекватно распределить имеющиеся ресурсы, чтобы не нарушить макроэкономическую стабильность в период пика экономического кризиса.
Главный вопрос всех кризисов – насколько быстро и эффективно регуляторы могут предотвращать наращивание «плохих» долгов банковского сектора и принять меры к тому, чтобы банки очистили свои балансы. Для всех кризисов очевидно одно важное обстоятельство: до тех пор, пока власти не решали проблему банковского сектора, восстановление не начиналось. Исключение составили также развивающиеся страны с незначительным банковским сектором, в которых экономический рост может возобновиться без расчистки балансов банковского сектора именно в силу его малой значимости.
Банковский сектор выполняет две ключевые функции: платежно-расчетную, без которой не может существовать экономика в целом, и коммерческую, кредитную. В международной практике банки, не выполняющие свою кредитную функцию, получили название «зомби». Они продолжают поддерживать объем расчетных операций и не разоряются только потому, что у них есть ликвидность, предоставляемая центральным банком. Если в таком состоянии пребывает большая часть банковского сектора, значит, экономика будет испытывать и депрессию, и рецессию. Следовательно, без решения этой проблемы выход из кризиса невозможен.
Расчистка балансов банковского сектора от «плохих» долгов, накопившихся после острого этапа кризиса, является ключевой мерой для возвращения к сбалансированному росту. Но правительства очень часто запаздывают с е проведением, так как для них она довольно болезненна.
Во-первых, помощь банкам – то вообще непопулярная в политическом отношении мера, поскольку выглядит как поддержка богатых. Во-вторых, всегда сложно сознать, что помощь банкам – мера виртуальная: деньги фактически канализируются в реальный сектор экономики, потому что собственные издержки банковского сектора относительно невелики. Из всей суммы поступающих в него средств лишь 3-4% являются маржой банковского сектора и поддерживают функционирование самого финансового института, остальное идет в экономику.
Проблемы цены «плохих» активов всегда остается актуальной, если государство покупает такие активы по текущей рыночной цене, то этот инструмент становится рыночным, может торговаться на рынке, но тогда начинает проваливаться банковский сектор. Встает вопрос о дальнейших действиях: рекапитализация банковского сектора или выкуп «плохих» долгов по нерыночным, номинальным ценам. В этом случае одновременно достигаются две цели: поддержание банковского сектора и устранение «плохих» долгов при условии, что создаются стимулы для эффективного управления ими со стороны банков-держателей. Такие трудные вопросы необходимо решать.
За последнее время правительство России и Центральный банк РФ больше всего были озабочены необходимость поддерживания и наращивания объемов кредитования. Недавно началось абсолютное сокращение кредитного портфеля банковского сектора.
Как показывает опыт других стран, при нынешних темпах падения валового внутреннего продукта и промышленного производства сохранить, а тем более увеличить этот портфель невозможно, какими бы административными рычагами государство ни располагало. Но главное – этого и не требуется, ибо в результате возникают дополнительные риски. Перекладывая риски реального сектора на банки, где за прошедшее годы экономического роста они и так накоплены в огромном количестве, надо понимать, что погашать задолженность все равно придется с привлечением средств государства [4, с.12].
Объем просроченной задолженности по кредитам в российском банковском секторе составлял 3,3%, без учета Сбербанка – 3,77%. Темпы роста задолженности из месяца в месяц ускоряются, хотя на фоне мирового опыта абсолютные цифры выглядят довольно скромно (Казахстан – свыше 12-13%).
Отчасти относительно низкие размеры просроченной задолженности в России объяснятся тем, что проблемная задолженность в ней определяется по российским стандартам учета и в объем просроченной задолженности включается только сумма просрочки, тогда как, согласно международным стандартам, - вся сумма кредита. Более корректной следует признать международную систему учета. Очевидно, что сегодня в российском банковском секторе имеется значительная скрытая просрочка.
В I квартале 2009 г. наметились банки-чемпионы по наращиванию резервов, в первую очередь речь идет об «Альфа-банке» и «МДМ-банке». Объясняется это тем, что их менеджмент или собственники адекватно понимают риски и опережающими темпами создают резервы под возможные потери, скорее всего ситуация в большинстве кредитных организаций не слишком отличается от ситуации в указанных банках.
Был проведен опрос. Предприятиям задавался вопрос: способны ли они выполнять обязательства перед банками по взятым ранее кредитам? В строительстве на этот вопрос положительно ответили лишь 26% предприятий, а в лучшей отрасли – металлургии – 85%.
Рис.1.1 – Доля предприятий, способных расплачиваться по кредитам, %
При таком состоянии заемщиков банки должны испытывать проблемы. Необходимо создавать условия, при которых банки будут заинтересованы показывать реальный объем «плохих» долгов.
Многие аналитики пытаются оценить потенциальные потери российского банковского сектора. Наряду с компанией «Ренессанс-Капитал» такую работу провел и Сбербанк России (прил.Е).
Из-за разницы в методологии и предложениях оценки несколько различаются, но в каждом из сценариев показывают примерно одинаковый порядок необходимых средств. Банкам будет трудно самостоятельно найти на рынке ресурсы для рекапитализации. Поэтому государство во многом должно эту обязанность взять на себя. Сегодня наступил критически важный момент, когда государству предстоит выработать курс на проведение рекапитализации. Должны быть даны четкие сигналы, в первую очередь частному банковскому сектору.
При исследовании проблем российской банковской системы надо иметь в виду, что она сильно сегментирована. Исторически так сложилось, что в стране действует огромное количество банков, среди которых большинство неэффективны, их даже сложно в полной мере назвать банками. Есть много корпоративных «карманных» банков, на рынке практически не работающих.
При определенных условиях кризис может привести к существенной консолидации российского банковского сектора. Государство должно разработать специальную программу мер по значительному увеличению количества мощных, крупных структур в российском банковском секторе.
Сбербанку консолидация банковской системы невыгодна: чем больше будет появляться сильных игроков, тем больше у него окажется конкурентов. Но полагаем, что, в конечном счете, только на основе конкуренции может сформироваться конкурентоспособная и устойчивая экономика. Сильная конкуренция на банковском рынке стимулирует развитие сектора и способствует оздоровлению всей российской экономики. Без этого невозможно обеспечить производительность труда и повышение эффективности экономики.
Без сильного и конкурентного банковского сектора страна будет жить от кризиса к кризису, от преодоления последствий старых пузырей к формированию новых. Поэтому от того, какая политика в отношении банковского сектора будет выработана сегодня, зависит будущее страны на много лет вперед.
Заключение
История развития банковского дела и формирования современной банковской системы неразрывно связана с эволюцией денег и денежного обращения. Деньги – язык рынка. В системе товарно-денежных отношений деньги: опосредуют процесс товарного обращения; являются целью предпринимательской деятельности и средством ее реализации. Деньги выполняют в экономике следующие функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги.