Файл: Разработка плана маркетинга для вновь создаваемой организации (на примере)..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований 6
1.1. Понятия и основные направления маркетинговых исследований 6
1.2. Цели, задачи и процедура маркетинговых исследований 11
2. Анализ маркетинговых исследований и маркетинговых наблюдений на примере гостиницы «Джузеппе» 22
2.1. Краткая характеристика гостиницы «Джузеппе» 22
2.2. Анализ маркетинговых исследований целевого рынка гостиницы «Джузеппе» 25
2.3. Рекомендации по совершенствованию маркетинговых исследований и маркетинговых наблюдений 29
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Введение
В условиях конкурентной среды каждое предприятие старается заявить о себе. В любой отрасли существует конкуренция, а значит борьба за покупателя между производителями.
Однако покупатели в настоящее время стали требовательными, избирательными. Большое разнообразие товаров на рынке способствует тому, что теперь производитель думает о том, как привлечь покупателя, а не покупатель о том, что и где можно приобрести.
Возрастают людские потребности, и наибольшую прибыль получает тот производитель, который правильно и вовремя удовлетворяет эти потребности, предлагая при этом потребителям наиболее приемлемый и подходящий для них вариант.
Современный рынок – это рынок с высокой конкуренцией, на котором производители предлагают конечному потребителю разнообразные товара с различными свойствами. Каждый вид товара разрабатывается под конкретную целевую аудиторию, с определенными интересами, стилем жизни, вкусами, доходами, которая предъявляет присущие только ей требования к товару, что сопряжено с наличием определенных неудовлетворенных потребностей. И цель любого товара – удовлетворить эти потребности. А цель любой компании – получить прибыль, предлагая товар потребителям.
Однако в условиях современной конкуренции предприятиям приходится применять немало усилий, чтобы закрепится на рынке, удержать и улучшить свое конкурентное положение. Приходится постоянно бороться за внимание потребителей, предлагая усовершенствованные товары, меняя способы продвижения и распространения. В таких условиях часто бывает сложно сориентироваться, что же делать дальше. Конкуренты постоянно предпринимают какие-либо действия, но копирование достижений конкурентов не всегда оправдано и непонятно, как же рынок ответит на такой шаг. Делать что-либо вслепую также нецелесообразно, т.к. может грозить большими финансовыми потерями.
Не выявив потребности, нельзя их узнать, не зная потребностей, нельзя их удовлетворить в полном объеме, а неудовлетворенные потребности покупателей – прямая дорога потерять потребителей своей продукции, а значит отдать определенную долю рынка конкурентам, что приведет к гибели компании. И на современном рынке с очень высокой конкуренцией производителям буквально приходится бороться за потребителей.
На первую роль в этом случае выходят исследования рынка. Главная роль в этом процессе отводится маркетинговой информации, получаемой из маркетинговых исследований, которая необходима для определения нужд потребителей и реализации маркетинговых стратегий и программ, нацеленных на их удовлетворение. Данная информация состоит их баз знаний о потребителях, конкурентах. Задача маркетинговых исследований заключается в том, чтобы обеспечить руководство компании точной, надежной, обоснованной, современной, релевантной информацией о состоянии рынка, на основании которой принимаются решения по вопросам разработки новых товаров.
В этом и заключается актуальность данной темы. На современном рынке побеждает тот, кто сможет более полно удовлетворить потребности потребителей, выявленных с помощью маркетинговых исследований, и, тем самым, завоевать большую долю рынка, чем конкуренты. Даже на монопольном рынке роль маркетинговых исследований не снижается, они служат источником информации о потребностях рынка и перспективе новых товаров.
Объектом исследования является гостиница «Джузеппе» как предприятие, работающее в сфере услуг.
Предметом – деятельность по проведению маркетинговых исследований рынка гостиницы «Джузеппе».
Основная цель данной работы – раскрыть сущность и необходимость маркетинговых исследований и маркетинговых наблюдений.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- Дать понятие и раскрыть основные направления маркетинговых исследований;
- Выявить цели, задачи и рассмотреть процедуру маркетинговых исследований;
- Рассмотреть и проанализировать наблюдение, как средство сбора маркетинговой информации
- Дать краткую характеристику гостиницы «Джузеппе»
- Провести анализ маркетинговых исследований целевого рынка гостиницы «Джузеппе»
- Разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговых исследований и маркетинговых наблюдений.
Для достижения поставленной цели и решения задач в данной работе использованы:
- учебная литература и монографии, таких исследователей различных сторон и проблем исследований рынка как Ф.Котлер, Е.П. Голубков, Дж. О`Шонесси и др.;
- периодические издания и публикации в области маркетинговых исследований («Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом»);
- ресурсы Интернет.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований
1.1. Понятия и основные направления маркетинговых исследований
Прежде всего, дадим определение понятию «маркетинговые исследования».
Маркетинговое исследование – это систематизированный сбор, накопление и анализ данных о состоянии и тенденциях изменения рынков, сегментов и отдельных их участников и институтов (потребителей, конкурентов, государственных органов), которые могут оказать влияние на положение компании или отдельных ее продуктов на рынке. На основании этой информации принимаются маркетинговые и управленческие решения [13, с.29].
Маркетинговые исследования проводятся для того, чтобы оценить какие-либо маркетинговые параметры (изучение потребителей, их реакций на внедрение, например, нового товара, конкурентов, рекламных носителей, цен). Полученные оценки используются для составления прогнозов, определения стратегии дальнейшего развития.
Исходя из результатов собранной и обработанной информации, решаются вопросы, связанные с товаром или услугой (что кому продавать, стоит ли выводить новый товар или же модификацию), ценовой политикой (сравнивая свои цены с ценами конкурентов, можно определить оптимальный уровень цен для данного сегмента рынка), рекламой (определение наиболее эффективных рекламных носителей).
Таким образом, цель маркетингового исследования рынка – определение того, где и когда следует продать товар, который сегодня необходим покупателю. Маркетинговые исследования позволяют всегда быть в курсе последних тенденций на рынке и принимать обоснованный и впоследствии эффективные решения. Комплексное исследование предполагает сбор и анализ всех значимых данных, имеющих отношение к данному конкретному товару или рынку.
Комплексное исследование предполагает сбор и анализ данных о внутренней и внешней среде организации (рисунок 1.1.1).
Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы. Внешние факторы подразделяют на факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, трудовые ресурсы, государство, профсоюзы, акционеров (если предприятие является акционерным обществом), которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации;
К факторам косвенного воздействия относят факторы, которые не оказывают непосредственного влияния на деятельность организации, но их следует учитывать для выработки правильной стратегии – это политика, экономика, технологии и социальная сфера.
Рис. 1.1.1. Внешняя и внутренняя среда организации [3, с.204]
Сбор данных при проведении комплексного исследования рынка является наиболее важной процедурой и представляет собой поиск, получение и фиксацию информации, соответствующей целям исследования.
Методы проведения маркетинговых исследований делятся на две основные группы [13, с.29]:
- Кабинетные – выполняются на основе анализа вторичных данных, получаемых из официальных источников, публикаций, справочников и др. Проводятся с целью получения информации об общих тенденциях и процессах, доступности рынка, действий конкурентов и т.п.;
- Полевые – связаны с получением первичной информации о состоянии спроса на продукцию предприятия со стороны отдельных потребителей, в определенное время и в определенном месте.
Кабинетные методы проведения маркетинговых исследований нацелены на анализ данных (такие как статистическая обработка, корреляционно-регрессионный анализ и др.). Под кабинетными методами сбора данных подразумевается поиск необходимой для исследования информации в специализированной периодической печати, финансовых отчетах, статистических сборниках, интернете, на выставках и т.п. Особое значение, на наш взгляд, следует уделять статистическим сборникам (необходимую информацию, которая не доступна в бесплатном виде, например, на таких сайтах как www.gks.ru., можно приобрести в органах государственной или республиканской статистики).
Особую роль в кабинетных методах сбора данных играет интернет, т.к. в интернете содержится много как платной (например, результаты проведения исследований какими-либо агентствами), так и бесплатной информации. Так, например, при формировании медиа-плана рекламной кампании необязательно обращаться к специализированным компаниям или пользоваться платными услугами продавца рекламных возможностей, т.к. штатный маркетолог может проанализировать прайс-листы продавцов рекламных возможностей и составить медиа-план самостоятельно.
Полевые методы исследования рынка позволяют получить актуальную, объективную, релевантную информацию, которая в дальнейшем позволит детально изучить существующую проблему.
К полевым методам относят [10, с.37]:
- наблюдение;
- эксперимент;
- опрос.
Рассмотрим каждый из методов подробнее.
Наблюдение представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования. Наблюдение может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.
Экспериментом называется манипулирование независимыми переменными с целью определения степени их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других, не изучаемых параметров. Независимые переменные могут меняться по усмотрению экспериментатора (цены, затраты на рекламу и т.п.), в то время как зависимые переменные практически не находятся в сфере его непосредственного управления (объем продаж, показатель рыночной доли). Эксперимент может также иметь целью исследование влияния нескольких факторов, например, влияние комплекса маркетинга в целом на объем продаж.
Опрос заключается в сборе необходимых данных путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер. В первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.
Для того, чтобы лучше понять особенности трех основных полевых методов исследования рынка, рассмотрим их основные достоинства и недостатки (таблица 1.1.1).
Таблица 1.1.1
Достоинства и недостатки полевых методов исследования рынка
Метод сбора данных |
Достоинства |
Недостатки |
Наблюдение |
Возможность изучения объекта в естественной обстановке; Независимость от желания объекта исследования сотрудничать; Возможность выявления подсознательных мотивов |
Субъективность восприятия наблюдателя; Необходимость значительной подготовительной работы; Возможность неестественного поведения потребителя |
Эксперимент |
Возможность выявления мотивации потребителей; Возможность изучения потребителя / товара непосредственно на рынке; Репрезентативность |
Сложность организации и проведения; Невозможность перебора вариантов; Дороговизна |
Опрос |
Широкий охват аудитории; Репрезентативность; Возможность проведения глубокого анализа; Наличие обратной связи с респондентами |
Возможно влияние интервьюера; Сокрытие информации респондентами; Дороговизна и сложность организации некоторых видов опроса (панель) |