Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ОХРАНЫ НОУ-ХАУ
1.1 Ноу – хау как фактор производства в условиях рыночной экономики
1.2. Понятие и признаки коммерческой тайны как правовой формы но-хау
1.3 Права обладателей служебной и коммерческой тайны
2. ДОГОВОРЫ О ПЕРЕДАЧЕ НОУ-ХАУ
2.1 Договоры о создании и передаче ноу-хау
Договорам в осуществление экспериментально-конструкторских и научно-технических трудов в заказчике находится обязательство заплатить исполнителю только понесенные им расходы (ст.776 ГК РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ). Подобным способом, уровень зарубка клиента в 2-ой соглашении значительно менее согласно сопоставлению с первоначальным. Другие общепризнанных мерок этой руководителя считаются едиными с целью в целом условного вида.Если исполнители в том и другом договоре привлекли к исполнению третье лицо (в договоре на выполнение научно-исследовательских работ - с согласия заказчика), то оно занимает позицию субподрядчика, а исполнитель, заключивший договор с заказчиком, - позицию генерального подрядчика. Содержащаяся в ст. 770 ГК РФ отсылка к ст. 706 ГК РФ означает, что в указанном случае, во-первых, исполнитель отвечает перед таким третьим лицом за действия заказчика, а перед заказчиком за действия третьего лица; во-вторых, третье лицо не вправе предъявлять какие-либо требования непосредственно заказчику, а заказчик - третьему лицу, кроме ситуаций, когда законом будет предусмотрена непосредственная ответственность третьего лица перед заказчиком и(или) заказчика перед третьим лицом; в-третьих, заказчик вправе привлечь к участию в выполнении работ помимо исполнителя другое лицо, заключив с ним "прямой договор", но только с согласия исполнителя.
При применении статей данной главы, относящихся к использованию результата работ, необходимо иметь в виду также нормы ст. 138 и 139 ГК РФ. Первая закрепляет исключительные права гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и соответственно допускает предоставление третьему лицу права пользоваться такими результатами лишь с согласия правообладателя. Вторая, посвященная не только служебной, но и коммерческой тайне, указывает на возможность защиты соответствующей информации способом, установленным Кодексом и другими законами (наиболее распространенный из этих способов состоит в обязанности возместить причиненные убытки)[15].
Особенность договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ нашла отражение и в том, как решается вопрос об ответственности сторон за нарушение договорных обязательств. Так, п. 1 ст. 777 ГК РФ возлагает на исполнителя ответственность перед заказчиком за нарушение договора при условии, если он не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя. В упомянутой норме содержится отсылка к п. 1 ст. 401 ГК РФ. Смысл такой отсылки состоит в том, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Ссылка на один лишь п. 1 ст. 401 ГК РФ дает вместе с тем основание сделать вывод о желании законодателя не распространять на данные отношения действие п. 3 ст. 401 ГК РФ. Следовательно, применительно к рассматриваемым договорам исключается повышенная ответственность даже в случаях, когда такие договоры связаны с предпринимательской деятельностью (смысл повышенной ответственности состоит в том, что она наступает во всех ситуациях, если должник не докажет, что надлежащее исполнение стало невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств - непреодолимой силы).
Общими с целью двух типов соглашений считаются кроме того общепризнанных мерок, какие определяют прямые обязанности исполнителя (ст. 773 ГК РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ). Значительная доля с их напрямую принадлежит к обеспечиванию соответствующего свойства проделанных трудов. Таким образом, в исполнителя возлагается обязательство собственными мощностями и из-за собственный результат ликвидировать разрешенные согласно его виноватой минусы в проделанных трудах, какие имеют все шансы спровоцировать отклонение с технико-финансовых характеристик, предустановленных в промышленном задании либо в соглашении.
Каждая с краев в отмеченных соглашениях должна гарантировать секретность данных, какие затрагивают объекта соглашения, побежка его выполнения и итогов (ст. 771). Размер сведений данных обязан являться установлен в присутствующем в соглашении списке. Сформулировав одобрение в введение подобных данных в затронутый список, область этим наиболее берет на себя в себе обязательство реализовывать их публикацию только с единства контрагента. Так как ст. 771 ГК РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ никак не определяет специализированных результатов патологии этого обещания, а п. 2 ст. 777 ГК РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ограничивает объем ответственности только согласно к обнаружению недочетов в итогах трудов, необходимо принять, то что содержащееся в ст. 777 ГК РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ лимитирование размера ответственности никак не расширяется в эпизоды беззаконных операций, отмеченные в ст. 771 ГК РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
В соответствии со ст. 773 ГК РФ исполнитель обязан гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц. Следовательно, если заказчику придется нести ответственность за нарушение таких прав, он сможет в порядке регресса взыскать выплаченную сумму с исполнителя (кроме ситуаций, когда виновным в нарушении будет признан сам заказчик). Обязанности заказчика в рассматриваемом договоре совпадают с теми, которые возлагаются на одноименную сторону в подрядном договоре, - принять результат работ и оплатить его, однако эти общие обязанности дополняются двумя специальными: передавать исполнителю необходимую информацию, а если это предусмотрено договором, то и техническое задание. Возможно возложение на заказчика исполнения и такой обязанности: согласовать с контрагентом программу (технико-экономические параметры) или тематику работ (ст. 774 ГК РФ).
2.2 Договор о защите коммерческой тайны
Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере торгового оборота связаны с использованием различной научной, технической, технологической, коммерческой и иной информации. Коммерческую информацию как один из видов информации, используемой производителем товаров (работ, услуг), условно можно сравнить с айсбергом, где видимая его часть - это открытая информация, а невидимая - закрытая.
Открытая информация - это та, которая не скрывается производителем. Она общеизвестна, представляет чисто теоретический и научный интерес либо охраняется патентным или авторским правом, используется в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг[16].
Закрытой является информация, которая специально скрывается и защищается производителем товаров (работ, услуг) от посторонних лиц. Ее использование в процессе производства и сбыта товаров дает предпринимателю преимущество перед конкурентами на рынке.
Установлено, то что базой базарной экономики считается конкурентная борьба продуктов (трудов, услуг). Результат в изготовлении конкурентоспособных продуктов (трудов, услуг) обусловливается никак не перспективой допуска бизнесменов к сырью и энергоресурсам; его база - умственная имущество компании, применяемая таким образом, для того чтобы осуществить и представить покупателям продукты (деятельность, обслуживание) наиболее недорогие, наиболее экономные и комфортные в вращении, нежели у подобных компаний[17]. По этой причине в обстоятельствах конкурентной борьбы приобретение доходы предприятием и его выживаемость в торге находятся в зависимости с извлечения и мастерства сберечь коммерчески значимую данные, незнакомую соперникам, а кроме того с возможности верно воспользоваться ею в торге. Законный порядок такого рода данных установлен в ст.139 ГК РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ("Должностная и торговая тайна").
Таким образом, коммерческая информация - это сведения, используемые предпринимателем для получения наибольшей прибыли при производстве товаров (работ, услуг) и охраняемые их обладателем в режиме коммерческой тайны. Каким же образом возникает коммерческая тайна и в каких формах она существует? Объективно коммерческая тайна возникает в процессе производства конкурентоспособного товара. Последний получает преимущество на рынке благодаря использованию полезных сведений, неизвестных конкурентам. В результате товар пользуется большим спросом, чем тот, при производстве которого такие сведения не использовались. Предприниматель, заботясь об увеличении своей прибыли, вынужден засекречивать определенные сведения, ограничивать доступ к ним[18].
Таким образом, можно говорить об объективном процессе возникновения коммерческой тайны на любом этапе цикла производства товаров (работ, услуг), что обусловлено конкуренцией в условиях рыночной экономики. Очевидно, что тот предприниматель, который своевременно принимает меры в отношении сведений, благодаря использованию которых его товар становится конкурентоспособным, в состоянии получать стабильную прибыль и держаться в условиях жесткой борьбы, образно говоря, "на плаву". И наоборот, тот, кто пренебрегает этим правилом и недооценивает преимущества использования коммерческой тайны, рискует оказаться банкротом. Можно было бы привести немало исторических примеров того, как благодаря своевременному ограничению доступа к сведениям фирмы-производители до сих пор держат мировое лидерство в производстве товаров. Приведем лишь названия некоторых зарубежных компаний, вовремя осознавших важность производственных секретов: "Крупп", "Форд", "Крайслер", "Дженерал моторс" и многие другие. Среди отечественных хочется выделить аэрокосмические фирмы и ряд "закрытых" предприятий, имеющих отношение к оборонной промышленности. В каких же формах существует коммерческая тайна в процессе производства и обмена товаров (работ, услуг)?
Следовательно, на стадии производства коммерческая тайна проявляется в форме технологических секретов, а на стадии обмена товаров (торговли) - в форме деловых секретов. Обе эти формы объединяет понятие "коммерческая тайна". Таким образом, данный термин подразумевает промышленные и торговые секреты, т.е. секреты, характеризующие техническую и технологическую стороны производства товаров, планирование и сбыт продукции.
Изъясняясь о балансе определений торговой данных и торговой секреты, подчеркиваем, то что торговая загадка является только доля торговой данных, напрямую относящейся торговой работы. Совместно с этим торговая загадка содержит никак не только лишь данные торгового нрава, однако и тех., научно-техническую данные ("ноу-хау")[19].
Объем и вид данных, причисленных к торговой секрете, имеют все шансы изменяться в связи с актуального цикла продукта. Так как каждое продукт, каковыми б прекрасными узкопотребительскими особенностями оно буква владело, заблаговременно либо запоздало выгоняется с торга иным, наиболее идеальным продуктом, так как производитель регулярно функционирует надо усовершенствованием узкопотребительских качеств продукта и продвижением его в биржа. В таком случае совершается развитие либо смена промышленной и научно-технической данных, приуроченной к "ноу-хау" и охранявшейся в порядке торговой секреты. Темп данного хода определена воздействием условий коммерции и конкурентной борьбы в торге определенного типа продуктов. С целью стадии осуществлении продуктов свойственны разнообразные степени и уровня сосредоточения официальный данных, приуроченной к торговой секрете, в связи с стадий жизни продуктов в торге (введение, увеличение, сформированность, наполнение и упадок), какие, согласно сочному формулировке Ф.Котлера, формируют житейский курс никак не только лишь определенных продуктов, однако и их компаний (классов продуктов).
На уровне предприятия руководством устанавливаются корпоративные нормы, направленные на защиту коммерческой тайны (они входят в устав, учредительный договор, различные положения и инструкции, приказы и т.п.). В хозяйственных договорах, заключаемых с другими предприятиями, делается оговорка о защите коммерческой тайны. При подготовке и реализации актов купли-продажи стороны могут передавать друг другу информацию, являющуюся коммерческой тайной, сопровождая данную процедуру оговоркой о конфиденциальности или же составлением и заключением отдельного договора о защите коммерческой тайны (о конфиденциальности). В предмете договора раскрывающая сторона отражает содержание передаваемой информации, являющейся секретом фирмы, а получающая сторона указывает цель получения такой информации и правовые основания передачи (договор о совместной деятельности, сделка купли-продажи и т.д.). Получающая сторона берет на себя обязательство не разглашать полученную информацию третьим лицам и соблюдать достаточную степень секретности, позволяющую избежать утечки информации по различным каналам. Стороны определяют особые условия, при которых информация не будет являться коммерческой тайной (если полученная информация уже известна получающей стороне, раскрыта по требованию правительственного органа). Сам факт заключения договора между сторонами не разглашается.
Стороны могут указать в договоре способы защиты информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотренные ст.12 ГК РФ. В данном случае имеется в виду не столько защита информации как таковой, сколько защита прав обладателя на эту информацию. Так, в случае незаконного использования или получения коммерческой тайны ее владелец, если он принял необходимые меры для защиты этой информации, вправе требовать в судебном порядке прекращения незаконного ее использования, а также возмещения убытков (п.2 ст.15 ГК РФ).
В заключение хотелось бы отметить, что предприятие может разработать и внедрить самые совершенные правила и инструкции, касающиеся порядка работы с конфиденциальными материалами, но при отсутствии достаточного уровня государственно-правового регулирования, в частности, при отсутствии закона о коммерческой тайне вряд ли сможет надежно защитить свои секреты. Этой цели нельзя достичь и без помощи профессионалов, работающих в службе безопасности предприятий.