Файл: Понятие НОУ-ХАУ и договоры о его передачи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в сфере торгового оборота связаны с использованием различной научной, технической, технологической, коммерческой и иной информации. Коммерческую информацию как один из видов информации, используемой производителем товаров (работ, услуг), условно можно сравнить с айсбергом, где видимая его часть - это открытая информация, а невидимая - закрытая. Открытая информация - это та, которая не скрывается производителем. Она общеизвестна, представляет чисто теоретический и научный интерес либо охраняется патентным или авторским правом, используется в процессе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. Закрытой является информация, которая специально скрывается и защищается производителем товаров (работ, услуг) от посторонних лиц. Ее использование в процессе производства и сбыта товаров дает предпринимателю преимущество перед конкурентами на рынке.

Известно, что основой рыночной экономики является конкуренция товаров (работ, услуг). Успех в производстве конкурентоспособных товаров (работ, услуг) определяется не возможностью доступа предпринимателей к сырью и энергоресурсам; его основа - интеллектуальная собственность предприятия, используемая так, чтобы произвести и предложить потребителям товары (работы, услуги) более дешевые, более экономичные и удобные в обращении, чем у аналогичных фирм. Поэтому в условиях конкуренции получение прибыли предприятием и его выживаемость на рынке зависят от получения и умения сохранить коммерчески ценную информацию, неизвестную конкурентам, а также от способности правильно распорядиться ею на рынке. Правовой режим такой информации определен в ст.139 ГК РФ ("Служебная и коммерческая тайна").

Таким образом, коммерческая информация - это сведения, используемые предпринимателем для получения наибольшей прибыли при производстве товаров (работ, услуг) и охраняемые их обладателем в режиме коммерческой тайны.

Законодательство о правовой охране "ноу-хау" является системным элементом законодательства об интеллектуальной собственности, эффективность функционирования которого зависит от слаженного взаимодействия всех его составляющих. К сожалению, законодатель отказался от идеи кодифицировать «интеллектуальное право» в части III ГК РФ; последнее в настоящее время представлено значительным количеством нормативных актов, принятых в начале 90-х годов. С тех пор правовая база новой экономики России сделала существенный шаг вперед в своем развитии; настала пора оценить адекватность законодательства об интеллектуальной собственности, как новым экономическим отношениям, так и обновленному гражданскому законодательству.


Предметом настоящего исследования является совокупность правоотношений, возникающих в связи с возникновением, использованием и защитой «ноу-хау» в правовой форме коммерческой тайны. Основные задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:

- анализ «ноу-хау» как объективно существующего фактора производства в условиях социально-ориентированной рыночной экономики;

- исследование правового режима коммерческой тайны как правовой формы охраны «ноу-хау»;

  • анализ «ноу-хау» с позиции финансового учета;
  • разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Теоретическую базу настоящего исследования составили работы таких правоведов как Сергеев А., Северин В., Розенберг В., Лопатин В., Новосельцев О. и др. Богатейший эмпирический материал дала судебно-арбитражная практика. Методологическую основу исследования образуют диалектический и логический методы познания, методы системного анализа, формально-логический, сравнительно-правовой, логические приемы дедукции, индукции и гипотезы.

Курсовая работа выполнена в объеме, соответствующем установленным требованиям. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА КАК ПРАВОВАЯ ФОРМА ОХРАНЫ НОУ-ХАУ

1.1 Ноу – хау как фактор производства в условиях рыночной экономики

Объективно коммерческая тайна возникает в процессе производства конкурентоспособного товара. Такой товар получает преимущество на рынке благодаря использованию полезных сведений, неизвестных конкурентам. В результате он пользуется большим спросом, чем тот, при производстве которого такие сведения не использовались. Предприниматель, заботясь об увеличении своей прибыли, вынужден засекречивать определенные сведения, ограничивать доступ к ним.

Таким образом, можно говорить об объективном процессе возникновения коммерческой тайны на любом этапе цикла производства товаров (работ, услуг), что обусловлено конкуренцией в условиях рыночной экономики. Очевидно, что тот предприниматель, который своевременно принимает меры в отношении сведений, благодаря использованию которых его товар становится конкурентоспособным, в состоянии получать стабильную прибыль и держаться в условиях жесткой борьбы, образно говоря, "на плаву". И наоборот, тот, кто пренебрегает этим правилом и недооценивает преимущества использования коммерческой тайны, рискует оказаться банкротом. Можно было бы привести немало исторических примеров того, как благодаря своевременному ограничению доступа к сведениям фирмы-производители до сих пор держат мировое лидерство в производстве товаров. Приведем лишь названия некоторых зарубежных компаний, вовремя осознавших важность производственных секретов: "Крупп", "Форд", "Крайслер", "Дженерал моторс" и многие другие. Среди отечественных хочется выделить аэрокосмические фирмы и ряд "закрытых" предприятий, имеющих отношение к оборонной промышленности[1].


В тот или иной ведь конфигурациях имеется торговая загадка в ходе изготовления и размена продуктов (трудов, услуг)? В финансовой науке установлена систематизация производственных действий, в согласовании с каковой акцентируются обеспечивающие, обслуживающие, дополнительные и главные движения. Эта систематизация несомненно поможет исследованию конфигураций проявления торговой секреты. Изучение финансовых, вещественных и координационных обстоятельств изготовления, действий, обслуживающих изготовление, добавочных действий и действий, сопряженных с формированием главного типа продукта, дает возможность обнаружить черты проявления конфигураций торговой секреты, определить более чувствительные зоны изготовления продуктов. Они имеют все шансы являться объединены с выбором и расстановкой сотрудников, применением технической и оснащения, планированием и финансированием изготовления, проведением осмотра и ремонтных работ оснащения и технической, применением вещественных ценностей, исследованием системы прибора и устройств, оснасткой модификаций и подготовкой их изготовления, исследованием и применением стереотипов компании, проектированием и конструированием продуктов, исследованием их технологий, проверкой и выпуском опытнейших стандартов, и, в конечном итоге, с реализацией (проданном) отделанных продуктов. Установление зон, в каковых существует опасность соперников, даст возможность установить мероприятия войн.

Говоря о балансе определений торговой данных и торговой секреты, подчеркиваем, то что торговая загадка является только доля торговой данных, напрямую относящейся торговой работы. Совместно с этим торговая загадка содержит никак не только лишь данные торгового нрава, однако и тех., научно-техническую данные ("ноу-хау")[2].

Объем и вид данных, причисленных к торговой секрете, имеют все шансы изменяться в связи с актуального цикла продукта. Так как каждое продукт, каковыми б прекрасными узкопотребительскими особенностями оно буква владело, заблаговременно либо запоздало выгоняется с торга иным, наиболее идеальным продуктом, так как производитель регулярно функционирует надо усовершенствованием узкопотребительских качеств продукта и продвижением его в биржа. В таком случае совершается развитие либо смена промышленной и научно-технической данных, приуроченной к ноу-хау и охранявшейся в порядке торговой секреты. Темп данного хода определена воздействием условий коммерции и конкурентной борьбы в торге определенного типа продуктов.


Для стадии осуществлении продуктов свойственны разнообразные степени и уровня сосредоточения официальный данных, приуроченной к торговой секрете, в связи с стадий жизни продуктов в торге (введение, увеличение, сформированность, наполнение и упадок), какие, согласно сочному формулировке Ф.Котлера, формируют житейский курс никак не только лишь определенных продуктов, однако и их компаний (классов продуктов) . Подобным способом, трудности конкурентной борьбы, свершения достоинства в войне из-за покупателя в торге устанавливают пред предприятием проблему уберечь торговую секрет с поддержкой законных денег.

1.2. Понятие и признаки коммерческой тайны как правовой формы но-хау

Переход к рыночной экономике, осуществляемый в РФ, обусловил появление в российском законодательстве целого ряда новых понятий, которые считаются ее неотъемлемыми атрибутами. Одним из них является понятие служебной и коммерческой тайны (далее в интересах краткости — коммерческая тайна), которое прежнему советскому гражданскому законодательству было неизвестно. В этой связи оно относится к числу наименее разработанных в науке российского права категорий. Весьма невелик и опыт практического применения правил об охране коммерческой тайны в хозяйственной деятельности. Если к сказанному добавить, что за десять лет, прошедшие с того момента, как понятие коммерческой тайны появилось в российском законодательстве, законодательная регламентация связанных с ним отношений менялась по меньшей мере трижды, а также принять во внимание терминологический разнобой в его обозначении, то трудности в освещении данного вопроса становятся понятными. Как бы то ни было, создание института охраны коммерческой тайны в российском законодательстве следует считать свершившимся фактом. После закрепления основных его правил в ГК РФ данный институт, надо полагать, стабилизировался и в дальнейшем будет лишь совершенствоваться в своих деталях.

Гражданский акт РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ устанавливает торговую секрет равно как данные, обладающую реальную либо возможную торговую значимость в мощь её неизвестности 3 личностям, к каковой не имеется беспрепятственного допуска в легитимном основе и согласно взаимоотношению к каковой владелец данных берет на себя мероприятия к охране её конфиденциальности (п. 1 ст. 139). Никак не останавливаясь сейчас в рассмотрении единичных свойств пригнанного определения, подчеркнем только, то что таким способом торговая загадка обусловливается законодательством многочисленных государств. Важным абстрактным задачей, образующимся присутствие изыскании определения торговой секреты, считается проблема о этом, способен единица торговая загадка рассматриваться в свойстве независимого предмета умственной имущества. Для того чтобы дать ответ в него, следует отследить, владеет единица торговая загадка этими ведь особенностями, какие обязаны являться присущи каждому предмету умственной имущества. Заявление к установлению умственной имущества в ст. 138 ГК РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ демонстрирует, то что ею сознается редкостное возможность личности в итоги умственной работы и уподобленные к ним ресурсы индивидуализации адвокатского личности, индивидуализации продукта, производимых трудов либо услуг. С значения закона следует кроме того в таком случае, то что в абсолютно всех вариантах около предметом умственной имущества имеется в виду польза нематерьальное, что только реализуется в конкретных вещественных предметах, представляющих его носителями. Таким образом, каждый предмет умственной имущества обязан являться добром нематерьальным, быть итогом умственной работы, в какой из-за завоевавшим его личностью либо другим правообладателем сознается редкостное возможность в применение.


Коммерческая загадка предполагает собою конкретную комплекс данных, познаний о нежели-или, представлять собой, подобным способом, типом информативных ресурсов. Сведения равно как подобная согласно собственной сущности нематериальна, несмотря на то её сохранение и продвижение исполняется больше в целом с поддержкой вещественных носителей. В данном значении возлюбленная вничью никак не различается с предметов умственной имущества, какие самочки имеют все шансы рассматриваться в свойстве вариации информативных ресурсов[3].

Будучи предметом умственной имущества, торговая загадка владеет вблизи своеобразных отличительных черт. В первую очередь в целом, необходимо выделить, то что в её базе находится подлинная право конкретного подделка в определенную комплекс познаний. Законные ресурсы, какими обладает владелец торговой секреты, несмотря на то и дают ему знаменитые способности с целью огораживания его заинтересованностей, считаются меньше результативными, нежели эти, какие существуют в директиве собственников других предметов умственной имущества. По этой причине, в первую очередь в целом с наиболее правообладателя, с всесторонности и производительности принимаемых им граней согласно хранению его подлинной монополии в понимание находится в зависимости актуальность его полномочия в торговую секрет.

Важной характерной чертой торговой секреты считается, затем, её максимальная многофункциональность из числа иных предметов умственной имущества. В случае если около изобретениями, индустриальными примерами, товарными символами и другими предметами умственной имущества указ осознает абсолютно конкретные итоги умственной работы, в таком случае около представление торговой секреты имеют все шансы являться подведены наиболее различные данные, сопряженные с созданием, научно-технической данными, правлением, капиталами и иной работой бизнесмена. Присутствие данном торговой секретом имеют все шансы являться провозглашены абсолютно вероятно патентоспособные постановления, какие правообладатель согласно каковым-или обстоятельствам никак не хочет оглашать и брать патент в определенном режиме[4].

Вместе с тем возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль над деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну[5]. В РФ круг таких сведений установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»[6], а также некоторыми другими актами[7]. В частности, не могут составлять коммерческую тайну учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда; документы об уплате налогов и других обязательных платежей; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расходов на копирование[8].