Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО Подушечка)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

n - количество анализируемых направлений формирования ассортимента

PM= +

Разрыв мнений руководителя и потребителей равен 30,37 %. С целью его сокращения следует внедрить соответствующие рекомендации.

Анализ направлений формирования товарного ассортимента в ООО «Подушечка» показал, что в целом процесс организован достаточно эффективно, но имеются товарные группы, пользующиеся пониженным спросом у потребителей (скатерти, одеяла и махровые простыни). Лидерами продаж являются ткани и постельное белье. Проведенный АВС, XYZ и совмещенный анализ постельного белья, реализуемого ООО «Подушечка» позволили выявить, что высокий оборот и стабильный спрос имеют торговые марки «Karven», «Primavelle» и «Унисон», а к товарам непостоянного спроса относится постельное белье «Arya» и «Bella Vita». Товары данных торговых марок можно безболезненно выводить из ассортимента, либо нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.

Анализ характеристик ассортимента показал, что руководитель оценивает показатели ассортимента выше, чем покупатели. Самый большой разрыв мнений наблюдается у таких характеристик, как инновативность и сбалансированность.

2.3 Расширение ассортимента (ООО Подушечка) посредством внедрения инновативной группы товаров

В результате проведенного анализа направлений формирования товарного ассортимента на торговом предприятии ООО «Подушечка», было выявлено следующее: основным элементом, показатели которого необходимо улучшать, является инновативность и сбалансированность ассортимента реализуемых предприятием товаров.

В ходе проведения анализа направлений товарного ассортимента предприятия с помощью метода семантического дифференциала, в котором принимали непосредственное участие постоянные покупатели ООО «Подушечка», указавшие на недостаточно развитую инновативность ассортимента товаров. Для снижения степени неудовлетворенности потребителей инновативностью ассортимента товаров, рекомендуется ввести новый вид постельного белья, а именно постельное белье из бамбука. Постельное белье из бамбука - практичная и красивая инновация в текстильном производстве. Бамбуковое волокно с натуральным блеском мягче самого мягкого хлопка и по качеству напоминает шелк и кашемир. В отличие от других анти-микробных тканей, требующих специальной химической обработки, ткань из бамбука обладает натуральными анти-микробными свойствами и не нуждается в химикатах. Ткань содержит компонент "BAMBOO KUN", предотвращающий размножение бактерий. Постельное белье из бамбукового волокна создает комфорт и обеспечивает здоровым и спокойным сном, регулируя температуру тела.


С целью совершенствования направлений формирования ассортимента следует провести опрос среди потребителей данных товаров, на основании которого можно определить: как отреагируют постоянные клиенты торгового предприятия ООО «Подушечка» на добавление в ассортимент нового вида постельного белья, и как увеличится выручка от продаж от введения в ассортимент данного товара.

Так, сотрудниками отдела маркетинга ООО «Подушечка» была проведена выборка среди постоянных покупателей анализируемого предприятия, которых мог бы заинтересовать новый товар. Состав выборки в количественном выражении составляет 100 человек. Следующим этапом является опрос постоянных потребителей торгового предприятия, суть которого состояла: устный опрос, с помощью которого и будет определен успех расширения товарного ассортимента. После проведения последнего было выявлено: большинство потребителей положительно отреагировали на добавление в ассортимент ООО «Подушечка» новой вида постельного белья (табл. 16).

Таблица 16

Результаты опроса потребителей

Число потребителей, готовых приобрести инновационный товар

Частота покупок

Вид

постельного

белья

Средняя цена, тыс.руб.

Сумма, тыс. руб.

10

1 раз в год

«евро»

4,7

47,00

40

1 раз в год

полуторное

3,04

121,60

30

1 раз в год

двуспальное

3,95

118,50

20

-

-

-

Всего: 100

287,10

Анализ данных табл. 16 свидетельствует о том, что из 100 опрошенных покупателей торгового предприятия ООО «Подушечка» 10 готовы покупать постельное белье из бамбука размера «евро», 40 покупателей полуторное постельное белье и 30 покупателей двуспальное постельное белье не чаще 1 раз в год. Выручка от продажи постельного белья из бамбука составит 287,10 тыс. руб.

Издержки на внедрение рекомендации включают в себя: затраты на проведение опроса постоянных покупателей 4,50 тыс. руб., затраты на выплату заработной платы - 8,613 тыс. руб. и единый социальный налог - 2,239 тыс. руб. Общая сумма затрат составила 15,352 тыс. руб.

Далее следует рассчитать экономический эффект от внедрения рекомендации, исходные данные которой приведены в табл. 17.

Таблица 17

Исходные данные для расчета экономической эффективности от внедрения рекомендации в ООО «Подушечка»


Показатели

Величина, тыс. руб.

Источник

информации

Выручка от продаж отчетного периода

20239,00

Данные

предприятия

Себестоимость проданных товаров

15179,25

Данные

предприятия

Коммерческие и управленческие расходы 2018 г.

3463,79

Данные

предприятия

Переменные коммерческие и управленческие расходы 2018 г.

1768,63

Данные

предприятия

Постоянные коммерческие и управленческие расходы 2018г

1695,16

Данные

предприятия

Валовой доход 2018г.

5059,75

Данные

предприятия

Выручка от продаж плановый

20526,10

Расчет

Себестоимость проданных товаров плановый

15394,575

Расчет

Коммерческие и управленческие расходы плановые

3479,142

Расчет

Исходные данные для расчета данной рекомендации были получены на основе данных ООО «Подушечка», а также расчетным методом.

Анализ свидетельствует о приросте выручки от продаж на 1,41 % за счет расширения ассортимента путем включения постельного белья из бамбука, после исследования спроса покупателей торгового предприятия ООО «Подушечка». Коммерческие и управленческие расходы выросли на 15,352 тыс. руб., что включает затраты на проведение опроса покупателей магазина и рост переменных коммерческих и управленческих расходов, которые напрямую связаны с размером выручки от продаж. Данная рекомендация по улучшению показателей ассортимента приводит к росту прибыли на 56,423 тыс. руб., что в конечном итоге позволит получить годовой экономический эффект 80,475 тыс. руб. в 2018 году с учетом данного мероприятия. Следовательно, предложенная рекомендация является экономически целесообразной.

Заключение

В современных рыночных условиях торговым предприятиям необходимо постоянно анализировать фактический ассортимент и разрабатывать направления совершенствования его формирования, так как правильно подобранный ассортиментный перечень является гарантией эффективного функционирования предприятия.

Формирование товарного ассортимента - это процесс подбора товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя и предприятия при рациональных затратах на их приобретение и потребление. Задача формирования товарного ассортимента - повышение рентабельности торгового предприятия.


Основными направлениями формирования товарного ассортимента являются: углубление ассортимента; расширение ассортимента; обновление ассортимента; поддержание полноты ассортимента; повышение устойчивости ассортимента; гармонизация ассортимента; развитие инновативности ассортимента; обеспечение сбалансированности ассортимента.

Для удовлетворения потребностей покупателей предприятию необходимо тщательно формировать товарный ассортимент на основе учета показателей ассортимента и его свойств, а также разрабатывать рекомендации по его формированию с целью поддержания конкурентоспособности в условиях изменчивой рыночной среды.

Формирование товарного ассортимента может осуществляться на основе использования различных методов: АВС-анализ; XYZ-анализ; совмещенный АВС и XYZ-анализ; сравнительная оценка с помощью семантического дифференциала.

Для проведения полноценного анализа ассортимента можно совместить несколько известных и универсальных методов, адаптированных к ситуации на конкретном предприятии.

Анализ процесса формирования товарного ассортимента проводился на базе предприятия розничной торговли ООО «Подушечка», которое занимается реализацией текстильных товаров.

В ходе проделанной работы были решены следующие задачи:

1. Изучены теоретические аспекты формирования товарного ассортимента предприятия розничной торговли;

2. Проведен анализ деятельности ООО «Подушечка» и оценка направлений формирования товарного ассортимента;

3. Разработаны рекомендации по совершенствованию формирования товарного ассортимента ООО «Подушечка».

Анализ фактического ассортимента ООО «Подушечка» проводился с помощью АВС, XYZ и совмещенного анализа, которые способствовали выявлению среди представленных товарных групп лидеров и аутсайдеров продаж. Используя анализ сравнительной оценки с помощью семантического дифференциала было выявлено какие направления формирования товарного ассортимента развиты хуже остальных.

При анализе деятельности ООО «Подушечка» были обнаружены следующие недостатки:

-в товарном ассортименте ООО «Подушечка» имеются неликвидные позиции;

-товарный ассортимент ООО «Подушечка» не является инновативным и сбалансированным;

-предприятие не проводит исследования направленные непосредственно на изменяющиеся потребности потребителей.

С целью преодоления этих недостатков были разработаны рекомендации - расширение ассортимента ООО «Подушечка» посредством внедрения инновативной группы товаров и совершенствование сбалансированности товарного ассортимента ООО «Подушечка» как направление его формирования. За счет этого увеличилась прибыль на 80,76 тыс. руб., а рентабельность от продаж на 0,23 %.


Список использованных источников

  1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)
  2. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст) (ред. от 29.03.2016)
  3. Азарова О.В. Современные стратегии формирования ассортиментной политики в практической деятельности // Вестник магистратуры. — 2013. — № 8(23). — С. 4—6.
  4. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2014. - 304 с.
  5. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник – М.: Кнорус, 2015.- 672с.
  6. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина. Методы анализа и практические советы. - СПб.: Питер, 2017. – 176 с.
  7. Быховец С.Н. Управление ассортиментом в системе маркетинга предприятия // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2013. – № 01 (67). – С. 4-11
  8. Вагулкина М.Н. Формирование ассортимента товаров оптовой торговой организации и его основные показатели// Актуальные проблемы экономики современной России. - 2016. - № 3. - С. 374-378.
  9. Веселова А.И. Товарная политика предприятий: анализ основных взглядов и методов оценки// Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. - № 11. – С. 103 – 114
  10. Воробьева И.А. Маркетинг: Учебник, 2017. – М.: Юрайт, 2017. – 366 с.
  11. Горин С.Н. Ассортиментная политика организации. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 280 с.
  12. Данченок Л.А. Маркетинг: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2015. - 496 с.
  13. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2015. - 522 с.
  14. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К., Памбухчиянц О.В. Коммерция и технология торговли: Учебник. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 692 с.
  15. Дмитриченко М.И., Зыбин О.С., Киятов А.Л. Управление ассортиментом товаров на торговых предприятия современного формата // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2013. - № 4 (26). – С. 75-80
  16. Дюпина Л.Ф., Власов Ю.В. Методика проведения АВС – анализа и XYZ – анализа// Вестник ИЭАУ. - 2015. - № 7. - С. 3 – 6.
  17. Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2015. - № 2. - С. 11-19
  18. Исайчиков Н.И. Матричные методы разработки товарной политики предприятия базового элемента маркетинг-микс // Экономические науки. - 2013. - № 6. - С. 206 -212.
  19. Карпова С.В. Маркетинг: Теория и практика: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2017. - 416 с.
  20. Колюжновая Н.Я., Якобсон А.Я. Маркетинг: общий курс: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2014. – 476 с.
  21. Коротков А.В. Маркетинговые исследования: Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 608 с.
  22. Котлер Ф. Основы маркетинга. – СПб. : Питер, 2013. –1056 с.
  23. Кузьмина Е.Е. Маркетинг: Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 384 с.
  24. Куликова Н.Р., Трыкова Т.А., Борзунова Н.С. Управление ассортиментом товаров: Учебное пособие. – М.: Альфа – М, 2016. – 240 с.
  25. Матюхина К.М., Черепухин Т.Ю. Ассортиментная политика предприятия как фактор повышения эффективности его деятельности// Научное обеспечение агропромышленного комплекса: Сборник статей по материалам Х Всероссийской конференции молодых ученых, посвященной 120-летию И. С. Косенко. Отв. за вып. А. Г. Кощаев - 2017. - С. 1572-1573.
  26. Отварухина Н.С., Веснин В.Р. Современный стратегический анализ: Учебник и практикум. – М.: Кнорус, 2017. – 428 с.
  27. Павлова О.А. Ассортиментная политика предприятия и планирование ассортимента// Инновации и инвестиции. - 2014. - № 4. - С. 125-127.
  28. Реброва Н.П. Основы маркетинга: Учебни и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 452 с.
  29. Романенкова О.Н. Маркетинговые исследования. Теория и практика: Учебник. - М.: Юрайт, 2016. – 320 с.
  30. Саркисян И.Г. Понятие, содержание и структура товарного ассортимента// Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 139-141.
  31. Синицына О.Н. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 216 с.
  32. Синяева И.М., Романенкова О.Н. Маркетинг: теория и практика: Учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 665 с.
  33. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник. - М.: Инфра-М, 2016. – 384 с.
  34. Сысоева С., Крок Г. Большая книга директора магазина 2.0 Новые технологии. – СПб.: Питер, 2016. - 464 с.
  35. Терещенко Н.Н., Емельянова О.Н. Эффективность деятельности предприятия: Учебное пособие. – Красноярск: Краснояр. гос. торг. – экон. ин-т, 2013. – 210 с
  36. Цыганова Ю.В., Утешева И.О. Сущность товарного ассортимента// Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона: сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов экономического факультета Новосибирского ГАУ. Новосибирский государственный аграрный университет. 2017. С. 491-493.