Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО Подушечка)).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортимента
1.1Сущность и виды ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента торгового предприятия на примере (ООО Подушечка)
2.1 Общая характеристика розничного торгового предприятия (ООО Подушечка)
2.2. Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента (ООО «Подушечка)
2.3 Расширение ассортимента (ООО Подушечка) посредством внедрения инновативной группы товаров
Матрица свидетельствует о том, что руководство ООО «Подушечка» придерживается определенной политики формирования ассортимента, но существуют резервы для совершенствования, возможности роста объемов продаж путем вывода некоторых товарных позиций на лидирующее место.
Для оценки стабильности спроса на продукцию, реализуемую ООО «Подушечка» необходимо провести XYZ-анализ. Объект анализа - постельное белье, скатерти, ткани, подушки, полотенца махровые и вафельные, одеяла, пледы, простыни махровые различных производителей. Анализируемый период - 2018 год.
Анализ данных свидетельствуют о том, что постельное белье, ткани и махровые полотенца пользуются постоянным спросом, по ним можно довольно точно спрогнозировать последующие продажи. Подушки, полотенца вафельные, простыни махровые, пледы и скатерти имеют колебания в спросе и, как следствие, средний прогноз продаж. 1
Для того чтобы выявить направления формирования оптимального товарного ассортимента, необходимо провести совмещенный АВС и XYZ - анализ.
Таблица 11
Исследование фактического ассортимента ООО «Подушечка» на основе совмещенного АВС и XYZ-анализа
Товарная группа |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Коэффициент относительной вариации, % |
Группа |
|
Постельное белье |
5824,78 |
28,78 |
7,76 |
А |
X |
Скатерти |
150,78 |
2,98 |
24,11 |
С |
Y |
Ткани |
4341,26 |
21,45 |
9,13 |
А |
X |
Подушки |
506,48 |
10,01 |
12,67 |
В |
Y |
Полотенца вафельные |
388,59 |
7,68 |
14,21 |
В |
Y |
Полотенца махровые |
764,53 |
15,11 |
8,98 |
В |
X |
Одеяла |
126,50 |
2,50 |
26,19 |
С |
Z |
Пледы |
354,69 |
7,01 |
20,75 |
С |
Y |
Простыни |
226,68 |
4,48 |
18,97 |
С |
Y |
Итого: |
20239,00 |
100,00 |
-- |
- |
- |
Результаты совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Подушечка» позволяют сделать следующие выводы:
- Постельное белье и ткани имеют высокий оборот и стабильный спрос. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, но без создания избыточного страхового запаса. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.
- В группу ВХ входят махровые полотенца. Данная товарная группа также отличается высоким выручкаом и стабильностью.
- В группу BY входят подушки и вафельные полотенца со средним оборотом и средней стабильностью спроса. Важно, чтобы данная группа товаров присутствовала в ассортиментном перечне с целью осуществления бесперебойной деятельности предприятия и удовлетворения потребностей покупателей.
- В группу СY входят пледы, простыни и скатерти, По товарам данной группы можно использовать систему заказов с постоянным объемом заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у предприятия финансовых возможностей.
- К товару-балласту относятся одеяла. Данную группу товаров можно либо безболезненно выводить из ассортимента, либо регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают труднореализуемые запасы, из-за которых предприятие несет потери.
Для того, что подвести итоги по проведенным исследованиям, необходимо сформировать матрицу совмещенного анализа (рис. 3).
Рисунок 3. Матрица совмещенного анализа фактического ассортимента ООО «Подушечка»
Матрица свидетельствует о том, что необходимо разрабатывать направления совершенствования формирования ассортимента предприятия с целью стабилизации продаж, увеличения прибыли и исключения из ассортиментного перечня нерентабельных товарных групп.
Анализ показал, что важную роль в выручке предприятия играет постельное белье, следовательно необходимо провести более детальное исследование по данной группе товаров (табл. 12).
Таблица 12
Исследование фактического ассортимента постельного белья ООО «Подушечка»
Товарная категория |
Оборот |
Оборот |
Оборот |
Оборот |
Оборот за |
за I кв., |
за II кв., |
за III |
за IV |
год, тыс. |
|
тыс. |
тыс. |
кв., |
кв., |
руб. |
|
руб. |
руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
||
Постельное белье «Tet-a-Tet» |
115,24 |
117,22 |
101,86 |
127,00 |
461,32 |
Постельное белье «Хлопковый рай» |
120,37 |
122,41 |
106,33 |
132,62 |
481,73 |
Постельное белье «Primavelle» |
261,03 |
265,52 |
230,73 |
287,68 |
1044,96 |
Постельное белье «Унисон» |
233,38 |
237,41 |
206,29 |
257,21 |
934,29 |
Постельное белье «Романтика» |
116,40 |
118,41 |
102,89 |
128,28 |
465,98 |
Постельное белье «Arya» |
72,90 |
74,15 |
64,43 |
80,34 |
291,82 |
Постельное белье «Karven» |
465,61 |
473,62 |
411,56 |
513,14 |
1863,93 |
Постельное белье «Bella Vita» |
70,13 |
71,34 |
61,99 |
77,29 |
280,75 |
Итого: |
1455,06 |
1480,08 |
1286,08 |
1603,56 |
5824,78 |
Анализ данных табл. 12 свидетельствует о том, что лидерами по обороту является постельное белье «Karven» и постельное белье «Primavelle», за ними следует постельное белье «Унисон», а наименьший оборот характерен для постельного белья «Arya» и «Bella Vita».
На основании анализа данных табл. были выявлены лидеры продаж - постельное белье «Karven», «Primavelle», «Унисон», постельное белье «Tet-a- Tet», «Романтика», «Хлопковый рай» имеют устойчивый оборот и не требуют постоянного контроля и учета.
Важным шагом в исследовании направлений совершенствования формирования ассортимента ООО «Подушечка» служит анализ сравнительной их оценки с помощью семантического дифференциала.
Исследование проводилось при помощи сотрудников отдела маркетинга ООО «Подушечка». Перед исследованием стояла задача оценить товарный ассортимент торгового предприятия ООО «Подушечка». Респондентами являлись тольяттинцы в возрасте от 25 до 54 лет, покупавшие товары данного торгового предприятия. Объем выборки составил 100 человек, которые являются постоянными клиентами ООО «Подушечка». Исследование проводилось с помощью личных структурированных интервью.
Таблица 13
Исследование фактического ассортимента постельного ООО «Подушечка» на основе АВС-анализа
Товарная категория |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Доля в обороте с накопительным итогом, % |
Группа |
Постельное белье «Tet-a-Tet» |
461,32 |
7,92 |
7,92 |
В |
Постельное белье «Хлопковый рай» |
481,73 |
8,27 |
16,19 |
В |
Постельное белье «Primavelle» |
1044,96 |
17,94 |
34,13 |
А |
Постельное белье «Унисон» |
934,29 |
16,04 |
50,17 |
А |
Постельное белье «Романтика» |
465,98 |
8,00 |
58,17 |
В |
Постельное белье «Arya» |
291,82 |
5,01 |
63,18 |
С |
Постельное белье «Karven» |
1863,93 |
32,00 |
95,18 |
А |
Постельное белье «Bella Vita» |
280,75 |
4,82 |
100,00 |
С |
Итого: |
5824,78 |
100,00 |
- |
- |
Для семантического дифференциала выбран комплекс направлений формирования ассортимента, включающий восемь наиболее важных составляющих: углубление, расширение, обновление, поддержание полноты, повышение устойчивости, гармонизация, развитие инновативности, обеспечение сбалансированности (табл. 13).
Таблица 13
Характеристика направлений формирования ассортимента
Показатель |
Характеристика |
Углубление |
Количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций |
Расширение |
Количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты |
Обновление |
Способность удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров, не обладающих инновативными свойствами и не присутствующих в ассортименте конкурентов продолжительное время |
Поддержание полноты |
Направление характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности |
Повышение |
Способность перечня товаров удовлетворять спрос на одни и те же |
устойчивости |
товары |
Гармонизация |
Количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации |
Задача, которая стояла перед респондентами, заключалась в оценке товарного ассортимента ООО «Подушечка». При оценивании использовалась семибалльная шкала. В этой шкале цифрой 7 обозначено идеальное значение характеристики товарного ассортимента.
В ходе беседы интервьюер объяснял респондентам значение этих шкал и правила заполнения. Затем он называл направление формирования ассортимента и просил респондента её оценить.
По результатам оценки были подсчитаны средние значения для каждого направления формирования товарного ассортимента (табл. 14).
Таблица 14
Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Подушечка» постоянными клиентами
Характеристика |
Средний балл |
Углубление |
5,03 |
Расширение |
6,14 |
Обновление |
6,05 |
Поддержание полноты |
4,65 |
Повышение устойчивости |
6,05 |
Гармонизация |
5,18 |
Развитие инновативности |
4,98 |
Обеспечение сбалансированности |
6,33 |
На основании использования результатов построен профиль исследуемых направлений формирования ассортимента ООО «Подушечка» (рис. 4). На каждой шкале поставлена точка, которая соответствует средней оценке состояния направления. Результатом проведенного исследования служит графическое представление полученных данных в форме профиля оценок состояния направлений формирования ассортимента.
Рисунок 4. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей
Для сравнительной оценки характеристик ассортимента вводится дополнительный профиль, созданный по оценкам руководителя и специалистов ООО «Подушечка» (табл. 15).
Таблица 15
Оценка состояния направлений формирования ассортимента ООО «Подушечка» по мнению руководителей и специалистов ООО «Подушечка»
Характеристика |
Средний балл |
Углубление |
5,19 |
Расширение |
6,29 |
Обновление |
6,10 |
Поддержание полноты |
5,02 |
Повышение устойчивости |
6,18 |
Гармонизация |
5,29 |
Развитие инновативности |
5,89 |
Обеспечение сбалансированности |
6,88 |
На основании данных табл. 24 построен профиль направлений формирования товарного ассортимента предприятия ООО «Подушечка» с точки зрения руководителя и специалистов ООО «Подушечка» (рис. 5).
Рисунок 5. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения руководителя и специалистов
Для оценки того, насколько образ, полученный по результатам опроса постоянных покупателей, соответствует образу, полученному по результатам оценки руководителя и специалистов, следует наложить два профиля друг на друга (рис. 6).
Рисунок 6. Профиль оценок состояния направлений формирования ассортимента с точки зрения постоянных покупателей относительно профиля с точки зрения руководителя и специалистов
Как видно из рис. 6 все анализируемые направления формирования товарного ассортимента имеют разные значения, по мнению постоянных покупателей и специалистов. Ввиду наличия разрыва мнений потребителя и руководителя у таких направлений формирования ассортимента, как инновативность и сбалансированность следует предпринять соответствующие меры по уменьшению данного разрыва.
Степень разрыва мнений руководителя и постоянных потребителей следует рассчитать по следующей формуле:
PM=
где
М р - средний балл, выставленный руководителем и специалистами
Мп - средний балл, выставленный потребителями