Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия ООО Подушечка)).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ассортимента
1.1Сущность и виды ассортимента
Глава 2. Анализ формирования ассортимента торгового предприятия на примере (ООО Подушечка)
2.1 Общая характеристика розничного торгового предприятия (ООО Подушечка)
2.2. Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента (ООО «Подушечка)
2.3 Расширение ассортимента (ООО Подушечка) посредством внедрения инновативной группы товаров
Необходимо проанализировать показатель валового дохода в динамике за три года, данные для анализа отражены в табл. 6
Таблица 6
Анализ валового дохода ООО «Подушечка»
в динамике за 20162018 гг.
Показатели |
Годы |
Темпы роста 2018 г. к |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
|
Выручка от продаж, тыс. руб. |
17450,00 |
18898,00 |
20239,00 |
115,98 |
107,09 |
Себестоимость товаров, тыс. руб. |
13087,50 |
14173,50 |
15179,25 |
115,98 |
107,09 |
Валовой доход, тыс. руб. |
4362,50 |
4724,50 |
5059,75 |
115,98 |
107,09 |
Уровень валового дохода, % |
25,00 |
25,00 |
25,00 |
100,0 |
100,00 |
Анализ данных табл. 11 демонстрирует очевидность стабильного роста выручки от продаж. Значение валового дохода увеличиваются на протяжении всего периода. В 2016 год валовой доход равен 4362,50 тыс. руб., в 2017 году увеличился на 8,30 % и составил 4724,50 тыс. руб., а в 2018 на 7, 09 % и составил 5059,75 тыс. руб. Уровень валового дохода в период с 2016 по 2018 год не менялся и составлял 25 %.
На прибыль от продаж влияют как внутренние, так и внешние факторы. Внешние факторы можно разделить на две группы: обусловленные
изменениями конъюнктуры рынка и связанные с государственным регулированием предпринимательской деятельности. Объектом анализа выступает бухгалтерская прибыль или убыток. Бухгалтерская прибыль представляет собой алгебраическую сумму доходов и расходов по виду коммерческой деятельности, прочих доход и расходов. Анализ прибыли в динамике за три года отражен в табл. 7.
Таблица 7
Анализ прибыли ООО «Подушечка» в динамике за 2016-2018 гг.
Показатели |
Годы |
Темпы прироста 2018 к, % |
Абсолютное изменение 2018 г. +/- |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
|
Выручка от продаж, тыс.руб. |
17450,00 |
18898,00 |
20239,00 |
15,98 |
7,09 |
2789,00 |
1341,0 0 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1327,65 |
1453,61 |
1596,10 |
20,22 |
9,84 |
268,45 |
142,49 |
Внереализацион ные доходы, тыс. руб. |
113,08 |
115,50 |
117,00 |
3,47 |
1,30 |
3,92 |
1,50 |
Внереализацион ные расходы, тыс. руб. |
53,85 |
56,10 |
57,98 |
7,67 |
3,55 |
4,13 |
1,88 |
Прибыль до налогообложени я, тыс. руб. |
1386,88 |
1513,01 |
1655,12 |
19,34 |
9,39 |
268,24 |
142,11 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1054,02 |
1149,89 |
1257,89 |
19,34 |
9,39 |
203,87 |
108,00 |
Рентабельность продаж, % |
7,61 |
7,69 |
7,89 |
3,68 |
2,60 |
0,28 |
0,20 |
Анализ данных табл. 7 показывает, что прибыль от продаж торгового предприятия ООО «Подушечка» стабильно увеличивается за весь исследуемый период и составляет в 2016 - 1327,65 тыс.руб., в 2017 - 1453,61 тыс. руб., в 2018 - 1596,10 тыс. руб. Прибыль до налогообложения увеличивается в 2017 году на 9,09 %, а в 2018 году на 9,39 %. Значение чистой прибыли постепенно растет и составляет в 2016 году - 1054,02 тыс. руб., в 2017 году- 1149,89 тыс. руб., в 2018 году - 1257,89 тыс.руб. Наблюдается и небольшой рост показателя рентабельности продаж: 2016 год -7,61 %, 2017 год - 7,69 %, 2018 год - 7,89 %.
Таким образом, анализ деятельности ООО «Подушечка», существующего на рынке текстильных товаров с 25 июня 2000 года и занимающегося реализацией тканей и текстиля для дома, показал, что с 2016 по 2018 гг. предприятие функционировало эффективно, о чем свидетельствует ежегодный рост прибыли от продаж, размер которой в период с 2016года по 2018года увеличился на 268,45 тыс.руб.
2.2. Анализ состояния и направлений формирования товарного ассортимента (ООО «Подушечка)
Согласно приведенной методике первым этапом анализа формирования товарного ассортимента является АВС - анализ. Объектом исследования выступают следующие товарные группы: постельное белье, скатерти, ткани, подушки, полотенца махровые и вафельные, одеяла, пледы, простыни махровые различных производителей.
АВС - анализ позволяет определить наиболее приоритетные позиции в ассортименте, выделить аутсайдеров продаж и выявить базовый ассортимент ООО «Подушечка». АВС-анализ по обороту - это ранжирование ассортимента по выручкау. Удельный вес каждой группы товаров в общем объеме продаж ООО «Подушечка» за 2018 год, представлен в табл. 8.
Анализ данных табл. 16 свидетельствует о том, что товарные группы «постельное белье» и «ткани» являются явными лидерами, которые составляют 28,78 % и 21,45 % оборота соответственно и требуют тщательного планирования, постоянного учета и контроля. По данной группе товаров должна проводиться полная инвентаризация не реже одного раза в квартал, необходимо постоянное отслеживание спроса (например, с помощью анкетирования).
Махровые полотенца, подушки и вафельные полотенца относятся к группе В, они составляют около 30% оборота. Эти товарные группы в меньшей степени важны для предприятия и требуют обычного контроля, налаженного учета. Скатерти, одеяла, пледы и простыни относятся к группе С - составляют 20% оборота. В ассортименте они являются аутсайдерами, в связи с тем, что на эти товары пониженный спрос.
Таблица 8
Исследование фактического ассортимента ООО «Подушечка» на основе АВС-анализа (по обороту)
Товарная группа |
Оборот за |
Оборот |
Оборот |
Оборот |
Оборот |
Доля в |
Доля в обороте |
|
I квар-тал, |
за II |
за III |
за IV |
за год, |
обороте, |
с |
Группа |
|
тыс. руб. |
квартал, |
квартал, |
квартал, |
тыс. руб. |
% |
накопительным |
||
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
итогом, % |
|||||
Постельное белье |
1455,30 |
1480,35 |
1286,18 |
1602,95 |
5824,78 |
28,78 |
28,78 |
А |
Скатерти |
150,69 |
153,28 |
133,18 |
165,98 |
603,13 |
2,98 |
31,76 |
С |
Ткани |
1084,65 |
1103,32 |
958,60 |
1194,69 |
4341,26 |
21,45 |
53,21 |
А |
Подушки |
506,17 |
514,88 |
447,35 |
557,52 |
2025,92 |
10,01 |
63,22 |
В |
Полотенца вафельные |
388,35 |
395,03 |
343,22 |
427,75 |
1554,35 |
7,68 |
70,90 |
В |
Полотенца махровые |
764,06 |
777,21 |
675,27 |
841,59 |
3058,13 |
15,11 |
86,01 |
В |
Одеяла |
126,42 |
128,59 |
111,72 |
139,24 |
505,97 |
2,50 |
88,51 |
С |
Пледы |
354,47 |
360,57 |
313,28 |
390,43 |
1418,75 |
7,01 |
95,52 |
С |
Простыни махровые |
226,54 |
230,44 |
200,21 |
249,52 |
906,71 |
4,48 |
100 |
С |
Итого: |
5056,65 |
5143,67 |
4469,01 |
5569,67 |
20239,00 |
100,00 |
- |
- |
Оценить весомость каждой группы товаров ООО «Подушечка» в прибыли предприятия за 2018 год позволит АВС - анализ (табл. 9).
Анализ данных таблицы показал, что в группу В, на основании АВС- анализа по прибыли, входят не только махровые, вафельные полотенца и подушки, как было выявлено в результате исследования ассортимента по обороту, но и пледы. Это позволяет сделать вывод о том, что руководству предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия по совершенствованию формирования ассортимента. Ткани и постельное белье удерживают свои позиции в группе А.
Таблица 9
Исследование фактического ассортимента ООО «Подушечка» на основе АВС-анализа (по прибыли)
Товарная группа |
Прибыль за I кв., тыс. руб. |
При-быль за II кв., тыс. руб. |
При-быль за III кв., тыс. руб. |
При-быль за IV кв., тыс. руб. |
При-быль за год, тыс. руб. |
Доля в прибыли, % |
Доля в прибы-ли с накопительным итогом, % |
Группа |
Постельное белье |
120,18 |
122,20 |
106,18 |
132,35 |
480,91 |
30,13 |
30,13 |
А |
Скатерти |
12,36 |
12,57 |
10,93 |
13,62 |
49,48 |
3,10 |
33,23 |
С |
Ткани |
79,01 |
80,34 |
69,81 |
87,01 |
316,17 |
19,81 |
53,04 |
А |
Подушки |
32,99 |
33,54 |
29,15 |
36,32 |
132,00 |
8,27 |
61,31 |
В |
Полотенца вафельные |
31,59 |
32,12 |
27,91 |
34,79 |
126,41 |
7,92 |
69,23 |
В |
Полотенца махровые |
63,98 |
65,05 |
56,53 |
70,46 |
256,02 |
16,04 |
85,27 |
В |
Одеяла |
6,86 |
6,98 |
6,06 |
7,55 |
27,45 |
1,72 |
86,99 |
С |
Пледы |
31,91 |
32,45 |
28,19 |
35,14 |
127,69 |
8,00 |
94,99 |
В |
Простыни махровые |
19,98 |
20,32 |
17,66 |
22,01 |
79,97 |
5,01 |
100,00 |
С |
Итого: |
398,86 |
405,57 |
352,42 |
439,25 |
1596,10 |
100 |
- |
- |
Для того чтобы определить товарную группу, приносящую предприятию наибольший оборот и прибыль, необходимо провести АВС-анализ по двум параметрам (табл. 10).
Таблица 10
Исследование фактического ассортимента ООО «Подушечка» на основе АВС-анализа (по обороту и прибыли)
Товарная группа |
Оборот за год, тыс. руб. |
Доля в обороте, % |
Прибыль за год, тыс. руб. |
Доля в прибыли, % |
Группа по обороту |
Группа по прибыли |
Постельное белье |
5824,78 |
21,45 |
480,91 |
30,13 |
А |
А |
Скатерти |
603,13 |
2,98 |
49,48 |
3,10 |
С |
С |
Ткани |
4341,26 |
28,78 |
316,17 |
19,81 |
А |
А |
Подушки |
2025,92 |
10,01 |
132,00 |
8,27 |
В |
В |
Полотенца вафельные |
1554,35 |
7,68 |
126,41 |
7,92 |
В |
В |
Полотенца махровые |
3058,13 |
15,11 |
256,02 |
16,04 |
В |
В |
Одеяла |
505,97 |
2,50 |
27,45 |
1,72 |
С |
С |
Пледы |
1418,75 |
7,01 |
127,69 |
8,00 |
С |
В |
Простыни махровые |
906,71 |
4,48 |
79,97 |
5,01 |
С |
С |
Итого: |
20239,00 |
100,00 |
1596,10 |
100,00 |
- |
- |
На основании анализа данных, представленных в табл. 18, можно сделать следующие выводы:
- Скатерти, одеяла и махровые простыни входят в группу СС. Данные товары приносят предприятию менее 1% в обороте и прибыли. Они являются аутсайдерами.
- В группу ВВ входят подушки, вафельные и махровые полотенца - это товары устойчивые «середняки».
- К товарам с низким показателем по обороту и среднем показателем по прибыли относятся пледы. Предприятию по данной группе товаров необходимо проводить постоянный сравнительный мониторинг ассортиментных позиций с конкурентами.
- Постельное белье и ткани относятся к группе АА - это лидеры в ассортименте ООО «Подушечка», наиболее ценные товары. За данными товарными группами необходимо тщательно следить, выделить лучшее место в торговом зале, поддерживать рекламными акциями и мероприятиями. Целесообразно отслеживать конкурентную среду и колебания спроса.
На основании проведенного анализа сформирована матрица распределения товарных групп (рис. 2).
Рисунок 2. Матрица распределения товарных групп
по АВС - анализу