Файл: Понятие и признаки правового государства (Реализация концепции правового государства в России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
Введение
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетание их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.
Правовое государство – это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.
Во все времена призывы к правовому государству и сам процесс его формирования имели место в качестве реакции на деспотический образ правления, абсолютизм, полицейское государство. Эти призывы всегда проявлялись на гребне либерализации общества, то есть тогда, когда оно стремилось освободиться от тормозивших развитие общества факторов. Идея правового государства практически совместима с различными режимами. В последнее время очень много говорится о правовом государстве, о построении правового государства, но создается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя это понятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных, культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитических интересов, которые находятся за пределами государственного регулирования.
Если говорить о российском обществе то оно еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что же необходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.
Развитие науки о государстве и праве в современных условиях предполагает, с одной стороны, углубление ее общетеоретических оснований, выход в сферу масштабных обобщений, а с другой — детализацию содержания и научное осмысление каждого из ее разделов, своего рода "теоретизацию" знаний и представлений о различных формах отношения государства, личности и общества, о государственном управлении социальными процессами, правоохранительной деятельности институтов государственной власти[1]. Актуальность этой работы определяется не только интересами науки, но и практическими задачами построения правового государства и формирования зрелых структур гражданского общества.
Именно эти практические задачи требуют нового осмысления реальности и новых подходов к фундаментальным и прикладным проблемам правовой теории.
Цель данной курсовой работы - разобраться в понятии правового государства, показать историю развития этого понятия, дать определение и обозначить признаки правового государства, его основные характеристики и сущность.
Задачи данной работы: указать предпосылки для реализации правового государства
1.Сущность правого государства
В современной российской науке идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов [см., например 1, 6, 8], философов и политологов. В их работах, прежде всего, отмечается, что в основе правового государства лежит стремление оградить человека от произвола властей различных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека и его свободу. Кроме того, идет речь о государстве, ограничивающем свои действия правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
Так, по мнению представителей философии, правовое государство – это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости [3, с. 406].
В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя [9, с. 101]. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.
В отечественной юридической науке также предлагаются различные дефиниции правового государства. Доктор юридических наук А. В. Малько считает правовым такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений [5, с. 40]. Другой ученый А. Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства как государства, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и которое признаёт и охраняет права и свободы граждан [10, с. 148]. В. А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина» [11, с. 6].
Статья 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Если федеративное устройство определяется гл. 3, республиканская форма правления – главами 3–6 Конституции РФ, о демократическом характере можно судить по конституционному закреплению народовластия (статьи 3, 10, 32), приоритета прав личности, судебной защиты прав личности (статьи 2, 17, 18, 21–27, 45– 55, 61), многообразия форм собственности, защиты свободы экономической деятельности и частной собственности (статьи 8, 34, 35, 36, 37, 55), идеологического многообразия, свободы слова и мнения, запрета дискриминации (статьи 13, 14, 19, 28–30 Конституции РФ) и развитию этих положений в отраслевом законодательстве, то легального определения правового государства и его содержательной характеристики в законодательстве нет.
А. И. Коваленко под правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базирующемся на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества [2, с. 9].
Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, состоящая из ряда элементов. В этой связи, на наш взгляд, можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности. Таким образом, понятие правового государства многогранно. Также многообразны и его признаки. В юридической литературе называется и обосновывается более полутора десятков признаков [см., например 7, с. 295]. При этом, чем выше уровень обобщения, тем большее количество признаков приписывается правовому государству.
2. Признаки правового государства
Можно выделить следующие основные (принципиальные) признаки правового государства, которые взаимообуславливают и дополняют друг друга:
1. Наличие полноценного, дееспособного гражданского общества с высоким уровнем правовой культуры, свободно и независимо функционирующего параллельно с государством.
2. Верховенство права и его господство над государством.
3.Существование эффективно действующего механизма самоограничения власти.
4. Признание и гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина.
5. Взаимная ответственность государства и личности.
6.Создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.
Остановимся более подробно, на последнем признаке правового государства, поскольку он наиболее полно характеризует и определяет его сущность. Общеизвестно, что подлинно демократичным может быть только правовое государство. Демократичность государства – это степень предоставления им своим гражданам возможностей решать и защищать личные интересы без ущерба интересам других. Демократия очень тесно взаимосвязана с законностью. Так, Е. А. Лукашина в своей работе «Социалистическое правосознание и законность» отмечает, что «… демократия и законность неотрывны одна от другой. Всякое серьезное нарушение демократии выливается в нарушение законности, а всякое нарушение социалистической законности есть акция, не демократичная по существу» [4, с. 164]. Законность существует там, где есть развитая правовая система, детальное, упорядоченное, лишенное существенных пробелов и противоречий законодательство, высокий уровень правосознания и юридической культуры.
Ключевым аспектом любого демократического правового государства наряду с законностью выступает режим конституционности, который подразумевает реально действующую систему конституционализма, обеспечивающую полное действие правовой Конституции, ее соблюдение всеми членами общества, в том числе и должностными лицами органов государственной власти. Как видно из вышеизложенного, внутреннее содержание правового государства определяется его подлинной народностью, уважительным отношением к праву, демократичностью взаимоотношений как с обществом в целом, так и каждым членом общества. Это и есть его главные, сущностные показатели. Таким образом, правовое государство – это сложный продукт цивилизованного общества, нацеленный на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни только в народных интересах.
3.Формирование правового государства на современном этапе
Особенности формирования правового государства в РФ на современном этапе развития невозможно рассматривать в отрыве от исторического контекста, когда закладывались основы права в России: от Древнерусского государства до Российской Федерации развивалась и устанавливалась система правовых отношений между человеком и государством.
Известно, что в правовом государстве право выступает барьером, запрещающим любой произвол в отношении личности со стороны государственной власти. Случаи злоупотребления власти имели место всегда, но общество не могло и не желало так существовать. Появилось право, которое ограничивало самовольное волеизъявление власть придержащих.
Однако следует понимать, что в России на протяжении всей истории наблюдалось пренебрежение правом как чем-то необязательным и лишним [7, с.18]. Активно пропагандируемая идеология того, что князь, государь наделен полномочиями от Бога и потому имеет право на полное и беспрекословное подчинение народа, на долгие века закрепилась в сознании людей. В связи с этим западноевропейские термины и течения, говорившие о важности роли права, о необходимости создания правового государства как гаранта свободы каждой отдельно взятой личности, плохо приживались на русской земле.
Даже в эпоху петровских преобразований, а также в период правления Екатерины II как наиболее просвещенных монархов не удалось полностью искоренить раболепство народа перед царем, внедрить в сознание людей идеи главенства права и торжества закона. Ни один монарх не в силах был отказаться от абсолютизма, поэтому все демократические новшества и внедрения наталкивались на глухую стену в лице государственной власти.
Стоит отметить, что вплоть до конца 20 века и создания новой Конституции РФ, в России не наблюдалось признаков формирования правового государства. Однако в сложный для страны период распада Советского Союза и создания нового государства – Российской Федерации, стали «проклевываться» ростки демократического общества – по крайней мере, так декларировалось на уровне Президента РФ. Большое количество сложностей: от разросшегося бюрократического аппарата до местных злоупотреблений властью чиновниками, мешают реализовать в полной мере принципы правового государства. Свобода личности, неприкосновенность жизни и здоровья, приоритет закона – все это пока в стадии развития. Потребуется довольно много времени, прежде чем Россия сможет в полной мере называться правовым государством.