Файл: Понятие и признаки правового государства (Реализация концепции правового государства в России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
Правовое государство представляет собой совершенно определенный тип государства, в котором власть базируется исключительно на праве, ограничивается только им и реализуется посредством его же. Правовое государство призвано обслуживать потребности гражданского общества.
Правовое государство дает человеку свободу распоряжаться своими способностями, своим личным имуществом, своим временем. Право в данном случае – форма и мера свободы, оно обязано способствовать расширению личностных возможностей. Права человека – фундаментальны, поскольку служат предпосылками достойного существования человека, это источник его постоянной инициативности, предприимчивости, инструмент саморазвития общества граждан любой страны.
В настоящее время проблемы прав человека выходят на приоритетный уровень в общемировом и общенациональном масштабе. В правовом государстве право – это барьер, запрещающий любой произвол в отношении человека со стороны государственной власти, которая имеет постоянные тенденции к злоупотреблению в пользу чьих-то корыстных интересов. Совершенно необходимы такие правовые рамки, которые бы надежно сдерживали подобные негативные моменты. По сути, правовые ограничения обязательны в правовом государстве – они устраняют недостатки властных структур. Демократия провозглашает верховенство права, оберегая тем самым власть от саморазрушения. Принципы правового государства заключаются в следующем: содержательный принцип предполагает максимально обширное обеспечение человеческих прав и свобод, формально-юридический принцип отвечает за соответствующие правовые ограничения для власти.
Содержательный принцип закреплен в Конституции РФ, статья 2 - «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Из чего следует, что высшее предназначение правового государства – в гарантировании свои гражданам предоставления возможностей для полного многостороннего личностного развития.
Первичными являются права гражданина, права человека, а функционирование государственного аппарата – вторично. Когда отсутствует реализация содержательного принципа правового государства, то о демократии не приходится говорить, поскольку она невозможна без свободы личности. Однако свобода личности должна обеспечить для своего правильного и четкого исполнения со стороны государства через специально созданные структуры, законные и легитимные. Ральф Дарендорф говорил, что «институты гарантируют нам соблюдение наших прав, следовательно – социальную справедливость. Если мы хотим, чтобы как можно большее число людей имело лучшие шансы в жизни, мы должны добиваться этого через институты, не переставая оттачивать и совершенствовать эти структуры»[1, с.67].
Формально-юридический принцип находит реализацию в следующем:
1. Конституционализм: занимает особое место в правовом государстве, стабилизирует проводимую политику. В корне конституционализма лежит приоритет принципа права. Закон является ключевым инструментом, который регулирует все сферы общественной жизни общества, а также обозначает границу власти. Принятый в правовом государстве закон не может подлежать отмене, изменению при помощи актов исполнительной власти, если процедура проводилась по всем канонам Конституции. Процесс принятия закона в правовом государстве осуществляется посредством выбора народа либо его представителей в лице депутатов.
2. Осуществление содержательного принципа правового государства – ограничение власти государства посредством проведения в реальности прав и свобод личности, гражданина этого государства. Известно, что ни одна власть не пойдет на добровольное самоограничение, в связи с чем должна быть другая власть, с которой государство просто обязано считаться. Такой властью являются права человека – они в некоторой степени демонстрируют власть гражданина, а в совокупности, и всего общества. Понимание того, что человек, гражданин обязан проявлять инициативу в отстаивании своих прав приведет к реальному приоритету прав человека над правами государства, в котором этот человек проживает.
3. Разделение властей – опора правового государства. С политической точки зрения разделение властей исключает монополизирование власти, и это приводит к рациональному исполнению властных полномочий. С юридической точки зрения разделение властей закреплено в Конституции, что говорит об обязательности реализации данного принципа в правовом государстве. Согласно Ш.Монтескье, для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы необходимо разделить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. В данной системе особую роль играет Президент России: он имеет право наложить вето при неудовлетворительных решениях законодателя, назначить при соответствующей надобности досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также предполагает наличие функции правового сдерживания, ведь он может блокировать все антиконституционные акты. Относительно исполнительной власти применяются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Судебная власть находит свою реализацию посредством общественного контроля, чья характерная особенность - гласное судопроизводство. Демократический суд характеризуется презумпцией невиновности, необратимостью закона, трактовкой всех сомнений в пользу обвиняемого и т.д.
4. Федерализм – напрямую ограничивает государственную власть, когда различные ее ветви контролируют друг друга. Однако здесь следует осторожно трактовать понятие федерализма, дабы не способствовать сепаратизму.
5. Обоюдная ответственность государства и его гражданин – сродни равноправному партнерству, где государство – носитель политической власти, а гражданин – участник ее реализации.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В то же время, гражданин добровольно идет на некоторые ограничения и соглашается подчиняться законам государства. Можно выделить и ряд других средств, посредством которых реализуются принципы правового государства: это и соответствующий уровень правовой культуры и правового самосознания граждан, и существование гражданского общество с функциями контроля за властью и т.п. По сути, правовое государство лишено через все эти принципы своей монополии на «вершение судеб», на злоупотребление властью. Личность становится активным участником процесса политических движений, и это говорит о подлинном правовом государстве. Элементы правового государства складывались в России на протяжении многих веков, но так и не сложились в единую картину законченной системы. Расцвет формирования ранней государственности пришелся на период, предшествующий государственному устройству общества. Высший орган – народное вече, представляло собой собрание, на котором утверждались обязательные для всех членов общины порядки, жрецы же наделяли их «божественным промыслом».
По мере роста Древнерусского государства влияние наращивала власть князя, который правил своим народом с опорой на аристократию и имеющихся состоятельных жителей. С приходом к власти Ивана III государственное управление начинает приобретать характер централизованности и самодержавия. По Иллариону, «право» на Руси означало «справедливость», а «закон» означал «завет». То есть, любые правовые понятия наделялись божественным смыслом в той мере, в которой это было удобно государю. Преступить закон – значит, обречь себя на кару небесную. По русской традиции, закон - от Бога, от разума, от воли народа; указ - от прихоти, амбиций, а то и просто дури начальства. [4] Иван Грозный по праву считается создателем указного права на Руси. При Иване IV находилась Боярская дума, с которой царь советовался, но поступал в соответствии со своими личными убеждениями. Уставы, судебники и прочие документы служили аналогами законов. Следующим важным этапом в становлении правового государства в России следует считать Соборное уложение, созданное Алексеем Михайловичем в 1649 г. В этом сборнике находились все действующие царские указы, решения Боярской думы, статьи из судебников. Во время правления Петра I была попытка объединить существующий самодержавно-крепостнический строй Руси с западно-европейскими ценностями. Власть царя признавалась данной Богом, но, в то же время, это и необходимость для самого народа. Вот что говорил о петровских реформах Феофан Прокопович: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответ дать не должен». Во главу угла Петр I ставил активное усвоение опыта западных стран, а именно, правового порядка в устройстве государства, когда власть царя ограничивается законом. Принцип закона пришел на смену господствовавшим до этого традициям и обычаям. Правительствующий Сенат становится законотворческим органом, однако указы издавал царь.
При Екатерине II была образована Уложенная комиссия в 1767 г., ставшая прототипом парламента России. Дворяне, городские и казначейские представители, крестьяне и различные национальные группы входили в состав Уложенной комиссии. Однако поскольку абсолютизм в правлении императрицы усиливался, то работа данной комиссии не принесла желаемых и серьезных результатов. Появление же идеи образования Государственной думы произошло в России во время правления Александра I. Начало 19 века ознаменовалось расширением функций Сената в 1802 году, а в 1810 году был создан Государственный совет. В нем рассматривались законодательные акты трех видов: законы, учреждения, уставы. Законы впервые встали на первое место среди всех прочих юридических документов. При Александре II роль закона как источника права многократно усилилась. Однако создание законодательных органов по примеру европейских аналогов так и не было учреждено. Верховенство закона в России так и не закрепилось, поскольку царская санкция могла допустить либо не допустить реализацию закона: царствовал указ. На начало XX века пришелся пик народного возмущения действиями верховной власти. Именно под воздействием недовольства народа своим бесправным положением, Николай II был вынужден «даровать» либерально-демократические права и свободы российским подданным. В царском Манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года провозглашались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» [2]. 23 апреля 1906 года последний русский самодержец Николай II утвердил Основные законы Российской Империи. Перечень продекларированных прав и свобод российских подданных был несколько увеличен по сравнению с Манифестом 1905 года. Важность принятия данных правовых актов не стоит недооценивать, так как они явились основой для разработки законодательства об уравнении в правах и свободах всех сословий Российской Империи, что, в конечном счете, и привело к уничтожению сословий, которое осуществили большевики Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [3].
Октябрьская революция упразднила сам принцип разделения властей. После роспуска Учредительного собрания единственным высшим органом власти в России оказался Всероссийский съезд Советов. Именно этот орган, только под разными названиями, в качестве высшего властного органа просуществовал в СССР до декабря 1991 г., а в России - до октября 1993 г., пока Президентом России не была остановлена деятельность советов всех уровней. Советское государство было создано в особенных исторических условиях, с опорой на марксистские теории. Оно складывалось в противовес буржуазно-правовому государству. Важнейшая особенность советского государства - руководящая роль Коммунистической партии, которая подбирала кадры на все руководящие государственные должности с помощью механизма номенклатуры. Идея о верховенстве закона в государстве возникла только с середины 1980-х - начала 1990-х годов. Закон начал приобретать значение первичного регулятора общественных отношений.
Согласно ч.1 ст.1 Конституции РФ закреплено следующее: «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Однако получение Россией статуса правового государства - это пока цель, к которой следует стремиться. В России большая часть населения, осознавая надобность общих правил существования общества, готова соблюдать законы, но не в одностороннем порядке: представители властных органов также должны следовать букве закона. Правда, российская практика за последние двадцать лет говорит о грубых нарушениях российского законодательства чиновниками самых разных уровней: так называемые «оборотни в погонах», наличие регулярных коррупционных скандалов, касающихся всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Налицо - необходимость коренных преобразований социально-экономической, политической систем. Требуется работать над сокращением разрыва между богатыми и бедными слоями населения, уменьшением безработицы, устранением социальной почвы для нарушений законности. Одновременно с этим нельзя игнорировать обширный комплекс мер государственно-правового порядка, отсутствие которых данные цели не достигнуть. Прежде всего, нужно укрепление российской государственности в самом широком смысле: решение проблем федерализации, национальных отношений, повышение уровня чиновничьего профессионализма, наращивание демократических инструментов взаимодействия государства и гражданам. В правовом государстве власть - это сила, служащая праву, ее главная функция - исполнение законов и должным образом выраженных в них интересов общества.
На сегодняшний день в России не наблюдается такой системы законов, которая являлась бы реально действующей силой. Судебная система все еще не является прямым гарантом справедливости в России. Внутри правового общества человек и государство - равные партнеры, а в современной России обоюдная ответственность сторон пока только декларируется. Российские граждане ровно так же относятся и к исполнению своих обязанностей: они игнорируют свою гражданскую ответственность, не участвуют в выборах, референдумах, уклоняются от уплаты налогов, коммунальных платежей и т. д. Чтобы вернуть доверие народа, власть обязана пойти на кардинальные изменения. Такими шагами может считать сокращение непомерно огромного государственного аппарата, возложение на чиновников реальной ответственности за исполнение их обязанностей, усиление гласности в том, что касается деятельности государственных органов власти и т. п. Совершенно необходимо осознание гражданами важности отстаивания своих интересов. Нужно оказывать влияние на политическую власть, осуществлять контроль за ее деятельностью.