Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Общая характеристика управленческих решений и процесса построения модели управленческих решений).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Требования к управленческим решениям
1.2 Виды управленческих решений
1.3 Виды моделей принятия управленческих решений
1.4 Анализ процесса построения модели управленческого решения
1.5 Общая характеристика моделей построения управленческих решений
Глава 2. Анализ процесса моделирования принятия управленческих решений на примере ООО ТД «Экопол»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности ООО ТД «Экопол»
Когда количество информации недостаточно или руководство не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных методов прогнозирования – это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных цен.
Мнение жюри. Этот метод заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью этого метода является “мозговой штурм”, во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке. Этот может отнимать много времени, но зачастую дает полезные результаты, особенно когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив.
Совокупное мнение сбытовиков. Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количественную модель. Кроме того, хороший торговый агент на определенном временном отрезке зачастую “чувствует” рынок по сути дела точнее, чем количественные модели.
Метод экспертных оценок. Этот метод представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты заполняют подробные вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они также записывают свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.
Глава 2. Анализ процесса моделирования принятия управленческих решений на примере ООО ТД «Экопол»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
Объектом исследования курсовой работы является общество с ограниченной ответственностью ТД «Экопол» (ООО ТД «Экопол»).
Основным направлением деятельности компании является производство химической продукции, а именно:
- материалы для кузовного авторемонта;
- индустриальные покрытия;
- покрытия для обработки древесины;
- покрытия для автокомпонентов: для пластиковых и металлических поверхностей.
Результаты постоянного мониторинга и совершенствования системы менеджмента качества предприятия демонстрируют способность ООО ТД «Экопол» на деле обеспечивать качество продукции, заложенное на всех стадиях жизненного цикла.
С 2013г. руководство ООО ТД «Экопол» внедрена и успешно функционирует система менеджмента качества, сертифицированная на соответствие требованиям ИСО 9001.
ООО ТД «Экопол» обладает мощным научным и производственным потенциалом. В собственности компании -значительные по площади производственные, складские помещения, научно-исследовательский центр. Следует отметить достойную техническую оснащенность лаборатории, располагающую современными приборами для анализа лакокрасочных материалов и покрытий. Также, успех компании во многом зависит от людей, которые каждый свой трудовой день отдают знания и опыт на благо компании.
В настоящее время на основе разработок ООО ТД «Экопол» производится около 100 видов лакокрасочной продукции. Одно из основных достоинств материалов – неизменный стабильный уровень качества.
Для изготовления продукции используются, как собственные разработки, так и лицензии, приобретенные у европейских производителей. Использование высококачественного европейского сырья (Bayer, BASF, Nuplex, Eckart) и богатый опыт этих компаний позволяют существенно сократить время на разработку и повысить качество новых материалов. Основной же задачей производства является обеспечение потребителя в срок высокачественными и востребованными продуктами на рынке лакокрасочных покрытий. На всех участках используется оборудование ведущих европейских компаний Profarb, Susmeyer, Netzsch, Oliver-Batlle.
На складе готовой продукции всегда находится достаточный запас ЛКМ, позволяющий гарантировать бесперебойные поставки.
Успешное развитие производства в значительной степени зависит от уровня организации управления. На рисунке 5 представлена организационная структура ООО ТД «Экопол».
Для ООО ТД «Экопол» характерна линейно-функциональная организационная структура управления, которая предусматривает организацию при различных звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений.
Генеральный директор ООО ТД «Экопол» организовывает эффективную работу всего коллектива, соблюдает режим экономии, осуществляет систематический контроль расходования денежных, трудовых и материальных ресурсов, а также наряду с текущей работой заботиться о дальнейшем перспективном развитии предприятия. В соответствии с действующим законодательством директор имеет право распоряжаться всеми средствами и имуществом ООО ТД «Экопол», для осуществления его производственно-хозяйственной деятельности, заключать необходимые договоры, представлять завод, открывать счета и распоряжаться ими.
Рисунок 1 – Организационная структура ООО ТД «Экопол»
Главный технолог – руководит производственно-технической деятельностью ООО ТД «Экопол», отвечает за научно-технический уровень производства и непосредственно руководит подготовкой и техническим обслуживанием производства. В его ведение входит разработка технологических процессов и их инструментальной оснастки, ее изготовление, обеспечение надлежащего качества продукции.
Инженер-технолог – обеспечивает безопасное состояние оборудования, ведет учет и нормирование расходов всех видов потребленной энергии и топлива, организует их рациональной использование. Организует ремонт подведомственных ему установок и сетей в соответствии с действующими правилами технической и пожарной безопасности.
Бухгалтер – ведет документальный учет производственно-хозяйственной деятельности предприятия, осуществляет контроль за расходованием денежных средств и материальных ценностей, определяет фактическую себестоимость продукции, производит расчеты с рабочими и служащими, составляет бухгалтерские отчеты и балансы.
Продажа продукции ООО ТД «Экопол» происходит практически по всем традиционным каналам оптовых и розничных продаж. Нередко предприятие отпускает продукцию на условиях предоплаты. Это позволяет избежать возникновения дебиторской задолженности и получать на некоторое время в оборот заемные средства без выплаты процентов. В некоторых случаях предприятие предоставляет своим постоянным клиентам отсрочку платежа.
2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности ООО ТД «Экопол»
В таблице 1 приведены основные технико-экономические показатели работы ООО ТД «Экопол» за 2015 и 2016 годы.
Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели работы ООО «Химический завод Нижне-Мальцево»
Показатели |
2015 |
2016 |
Абсолютное отклонение |
Темп роста в % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
104212 |
67294 |
-36918 |
-64,6 |
2. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
92722 |
64932 |
-27790 |
-70 |
3. Среднесписочная численность персонала, чел. |
380 |
400 |
+ 20 |
+105,2 |
4. Прибыль от реализации, тыс. руб. |
11150 |
2362 |
9048 |
-18,8 |
5. Чистая прибыль, тыс. руб. |
5068 |
956 |
-4112 |
-18,8 |
6. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. (п2:п1) |
0,88 |
0,96 |
+0,08 |
109 |
7. Производительность труда, тыс. руб. (п1:п3) |
274 |
168,2 |
-106 |
-38,6 |
11. Рентабельность, % –продукции (п4:п2*100%) |
12 |
3,2 |
-8,8 |
-26,6 |
–продаж (п4:п1*100%) |
10,7 |
3,1 |
-7,6 |
-28,9 |
Данные таблицы 1 показывают, что за анализируемый период на предприятии выручка от реализации уменьшилась на 36918 тыс. руб., что составило к концу 2016 года 64,4%.
Затраты на 1 рубль товарной продукции увеличились на 0,08 руб. Численность персонала ООО ТД «Экопол» увеличилась на 20 человек, что характеризуется расширением производства.
Наблюдается снижение производительности труда на 106 тыс. руб. В 2016 году наблюдается значительное снижение показателей прибыли по сравнению с результатами 2015 года.
Прибыль от реализации уменьшилась на 9048 тыс. руб., чистая прибыль – на 4112тыс. руб. В связи со значительным уменьшением величины прибыли уменьшилась рентабельность продукции. За анализируемый период она снизилась.
Далее, рассмотрев основные показатели работы ООО ТД «Экопол», перейдем непосредственно к анализу применения моделей при принятии управленческих решений.
2.3 Применение моделей при принятии управленческих решений
моделирование управленческий решение
Рассмотрим принятия управленческого решения на примере применения элементов моделирования с целью повышения экономического эффекта в деятельности ООО ТД «Экопол».
Исходные данные для моделирования:
- объем реализации РПт - 3500 т;
- затраты постоянные Зпост - 25973 тыс. руб.;
- затраты переменные Зпер - 38959 тыс. руб.;
- прибыль П - 956 тыс. руб.;
- объем реализации РП (без НДС) - 2362 тыс. руб.
Учитывая факт того, что предприятие вышло на новые рынки сбыта, цель моделирования расчет ключевых показателей деятельности ООО ТД «Экопол» для принятия наиболее целесообразных управленческих решений по формированию направлений достижения поставленных целей как для предприятия в целом, так и для отдельных структурных подразделений в зависимости от предполагаемого изменения внешних и внутренних факторов.
Ключевые проблемы, требующие экономического расчета для принятия управленческих решений (т.е. прибыль предприятия от вхождения на новый ранок напрямую зависит от реализации той или иной меры):
Как изменится прибыль при увеличении объема продаж на 10 %?
Как изменится прибыль при увеличении постоянных затрат на 10 %?
Как изменится прибыль, если сократить переменные затраты на 10 %?
Какой объем продукции следует продать, чтобы достичь пороговой выручки?
Какой должна быть цена реализации продукции Цр, чтобы получить прибыль в размере 1100 тыс. руб.?
Как изменится точка безубыточности ТБУ, если повысить цену реализации продукции Цр в среднем на 5%, то есть установить цену на уровне 19950 руб. за 1 т?
Для обоснованного принятия управленческого решения далее выполним практические расчеты, которые позволяли бы руководству предприятия принимать необходимые и, главное, обоснованные решения.
Как изменится прибыль при увеличении объема продаж на 10 %?
1. Рассчитывается сумму покрытия:
МП = Зпост + П = 25973 + 956 = 26929 тыс. руб.
2. Определяется сумма покрытия на единицу объема реализации МПед:
МПед = МП / РПт = 26929 / 3500 = 7,694 тыс.руб./т.
3. Рассчитывается прибыль при увеличении объема продаж на 10 % МП1:
МП1 = РПт × (1 + 0,1) × МПед = 3500 × (1 + 0,1) × 7,694 = 29621,9 тыс. руб.
4. Определяется величина прибыли при увеличении объема продаж на 10 % П1:
П1 = МП1 - Зпост = 29621,9 - 25973 = 3648,9 тыс. руб.
5. Рассчитывается процент изменения прибыли при увеличении объема продаж на 10 % П%:
П% = ((П1 - П) / П) × 100 % = ((3648,9 - 956) / 956) × 100 % = 181%.