Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Общая характеристика управленческих решений и процесса построения модели управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тактические решения связаны с конкретной расстановкой сил и ресурсов в каждом периоде. Эти решения принимаются в структурных подразделениях менеджерами в пределах своих полномочий. Высшее руководство только осуществляет консультирование и контроль, оказывает необходимую помощь.

Оперативные решения носят краткосрочный характер. Они носят регулирующую направленность и возникают в тех случаях, когда нарушается ход производственного процесса через любые непредвиденные внутренние или внешние обстоятельства.

По способу разработки и принятия все управленческие решения делятся на:

  • коллегиальные;
  • единоличные.

Разграничения коллективных и единоличных решений предусматривается учредительными документами организации.

Коллективные решения принимаются общим собранием акционеров, собранием участников общества, ревизионной комиссией, наблюдательным советом и другими высшими и исполнительными органами управления организации.

Оперативные решения принимаются менеджером единолично. Здесь играет большую роль квалификация и деловые качества менеджера и специалистов аппарата управления, состояние системы информации, внешние условия и стиль руководства, сроки принятия решения и конкретная производственная ситуация.

По характеру и содержанию управленческие решения делятся на три группы:

  • творческие;
  • решение по аналогии;
  • принимаемые автоматически. [7, с. 81]

Творческие решения принимаются при проблемах, возникающих впервые после тщательного изучения состояния дел, опыта других организаций и реальных возможностей предприятия.

Решение по аналогии принимаются на основе изучения и сравнения имеющегося опыта и подобных ситуаций. Обобщение собственного опыта и заимствованного требует предварительного глубокого критического анализа и сравнения условий.

Решения, принимаемые автоматически бывают там, где деятельность менеджера жестко регламентирована законодательными документами, инструкциями и другими нормативными документами.

Но и в этих условиях менеджер должен квалифицированно и внимательно подойти к способам и формам выполнения требований регламентируемых документов.

По уровню иерархии управления, на котором принимаются те или иные решения, их можно разделить на:

  • принимаемые на уровне организации;
  • принимаемые на уровне структурного подразделения;
  • принимаемые на уровне первичного трудового коллектива. [7, с. 83]

Решения, принимаемые на уровне предприятия, являются компетенцией первого руководителя или общехозяйственного органа управления. Такие решения имеют общий характер и касаются всей организации. А если возникает необходимость принятия решения по какой-то конкретной функции управления, то их принимают соответствующие специалисты. Когда решение специалиста затрагивает прямо или косвенно интересы других подразделений, и они могут влиять на конечные результаты деятельности организации в целом, то они подлежат предварительному согласованию с руководителем организации, получить его санкцию.

Управленческие решения на уровне структурного подразделения принимаются его руководителем в пределах делегированных ему полномочий в том случае, когда для их выполнения достаточно ресурсов подразделения. Когда имеющихся ресурсов или предоставленных полномочий недостаточно, менеджер вносит свое предложение на рассмотрение вышестоящего руководителя.

На каждом уровне управления руководители принимают решения в пределах своих полномочий, предусмотренных своими должностными инструкциями. Только в этом случае может быть установлена четкая ответственность руководителей и подчиненных работников на каждом уровне управления за принимаемые решения и их выполнение.

Общее правило заключается в том, что управленческие решения принимаются на том уровне управления, где возникает необходимость их принятия в соответствии с полномочиями, предусмотренными должностными инструкциями и утвержденными высшим руководителем.

По сфере действия управленческие решения делятся на две группы;

  • общие;
  • локальные.

Общие решения - это такие решения, которые касаются организации в целом. Они определяют главные задачи организации, основные направления ее развития.

Локальное решение - это такое управленческое решение, которое принимается по отдельному подразделению организации. Такие решения направлены на регулирование определенного процесса в конкретной ситуации, сложившейся на производстве.

По функциональным отличиями выделяются следующие управленческие решения:

  • административные;
  • экономические;
  • технологические;
  • технические.

В каждой организации, кроме перечисленных внутренних функций, есть решение и внешние, то есть для взаимодействия с субъектами внешней среды.

Такие управленческие решения оформляются в виде докладных записок, вопросов, предложений.


1.3 Виды моделей принятия управленческих решений

Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д. Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:

сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования); [14, С. 92]

экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма “Боинг” проектирует новый самолет, “Ниссан” новый автомобиль, “Ай Би Эм” - новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);

ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Однако многие руководители стремятся рассматривать только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете должно выразиться в их повороте к чему-то видимому. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.).

Прежде чем рассмотреть широко используемые современными организациями модели необходимо описать три базовых типа моделей:

физическая модель (представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: чертеж завода, его уменьшенная фактическая модель, такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящей);


аналоговая модель (представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример аналоговой модели – организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление перечня взаимосвязи всех работников);

математическая модель (в этой модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события).

1.4 Анализ процесса построения модели управленческого решения

Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса – постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, из чего она состоит. Как ни просто и прозрачно данное утверждение, чересчур многие специалисты игнорируют очевидное. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы. Далее, из того только, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин. [11, С. 71]

Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусмотрено построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.


Проверка модели на достоверность. После построения модели ее следует проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения, если предположить, что модель не слишком сложна в использовании. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с проблемой.

Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к использованию. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята, и не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения.

Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении – например, появление новых потребителей, поставщиков или технологий – может обесценить допущение исходную информацию, на которых основывалась модель при построении. [15, С. 76]

Как все средства и методы, модели могут привести к ошибкам. Эффективность модели может быть снижена действием ряда потенциальных погрешностей:

недостоверные исходные допущения (любая модель опирается на некоторые исходные допущения и предпосылки. Это могут быть поддающиеся оценке предпосылки, которые можно объективно проверить и просчитать. Некоторые предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены. Никто не знает наверняка, произойдет ли это действительно. Поскольку такие предпосылки являются основой модели, то точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасы, если неточны прогнозы сбыта на предстоящий период).