Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Содержание, предмет и метод бухгалтерского учета
1.1 Сущность и организация бухгалтерского учета
1.2 Предмет бухгалтерского учета
1.3 Метод бухгалтерского учета
2.Задачи и функции бухгалтерского учета
2.1 Цели и задачи бухгалтерского учета
2.2 Функции бухгалтерского учета
Введение
Бухгалтерский учет является важным звеном в формировании экономической политики предприятия, одним из главных механизмов управления производством и сбытом продукции.
Бухгалтерский учет, в качестве основы информационной системы управления национальной экономикой, является незаменимым инструментом при планировании экономического и социального развития страны, в научной организации и управлении экономическими процессами, данное определение повлияло на выбор темы курсовой работы, так как хорошая экономическая информация составляет основу компетентного управления экономическими процессами.
При написании работы был изучен «Закон о бухгалтерском учете», а также учебные материалы по теории бухгалтерского учета.
Решению теоретических и методологических вопросов формирования бухгалтерского учета посвящено значительное количество исследований ведущих экономистов, в том числе В.Т. Чая, О.В. Латыпова, Л.А. Русалева, Л. И. Ерохина, Н.А. Каморджанова, И.В. Карташова, Н. С. Стражева, А. В. Стражев. Которые раскрывают данную тему в изданных такими ведущими издательствами, как Инфра-М, Кнорус, Феникс научных и учебных материалах.
Предметом курсового исследования является бухгалтерский учет.
Объектом исследования выступают предмет, метод и функции бухгалтерского учета.
Цель исследования состоит в определении сущности и составляющих предмета и объекта бухгалтерского учета.
Задачи исследования были поставлены в соответствии с целью исследования и состоят в:
- Определить сущность и способы организации бухгалтерского учета;
- Дать характеристику предмета бухгалтерского учета;
- Рассмотреть элементы метода бухгалтерского учета;
- Определить цели и задачи бухгалтерского учета;
- Изучить функции бухгалтерского учет;
- Проанализировать основные принципы бухгалтерского учета.
Прикладная значимость курсовой работы определяется тем, что существующие в бухгалтерском учете способы и формы получения и представления информации необходимы для правильного принятия управленческих решений в целях финансового благополучия предприятий и организаций. Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
1 Содержание, предмет и метод бухгалтерского учета
1.1 Сущность и организация бухгалтерского учета
Учет - наблюдение измерения и регистрация природных явлений. Объектом особого внимания является хозяйственная деятельность связана с производством, учетом и наблюдением материальных и нематериальных благ.[1]
Хозяйственная деятельность это любая деятельность, связанная с производством, обменом и потреблением материальных благ, которая осуществляется с целью получения прибыли. Субъектами хозяйственной деятельности являются физические и юридические лица.[2]
Для обеспечения пользователей информацией о хозяйственной деятельности необходимо постоянно вести бухгалтерский учет со дня регистрации предприятия до его ликвидации.
Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. [3]
В бухгалтерском учете отражаются отдельные хозяйственные операции составляющих хозяйственная деятельность.
Хозяйственная операция - это действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов обязательств и собственного капитала предприятия.
Актив, обязательства и собственный капитал характеризует финансовое состояние предприятия. Все результаты хозяйственных операций предприятия фиксируются на материальном носителе в виде первичного документа.
Первичный документ - это письменный документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление.[4]
Информация, содержащаяся в первичных документах систематизируется в учетных регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах. С учетных регистров состоит финансово - бухгалтерская отчетность.[5]
Бухгалтерская отчетность это отчетность, составляющаяся на основании данных бухгалтерского учета для удовлетворения потребностей определенных пользователей.[6]
Итак, бухгалтерская отчетность является способом передачи информации пользователям. Формы и содержание бухгалтерской отчетности зависят от потребностей конкретных пользователей. С учетом этого выделяют следующие виды отчетности: финансовая, налоговая, внутренняя, управленческая, статистическая
Финансовая отчетность это бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период.
Финансовая отчетность удовлетворяет информационные потребности, которые являются общими для всех пользователей.
Бухгалтерский учет является обязательным на предприятии и главной целью ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.
Для обеспечения интересов пользователей бухгалтерский учет является объектом регулирования со стороны государства.[7]
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в зависимости от объема учетной работы руководитель организации имеет право:
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.[8]
В зависимости от размера организации, объема бухгалтерской информации, численности работников, степени автоматизации труда в бухгалтерии определяется структура бухгалтерской службы и количество работников бухгалтерии.[9]
Установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его взаимосвязи с другими структурными подразделениями организации решается одновременно с вопросом о централизации или децентрализации учета. (Приложение 1)
В организациях с централизованным учетом учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступающих из различных подразделений, которые осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
В организациях с децентрализованным учетом весь учетный аппарат находится в различных подразделениях, где синтетический и аналитический учет рассредоточен, составляются балансы и отчетность. Главная бухгалтерия получает балансы и отчеты подразделений и составляет сводный баланс и отчеты по всей организации.[10]
Применение того или иного вида учета зависит от количества подразделений организации и от их географического положения.[11]
Выбранная структура бухгалтерской службы должна быть закреплена в учетной политике организации. Кроме этого в организации разрабатывается положение о бухгалтерии, в котором раскрываются процесс образования, права, обязанности и организация деятельности бухгалтерии. Положение о бухгалтерии разрабатывается главным бухгалтером, согласовывается с заинтересованными должностными лицами и утверждается руководителем организации.
Независимо от принятого варианта организации учетного процесса, формирование полной, достоверной и своевременной информации во многом зависит от персональной ответственности каждого работника бухгалтерии. Поэтому должностные обязанности, требования к квалификации и объему знаний определены в должностной инструкции, которая разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и квалификационным справочником.[12]
На каждом предприятии руководитель обязан бухгалтерский учет и обеспечить, чтобы в бухгалтерском учете были наглядно отражены хозяйственные сделки предприятия и состояние собственности предприятия. [13]
Бухгалтерский учет должен быть организован так, чтобы руководитель предприятия с его помощью мог квалифицированному в вопросах бухгалтерского учета третьему лицу дать отчет по вопросам бухгалтерского учета всех хозяйственных сделок за определенный период времени и финансовом положении на конец соответствующего периода, а также чтобы было возможно установить начало каждой хозяйственной сделки и проследить за ее ходом.[14]
К основным задачам бухгалтерского учета относятся следующие:
- обеспечение руководства предприятия информацией для принятия решений хозяйственного характера;
- обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и сохранности собственности предприятия;
- обеспечение пользователей финансовых отчетов, достоверной и полной информацией о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении предприятия.
Организация бухгалтерского учета должна быть деловой, бухгалтерский учет должен быть четкий и наглядный.
В бухгалтерском учете должны быть зарегистрированы все хозяйственные сделки предприятия. Все хозяйственные сделки предприятия должны быть подтверждены оправдательными документами и записаны в регистрах бухгалтерского учета.[15]
Все записи в регистрах следует делать на основании оправдательных документов и в соответствии с ними.[16]
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.[17]
Представленная информация бухгалтерского учета должна быть своевременной, значимой, достоверной, сравнимой, понятной и полной. Финансовая информация должна соответствовать требованиям всеобщих принципов подготовки финансовых отчетов.
Финансовые отчеты, регистры бухгалтерского учета, оправдательные документы и документы по организации бухгалтерского учета должны быть систематизированы на протяжении всего предусмотренного периода хранения информации бухгалтерского учета.[18]
Руководитель предприятия обязан обеспечить сохранность всей информации бухгалтерского учета, а также соответствующих копий оригиналов всех отправленных писем, связанных с предпринимательской деятельностью предприятия (снятые копии, выписки или иного вида идентичные отображения данных).
1.2 Предмет бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет используется для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий производственной и непроизводственной сферы.
Бухгалтерский учет на предприятиях сферы материального производства отражает состояние и использование средств социалистических предприятий в процессе создания материальных благ.[19]
В организациях и учреждениях непроизводственной сферы бухгалтерский учет отражает наличие и расходование средств, выделенных им из государственного бюджета или других источников для выполнения своих функций в соответствии с их назначением.[20]
Таким образом, предметом бухгалтерского учета является состояние и использование средств предприятий (организаций, учреждений) в процессе социалистического воспроизводства.
Бухгалтерский учёт занимает центральное место в системе хозяйственного учёта и имеет ряд особенностей отличающих его от других видов учёта. В бухгалтерском учёте должно быть обеспечено отражение всех хозяйственных операций, фактов и явлений, позволяющих получить полную характеристику результатов деятельности организаций.