Файл: Цели и задачи бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бухгалтерский учет является важным звеном в формировании экономической политики предприятия, одним из главных механизмов управления производством и сбытом продукции.

Бухгалтерский учет, в качестве основы информационной системы управления национальной экономикой, является незаменимым инструментом при планировании экономического и социального развития страны, в научной организации и управлении экономическими процессами, данное определение повлияло на выбор темы курсовой работы, так как хорошая экономическая информация составляет основу компетентного управления экономическими процессами.

При написании работы был изучен «Закон о бухгалтерском учете», а также учебные материалы по теории бухгалтерского учета.

Решению теоретических и методологических вопросов формирования бухгалтерского учета посвящено значительное количество исследований ведущих экономистов, в том числе В.Т. Чая, О.В. Латыпова, Л.А. Русалева, Л. И. Ерохина, Н.А. Каморджанова, И.В. Карташова, Н. С. Стражева, А. В. Стражев. Которые раскрывают данную тему в изданных такими ведущими издательствами, как Инфра-М, Кнорус, Феникс научных и учебных материалах.

Предметом курсового исследования является бухгалтерский учет.

Объектом исследования выступают предмет, метод и функции бухгалтерского учета.

Цель исследования состоит в определении сущности и составляющих предмета и объекта бухгалтерского учета.

Задачи исследования были поставлены в соответствии с целью исследования и состоят в:

  • Определить сущность и способы организации бухгалтерского учета;
  • Дать характеристику предмета бухгалтерского учета;
  • Рассмотреть элементы метода бухгалтерского учета;
  • Определить цели и задачи бухгалтерского учета;
  • Изучить функции бухгалтерского учет;
  • Проанализировать основные принципы бухгалтерского учета.

Прикладная значимость курсовой работы определяется тем, что существующие в бухгалтерском учете способы и формы получения и представления информации необходимы для правильного принятия управленческих решений в целях финансового благополучия предприятий и организаций. Бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.


1 Содержание, предмет и метод бухгалтерского учета

1.1 Сущность и организация бухгалтерского учета

Учет - наблюдение измерения и регистрация природных явлений. Объектом особого внимания является хозяйственная деятельность связана с производством, учетом и наблюдением материальных и нематериальных благ.[1]

Хозяйственная деятельность это любая деятельность, связанная с производством, обменом и потреблением материальных благ, которая осуществляется с целью получения прибыли. Субъектами хозяйственной деятельности являются физические и юридические лица.[2]

Для обеспечения пользователей информацией о хозяйственной деятельности необходимо постоянно вести бухгалтерский учет со дня регистрации предприятия до его ликвидации.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. [3]

В бухгалтерском учете отражаются отдельные хозяйственные операции составляющих хозяйственная деятельность.

Хозяйственная операция - это действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов обязательств и собственного капитала предприятия.

Актив, обязательства и собственный капитал характеризует финансовое состояние предприятия. Все результаты хозяйственных операций предприятия фиксируются на материальном носителе в виде первичного документа.

Первичный документ - это письменный документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление.[4]

Информация, содержащаяся в первичных документах систематизируется в учетных регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах. С учетных регистров состоит финансово - бухгалтерская отчетность.[5]

Бухгалтерская отчетность это отчетность, составляющаяся на основании данных бухгалтерского учета для удовлетворения потребностей определенных пользователей.[6]


Итак, бухгалтерская отчетность является способом передачи информации пользователям. Формы и содержание бухгалтерской отчетности зависят от потребностей конкретных пользователей. С учетом этого выделяют следующие виды отчетности: финансовая, налоговая, внутренняя, управленческая, статистическая

Финансовая отчетность это бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период.

Финансовая отчетность удовлетворяет информационные потребности, которые являются общими для всех пользователей.

Бухгалтерский учет является обязательным на предприятии и главной целью ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

Для обеспечения интересов пользователей бухгалтерский учет является объектом регулирования со стороны государства.[7]

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в зависимости от объема учетной работы руководитель организации имеет право:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.[8]

В зависимости от размера организации, объема бухгалтерской информации, численности работников, степени автоматизации труда в бухгалтерии определяется структура бухгалтерской службы и количество работников бухгалтерии.[9]

Установление структуры аппарата бухгалтерии и форм его взаимосвязи с другими структурными подразделениями организации решается одновременно с вопросом о централизации или децентрализации учета. (Приложение 1)

В организациях с централизованным учетом учетный аппарат сосредоточен в главной бухгалтерии, где ведется весь синтетический и аналитический учет на основе первичных и сводных документов, поступающих из различных подразделений, которые осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

В организациях с децентрализованным учетом весь учетный аппарат находится в различных подразделениях, где синтетический и аналитический учет рассредоточен, составляются балансы и отчетность. Главная бухгалтерия получает балансы и отчеты подразделений и составляет сводный баланс и отчеты по всей организации.[10]


Применение того или иного вида учета зависит от количества подразделений организации и от их географического положения.[11]

Выбранная структура бухгалтерской службы должна быть закреплена в учетной политике организации. Кроме этого в организации разрабатывается положение о бухгалтерии, в котором раскрываются процесс образования, права, обязанности и организация деятельности бухгалтерии. Положение о бухгалтерии разрабатывается главным бухгалтером, согласовывается с заинтересованными должностными лицами и утверждается руководителем организации.

Независимо от принятого варианта организации учетного процесса, формирование полной, достоверной и своевременной информации во многом зависит от персональной ответственности каждого работника бухгалтерии. Поэтому должностные обязанности, требования к квалификации и объему знаний определены в должностной инструкции, которая разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и квалификационным справочником.[12]

На каждом предприятии руководитель обязан бухгалтерский учет и обеспечить, чтобы в бухгалтерском учете были наглядно отражены хозяйственные сделки предприятия и состояние собственности предприятия. [13]

Бухгалтерский учет должен быть организован так, чтобы руководитель предприятия с его помощью мог квалифицированному в вопросах бухгалтерского учета третьему лицу дать отчет по вопросам бухгалтерского учета всех хозяйственных сделок за определенный период времени и финансовом положении на конец соответствующего периода, а также чтобы было возможно установить начало каждой хозяйственной сделки и проследить за ее ходом.[14]

К основным задачам бухгалтерского учета относятся следующие:

  • обеспечение руководства предприятия информацией для принятия решений хозяйственного характера;
  • обеспечение контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов и сохранности собственности предприятия;
  • обеспечение пользователей финансовых отчетов, достоверной и полной информацией о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении предприятия.

Организация бухгалтерского учета должна быть деловой, бухгалтерский учет должен быть четкий и наглядный.

В бухгалтерском учете должны быть зарегистрированы все хозяйственные сделки предприятия. Все хозяйственные сделки предприятия должны быть подтверждены оправдательными документами и записаны в регистрах бухгалтерского учета.[15]


Все записи в регистрах следует делать на основании оправдательных документов и в соответствии с ними.[16]

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.[17]

Представленная информация бухгалтерского учета должна быть своевременной, значимой, достоверной, сравнимой, понятной и полной. Финансовая информация должна соответствовать требованиям всеобщих принципов подготовки финансовых отчетов.

Финансовые отчеты, регистры бухгалтерского учета, оправдательные документы и документы по организации бухгалтерского учета должны быть систематизированы на протяжении всего предусмотренного периода хранения информации бухгалтерского учета.[18]

Руководитель предприятия обязан обеспечить сохранность всей информации бухгалтерского учета, а также соответствующих копий оригиналов всех отправленных писем, связанных с предпринимательской деятельностью предприятия (снятые копии, выписки или иного вида идентичные отображения данных).

1.2 Предмет бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет используется для наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью предприятий производственной и непроизводственной сферы.

Бухгалтерский учет на предприятиях сферы материального производства отражает состояние и использование средств социалистических предприятий в процессе создания материальных благ.[19]

В организациях и учреждениях непроизводственной сферы бухгалтерский учет отражает наличие и расходование средств, выделенных им из государственного бюджета или других источников для выполнения своих функций в соответствии с их назначением.[20]

Таким образом, предметом бухгалтерского учета является состояние и использование средств предприятий (организаций, учреждений) в процессе социалистического воспроизводства.

Бухгалтерский учёт занимает центральное место в системе хозяйственного учёта и имеет ряд особенностей отличающих его от других видов учёта. В бухгалтерском учёте должно быть обеспечено отражение всех хозяйственных операций, фактов и явлений, позволяющих получить полную характеристику результатов деятельности организаций.