Файл: Оборотные активы предприятия ( 1. Теоретические аспекты оборотных активов предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 143

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По данным таблицы 9 видно, что прежде всего, нужно прекратить сотрудничество с клиентами категорий: Сс (ООО «Берта, «Крон»), Сb, Вс (ООО «Арго», ООО «Вларт») или полностью перевести их на предоплату. Следует уделить пристальное внимание группе Ас (ООО «Неолит», ООО «Прим-Лайт», ООО «Райм») и определить, какие из клиентов данной категории можно посредством управленческих воздействий перевести хотя бы в группу Ab.

Повышение платежной дисциплины таких клиентов можно достичь следующими методами:

– переводом на частичную предоплату;

– применением дополнительных скидок за ранние (но, не за своевременные) платежи;

– используя штрафные санкции.

Если эти усилия не приведут к положительному изменению кредитного рейтинга клиента, то, на наш взгляд, следует избавиться от таких клиентов, перераспределив долю их продаж между другими клиентами компании. В случае если ООО «Газпром газэнергосеть» будет продолжать работать с клиентом категории Ас, то велика вероятность возникновения высокой дебиторской задолженности и существенного отвлечения денежных средств из оборота компании, что может снизить развитие собственного бизнеса.

Следующим шагом на этапе сбора информации является составление карточки должника:

– имя и контактные данные сотрудника, ответственного за оплату счета;

– имя и контактные данные бухгалтера (гл. бухгалтера), финансового отдела;

– банковский день компании – должника.

Сегментирование клиентов, проведенное на этапе сбора информации, используется при разработке правил работы с каждой категорией клиентов (таблица 10).

Таблица 10

Сегментация покупателей и описание кредитных условий[25]

Категория клиентов

Уровень платежеспособности

Максимально возможная отсрочка платежа (дни)

Предоставляемый товарный кредит

Да, Ва

Высокий

до 45

Неограниченный

Аb, Вb, Са

Хороший

до 30

Неограниченный

Ас

Средний

до 15

Ограниченный

Сb, Вс, Сс

Низкий

Нет отсрочки

Нет кредита

В систему кредитных условий входит четыре элемента:


– размер отсрочки платежа (кредитный период) – время, которым располагают клиенты, прежде чем им придется заплатить за товары;

– скидки, предоставляемые в качестве поощрения за быстрые платежи;

– стандарты кредитоспособности, указывающие на минимальную финансовую силу подходящих клиентов;

– политика взимания платы, отражающая жесткость или мягкость подхода предприятия к клиентам, задерживающим платежи.

Подобное ранжирование необходимо в повседневной деятельности для принятия оперативных решений. Знание категории клиента позволит ООО «Газпром газэнергосеть» быстро решить, на каких условиях с ним можно сотрудничать. Наличие стандартов в той или иной области приводит к снижению управленческих затрат, времени принятия решения, снижает вероятность ошибок.

Однако целью эффективной кредитной политики является не столько возврат просроченной дебиторской задолженности, сколько недопущение ее возникновения.

Этого можно добиться следующими способами:

– включением в договоры штрафов и неукоснительное их взимание;

– маркетинговыми мероприятиями: предоставление клиентам дополнительных платных услуг за пользование товарным кредитом; с целью увеличения доли клиентов категории Аа в продажах компании предоставление им дополнительных льготных условий в виде скидок от цены прайса, увеличения отсрочки платежа; предоставлением дополнительных скидок за ранние платежи.

С целью недопущения роста просроченной дебиторской задолженности в текст договора целесообразно включать описание штрафных санкций, предусматривающих начисление штрафов в случае нарушения клиентом условий договора, в том числе просрочки платежа. Следует уделить особое внимание разработке шкалы штрафных санкций, регламентирующей возможного» их применения в каждом конкретном случае. В таблице 11 приведена рекомендуемая ООО «Газпром газэнергосеть» схема начисления штрафов в зависимости от значения кредитного рейтинга клиента и от количества дней, на которое производится задержка платежа.

Таблица 11

Шкала штрафных санкций, %[26]

Категория
клиентов

1–10
дней

11–30
дней

31–45
дней

46–60
дней

Более
60 дней

Аа, Ва

0

0,5

0,8

1

1,3

Аb, Вb, Са

0,1

0,8

1

1,3

1,5

Ас

0,2

1

1,2

1,5

1,8

Сb, Вс, Сс

0,5

1,2

1,4

1,8

2


Продолжением кредитной является маркетинговая политика, целью которой является не только предотвращение возникновения просроченной дебиторской задолженности, но и рост продаж.

В связи с этим ООО «Газпром газэнергосеть» рекомендуется:

– предоставление дополнительных платных услуг за пользование кредитом. В связи с этим целесообразно включить в текст договора таблицу скидок, определяющую размер скидки в зависимости от объема закупки и наличия отсрочки платежа (таблица 38);

– для крупных клиентов (категорий Аа, Аb, Ас) можно предложить бонус в конце периода в случае достижения ими определенного объема заказа и сокращения просроченной задолженности;

– эффективной мерой является предоставление дополнительной скидки за ранние (но не своевременные) платежи (если в договор с клиентом не включена таблица 12).

Таблица 12

Размер предоставления скидок в зависимости от объема заказа и отсрочки платежа[27]

Стоимость услуг

предоплата

отсрочка
15 к.д.

отсрочка
30 к.д.

отсрочка
45 к.д.

50–200 тыс. руб.

2%

200 тыс. – 500 тыс. руб.

4%

2%

1000–1500 тыс. руб.

6%

4%

2%

1500–2000 тыс. руб.

8%

6%

4%

2%

Свыше 2000 тыс. руб.

10%

8%

6%

4%

Таким образом, внедрение системы управления дебиторской задолженностью в ООО «Газпром газэнергосеть» позволит:

– возвратить имеющуюся просроченную дебиторскую задолженность;

– построить систему, препятствующую возникновению просроченной дебиторской задолженности;

– увеличить прибыль.

Заключение

Оборотные активы — это важнейший источник, обеспечивающий текущую деятельность предприятия. Достаточно широкая классификация оборотных активов позволяет финансовым менеджерам рационально распределять имеющиеся на предприятии виды активов по группам, дабы в дальнейшем обеспечить эффективное управление ими.


Согласно приведенной классификации оборотные активы можно разделить по следующим признакам: по характеру финансовых источников, по степени использования, по видам оборотных активов, в зависимости от риска вложения капитала, по степени управляемости активов, по степени ликвидности, по месту нахождения на предприятии, в зависимости от характера участия в операционном процессе, в зависимости от функциональной роли в процессе производства, по периоду функционирования.

Оборотные активы, как и внеоборотные, на предприятии находятся в постоянном кругообороте. Его специфика состоит в непрерывном преобразовании активов одного вида в другой. Для обеспечения эффективности деятельности предприятия финансовым менеджерам необходимо осуществлять непрерывное управление оборотными активами, основным назначением которого является определение необходимого их объема для нормального функционирования предприятия.

Устранение негативных последствий нерационального использования оборотных активов можно устранить путем применения одного или нескольких мероприятий: рационализации менеджмента запасов, сокращения потребности в оборотных активах, сокращения расходов оборотного капитала. Выбор мероприятия должен основываться на экспертном мнении финансового менеджера, которое должно складываться исходя из финансовой ситуации, сложившейся на предприятии.

Во второй главе был проведен анализ оборотных активов ООО «Газпром газэнергосеть».

Компания управляет розничными активами по реализации СУГ и нефтепродуктов в 28 регионах РФ. Владеет крупнейшей в стране сетью газозаправочных станций (АГЗС) и активно развивает реализацию газа в качестве моторного топлива на территории РФ.

Проведенный анализ оборотных активов ОАО «Газпром газэнергосеть» позволяет сказать о финансовой устойчивости организации, главным образом за счет весомой роли в составе оборотных средств такого высоколиквидного актива, как денежные средства. Однако, преобладающая роль в структуре оборотных активов принадлежит дебиторской задолженности. Необходимо отметить, что высокий удельный вес дебиторской задолженности ставит в зависимость платежеспособность рассматриваемой компании от платежной дисциплины дебиторов, повышая уровень финансовых рисков.

Для повышения эффективности финансовой работы в ООО «Газпром газэнергосеть» рекомендовано снизить долю дебиторской задолженности.

Для совершенствования политики управления дебиторской задолженностью рекомендовано: присвоение клиентам кредитного рейтинга в зависимости от объема продаж и степени финансовой дисциплины; распределение клиентов по категориям на основе ABC-анализа; выработка решений относительно работы с заказчиком, исходя из кредитного рейтинга и рейтинга по средней просрочке оплаты; разработка дифференцированных кредитных условий; разработка дифференцированной шкалы штрафных санкций; разработка системы скидок в зависимости от объема заказа и отсрочки платежа.


Список литературы

  1. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 06.03.2018) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023)
  2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)
  3. Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" от 27.07.2010 N 208-ФЗ (последняя редакция)
  4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) // «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 13.04.2016) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
  6. 6. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
  7. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 28.04.2017) "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)
  8. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)"
  9. Годовой отчет ОАО Газпром газэнергосеть" за 2018 г. http://www.gazpromlpg.ru/download/pfo/pfo_4_18.pdf

Бадалов Л.А. Финансовые методы управления оборотным капиталом на предприятии с целью повышения ликвидности и платежеспособности его деятельности. – Екатеринбург, 2015

Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. И. Григорьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 486 с.

Данилов, А. Н. Проблемы анализа оборотных активов организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 2-1. С. 141-144.

Ефимова О.В. Анализ оборотных активов организации / О.В. Ефимова // Бухгалтерский учет. - 2015. - № 10. - с.36

Жилкина, А.Н. Финансовый анализ [Текст]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Н. Жилкина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 285 c.

Ивашкевич В.Б. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. – М: Бухгалтерский учет, 2014. – 452с

Казакова, Н.А. Финансовый анализ [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Казакова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 470 c.