Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений ( 1. Теоретические аспекты франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Современные компании в условиях глобализации стремятся выйти на международный уровень, используя различные каналы. Новое расширение рынка и дальнейшее развитие в рамках существующих рынков будут по-прежнему доминирующими факторы глобальной стратегии многих успешных компаний на ближайшие года. В конечном счете, доходы, полученные от международных рынков будет важным компонентом способности успешных компаний генерировать долгосрочную ценность для своих партнеров.

Эффективное проникновение на международные рынки возможно только благодаря использованию качественных франшиз, качественных товаров и услуг, уникальных предложений, современного дизайна, эффективных систем обучения персонала, комплексу маркетинга, а также гибкому подходу к освоению новых рынков.

Международный франчайзинг считается мене рискованным вариантом по сравнению с созданием дочерних структур или представительств за рубежом. При этом возникают серьезные вопросы поддержки и контроля в рамках созданной сети франчайзи для поддержания отношений с франчайзи. Чаще всего франшизы предлагают торговые предприятия, при этом наличие конкуренции в этой области предполагает создание уникального предложения для франчайзи, а также сопровождение на всем протяжении использования франшизы.

Целью курсовой работы является исследование франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений.

Задачи курсовой работы:

  1. исследовать теоретические аспекты франчайзинга;
  2. аналитическое исследование франчайзинга на примере компании Tele2;
  3. изучить тенденции и перспективы развития франчайзинга в России в современных условиях.

Предмет исследования – франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений.

Объектом исследования является компания Tele2.

Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию франчайзинга в России и за рубежом.

Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам функционирования франчайзинговых технологий ведения бизнеса. Сравнительный анализ теоретико- методологических подходов к проблеме франчайзингового бизнеса позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных авторов, рассмотреть эволюцию понятия «франчайзинг». Для изучения законов и нормативных актов, касающихся сферы франчайзинговых взаимоотношений, применялся комплекс формально-правовых методов.


Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы франчайзинга

1.1.Сущность франчайзинга

Сущностью франчайзинга является повторение успешного бизнеса, т.е. приобретение торговой марки и технологией существующего предприятия, всесторонне проверенного на практике[1].

Франчайзер, предоставляющий привилегию на продажу его товаров, обеспечивает лицо, получившее от фирмы право самостоятельного представительства на возмещаемой основе - франчайзи, право использовать имя, фирменный стиль, опыт, знание, производственную технологию и ноу-хау управления. Однако, как правило, фирма, предоставляющая привилегию на продажу ее товаров обязуется помогать в развитии бизнеса, оказывать техническую и консультативную поддержку[2].

Франчайзи действует под торговой маркой франчайзера, используя его репутацию на рынке и фирменный стиль, и со вренем идентифицируется с франчайзи. Франчайзер действует в единственном числе. Франчайзи, работающие в соответствии с контрактом с франчайзером, могут быть представлены множеством фирм[3].

Успешные франчайзеры включают в структуре от нескольких десятков до нескольких сотен франчайзи, и в некоторых случаях, сеть франчайзи включает тысячи компаний. Во франчайзинговых отношениях присутствуют три вида платежей: вступительный взнос, роялти, дополнительные вложения. Вступительный (паушальный) взнос выплачивается франчайзи в качестве первоначальной платы за последующее использование имени. Сумма зависит от отрасли бизнеса, внутренних стандартов правообладателя и амбиций франчайзера.

Роялти - периодические выплаты, производимые франчайзи ежемесячно или ежеквартально франчайзеру за использование торговой марки и системы ведения бизнеса. Часто они исчисляются в виде доли от оборота франчайзи, но иногда франчайзер устанавливает фиксированные выплаты, независящие от оборота. Дополнительные вложения встречаются не во всех договорах. Осуществляются они либо в разовом порядке, либо периодически, как правило, на рекламу и PR, покупку оборудования (если оборудование уникальное и дорогостоящее), покупку товаров у франчайзера, на развитие франчайзинговой сети. Кроме того, франчайзи должен также произвести инвестиции в свое развитие, чтобы соответствовать условиям франчайзера, которые последний выставляет в своем договоре[4].


Франчайзинг очень близок к формам соглашений, заключаемым в бизнесе, на предмет агентстких услуг, дистрибьюторства, лицензии и ноухау.

Франчайзинг позволяет наилучшим образом учитывать местные условия и сочетать преимущества крупного и малого бизнеса и задействовать частную инициативу. Несмотря на то, что франчайзинг, по сути, давно присутствует на российском рынке, законодательство не предусматривает подобных правовых отношений. Вместо франчайзинга используется такой термин, как договор коммерческой концессии, который закреплен в главе 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации[5]. При этом договор коммерческой концессии не имеет обширной практики в российском законодательстве, поэтому часто приходится обращаться к практике международного частного права[6]. На основании его положений, предполагается, что подобные сделки имеют транснациональный характер, когда франшизодатель может находиться в любой другой стране мира и подписывать договор с российскими предпринимателями на открытие своего представительства на территории РФ. Договор, подписанный сторонами, по их соглашению может регулироваться международным частным правом, а может опираться на законодательство страны одной из сторон.

Международное частное право предусматривает определенный набор принципов, на основе которых возможна эффективная работа сторон при условии сотрудничества на основе франшизы. К ним относятся такие принципы: ведения совместной политики на осваиваемых сегментах рынка; активное использование предпринимательской инициативы; взаимный обмен имеющейся информацией и всесторонняя поддержка; синхронное освоение рынка; единая ценовая политика и стратегия сбыта; высокая степень доверия и прочие[7].

Придерживаясь этих принципов, которые отражает совместный договор, дает сторонам определенные преимущества в ведении дел. Невзирая на очерченные преимущества данного формата ведения бизнеса для обеих сторон, в странах СНГ и Российской Федерации существуют свои особые условия, которые формируют некоторые риски ведения дела в данной сфере[8].

К ним относят: инфляционные процессы; большой сектор теневого бизнеса; неотрегулированная налоговая политика; особенности ведения бизнеса, связанные с географическими, территориальными, региональными особенностями стран; отсутствие современных учебно-образовательных программ; отсутствие квалифицированных специалистов; неотрегулированное законодательство в сфере франчайзинга[9].


Несмотря на данные факторы риска, считается, что данная сфера бизнеса для стран СНГ постоянно изменяется к лучшему, поэтому есть смысл внедрения в данную сферу. Наибольшие темпы прироста демонстрирует сфера предоставления услуг.

Если заключен договор товарного франчайзинга, это означает, что приобретатель франшизы реализовывает продукцию, отмеченную товарным знаком продавца франшизы. Обычно, таким знаком обладают компании, которые специализируются на определенной группе товаров. Франчайзи имеет возможность использовать имидж материнской компании, обеспечить себе узнаваемость и, соответственно, реализовать объем предполагаемых продаж[10].

На российском рынке наиболее популярными являются такие сферы деятельности, как сбыт товаров через системы АЗС, продажа моющих средств, одежды, косметики и прочее. Однако практика показала, что у российских предпринимателей есть одна общая проблема в ведении подобного бизнеса – отсутствие общей ценовой политики и маркетинговой стратегии при работе на местном рынке[11].

Примером франшизы и франчайзинга можно привести компанию Макдональдс. Покупка франшизы означает запуск нового ресторана. От франчайзи требуется огромный объем работы — от руководства процессом приготовлением пищи до принятия стратегических бизнес решений. При этом потребуются хорошие коммуникативные навыки и знания в самых разных областях, связанных с бизнесом и общественным питанием. Главное преимущество франшизы Макдональдс – это возможность использования всемирно известного и узнаваемого бренда, который знают и любят почитатели фаст фуда по всему миру.

1.2. Критерии эффективности использования системы франчайзинга

Покупка франшизы – это значительные капиталовложения, поэтому четвертый критерий это перспективность финансовых затрат, анализ которых выполняют специализированные агентства.

Франчайзер как правообладатель торговой марки и «ноу-хау», предоставляет франчайзи, являющемуся независимым хозяйствующим субъектом, права на ведение дела под его торговой маркой и определенный набор услуг. Франчайзи, в свою очередь, предоставляет франчайзеру право контроля деятельности и берет на себя обязательства соблюдения установленных франчайзером стандартов качества товаров и услуг, а также технологии производственных и коммерческих операций, и своевременно выплачивать соответствующее вознаграждение, которое состоит из системы платежей.


Франчайзинговые платежи носят комплексный характер, но имеют разную экономическую природу, понимание которой, позволяет правильно определить виды и уровень платежей для конкретной системы франчайзинга с тем, чтобы не только обеспечить получение выгоды для каждой из сторон, но и уравновесить их финансовые обязательства и возможные риски.

Франшизная плата и роялти являются основным источником получения доходов франчайзера и формирования его прибыли. Понимание их взаимосвязи позволит определить величину платежей, обеспечивающую получение выгоды для каждой из сторон и уравновесить их финансовые обязательства и возможные риски. Франшизная плата (вступительный взнос, или паушальный платеж) – это единовременная первоначальная выплата за право ведения бизнеса[12].

Франчайзер под торговой маркой франчайзера на определенной территории, а также комплекс первоначальных услуг. Роялти - текущий платеж, выплачиваемый франчайзи за преимущества от участия в системе франчайзинга (известная торговая марка, снижение рисков и др). Роялти компенсируют франчайзеру упущенную выгоду (потерянную долю рынка) и возмещают затраты на создание, поддержание и развитие системы франчайзинга[13].

Франчайзинг это[14]:

1. Эффективная организационная форма расширения и мультипликации успешных моделей бизнеса и современных технологий, причем как зарубежных, так и отечественных.

Франчайзинг, с одной стороны, позволяет лидерам бизнеса на взаимовыгодной основе передавать свои отработанные технологии производства и управления другим предпринимателям, а также расширять свои сферы влияния.

С другой - выбирать начинающим предпринимателям те модели и технологии, которые доказали свою результативность на практике. Франчайзинг позволяет наилучшим образом: учитывать местные условия и сочетать преимущества крупного и малого бизнеса (франчайзи лучше знает свою территорию, может более гибко реагировать на запросы местных клиентов); задействовать частную инициативу (франчайзи лучше мотивирован по сравнению с наемным менеджером, так как является собственником предприятия и вложил в него личные средства) [15].

Так как расширяются масштабы и происходит мультипликация именно успешных моделей бизнеса и технологий, то повышается общая эффективность экономики, проявляющаяся в более высоких темпах экономического роста, занятости и уровня жизни населения. Немаловажно и то, что франчайзинг стимулирует франчайзера к дальнейшему совершенствованию своего бизнеса. Уже чтобы ввести франчайзинг, франчайзер должен быть достаточно успешным, лидером в своей сфере. После же создания франчайзинговой сети совершенствование бизнеса становится основной задачей франчайзера, как ответственного за развитие сети[16].