Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Моделирование управленческих решений в ООО «Стоматология Здоровье Плюс»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы разработки модели управленческого решения
1.1.Содержание процесса разработки и принятия управленческого решения
1.2. Моделирование управленческих решений
Глава 2. Моделирование управленческих решений в ООО «Стоматология Здоровье Плюс»
2.1. Краткая характеристика организации
Как уже было сказано ранее, процедура разработки и принятия решений определяется спецификой деятельности фирмы, организационной структурой, корпоративной культурой. Поэтому возможно возникновение схожих по форме, но различных го содержанию и назначению систем принятия решений[8].
1.2. Моделирование управленческих решений
Под теорией принятия решений чаще всего рассматривается формальная междисциплинарная теория рациональных решений индивидуума или социальной организации, а также алгоритм определения альтернативы при наличии многих возможностей[9]. Теория решений подразделяется на две группы: нормативные и дескриптивные теории принятия решений. В нормативных теориях рассматриваются логические основы и создаются формальные правила для рациональных решений. Дескриптивные теории дают ответ на вопрос, от каких факторов в реальной жизни зависит выбор того или иного управленческого решения[10]. Нормативный и дескриптивный подход к теории принятия решений возможно объединить в один, такой подход получил название интегративная теория принятия решений. Интегративная теория принятия решений рассматривает как объективные, логические факторы, так и субъективные, индивидуальные стороны принятия решений. В теории принятия решений акцентируют внимание на нескольких подходах, которые называют моделями принятия решений[11]. К ним относят следующие виды моделей:
а) классическая (нормативная);
б) дескриптивная (описательная);
в) модель Карнеги;
г) модель инкрементального процесса принятия решений[12].
Классическая (нормативная) модель дает возможность лицу принимающему решение (ЛПР) определить самые эффективные пути достижения заданной цели. Пути достижения цели представляют собой функциональные уравнения, в которых показаны связи между зависимыми и независимыми переменными. Функциональные уравнения, модно дополнить системой ограничений, лимитирующих свободу действий ЛПР. Независимые переменные в таких моделях представляют собой параметры действий, а зависимые переменные в этих моделях обозначаются ожидаемыми переменными, получаемыми в результате воздействия независимых переменных. Эти модели имеют вид:
E = f (a, b, c) (1)
где Е – анализируемая ожидаемая переменная;
a, b, c – независимые переменные, параметры решений.
Нормативная модель принятия решений строится на следующих экономических предположениях:
1) ЛПР всегда должен ориентироваться на движение к достижению определенных и согласованных целей;
2) ЛПР стремится к определенности, приобретению всей необходимой информации, при этом необходимо тщательно изучать и анализировать все допустимые варианты и возможные последствия принятых решений;
3) ЛПР должно определить критерии оценки альтернатив, при этом необходимо отобрать тот вариант решения, который должен принести максимальную экономическую выгоду для организации;
4) ЛПР работает рационально и логически подходит к оценке вариантов, выбору приоритетов, поэтому его решение всегда наилучшим образом соответствует целям организации.
Значимость модели состоит в том, что она воздействует на менеджеров и побуждает их принимать рациональные и взвешенные решения. Известность нормативных моделей в значительной степени сопряжена с возникновением разнообразных количественных методов принятия решений при помощи компьютерной техники. Количественные методы принятия решений включают в себя: разработка дерева решений; создание платежных матриц; исследование точек безубыточности; линейное программирование; экономико-математическое прогнозирование; применение моделей операционной деятельности[13].
Значительную помощь в процессе формирования нормативной модели оказывают корпоративные информационные системы. Нормативная модель в наибольшей степени соответствует запрограммированным решениям, ситуациям уверенности или риска, когда для принятия оптимального управленческого решения у ЛПР есть доступ ко всей необходимой информации, что позволяет определить вероятности исходов. В основу дескриптивных моделей входит система эмпирических наблюдений. Эмпирические наблюдения имеют незначительное количество элементов и показывают экономические соотношения такими, какими они существуют в реальном мире, но при этом представляют их в упрощенной форме. Дескриптивная модель рассматривает реальный процесс принятия решений в ситуациях неуверенности и неопределенности, когда менеджерам крайне сложно принять эффективное и рациональное решение. Дескриптивная модель принятия решений базируется на ограниченной рациональности и означает, что деятельность индивидов в организации находится в пределах ограниченной рациональности и приемлемости. В рамках концепции ограниченной рациональности ЛПР принимает решения на основе упрощенных представлений о реальности. Для повышения эффективности своей деятельности организации должны стремиться запрограммировать как можно больше решений[14].
Организация – это крайне сложная система, в рамках которой менеджеры не имеют ни времени, ни возможностей для обработки и анализа всей необходимой для осознанного выбора информации. Разрабатываемые и принимаемые ими решения являются не столько рациональными, сколько приемлемыми в данной ситуации[15]. Приемлемость решений означает, что ЛПР выбирает первый, удовлетворяющий минимальному критерию допустимости вариант, а прочие варианты не рассматривает и не учитывает. Дескриптивная модель основывается на следующих предположениях:
а) цели решения не отличаются определенностью и находятся в конфликте друг с другом;
б) рациональные процедуры применяются редко, а если и используются, то обходятся упрощенным взглядом на проблему;
в) границы поиска менеджерами различных вариантов определяются человеческими, информационными и ресурсными ограничениями;
г) менеджеры чаще всего удовлетворены приемлемыми решениями и не стремится к максимизации[16].
Дескриптивная модель имеет описательный характер, который показывает реальный процесс принятия управленческих решений в сложных ситуациях, в данной модели также учитываются человеческие и иные ограничения, которые могут оказать влияние на рациональность выбора. Политическая модель принятия решений (Модель Карнеги) основывается на том, что в организациях менеджеры должны делать выбор стратегии в объединениях. Объединениями в данном случае выступают неформальные альянсы между несколькими менеджерами, имеющие схожее представление о целях и приоритетах организации. Основным постулатом политической модели решений служит то, что участниками политической системы выступают все действующие лица организации, которые участвуют в процессе целеполагания. Необходимо помнить, что при этом участники могут иметь различные интересы, целевые ожидания, и ставить различные требования к организации, что может неизбежно привести к конфликтам. В модели Карнеги выделяют два вида действующих лиц:
а) ядро – это группа лиц, которая по закону легитимирована и ответственна за определение цели организации;
б) группы-сателлиты, которые воздействуют на процесс целеполагания[17].
Цели организации определяются в процессе переговоров между участниками организации, далее следует процесс контроля, результатом которого является разработка и определение специфических частных целей. Данная модель ограничивается областью непрограммируемых решений, ограниченности информации и отсутствия единого мнения о том, какую цель выбрать приоритетной[18].
Модель инкрементального процесса принятия решений применяется в области незапрограммированных решений. В рамках инкрементального процесса принятия решений основное внимание сосредоточено на решении проблем организации и организации структурной последовательности действий, предпринимаемых на протяжении всего процесса принятия решений. В состав основного решения входит серия «мелких» выборов, так как организация проходит через несколько ключевых точек процесса принятия решений. В процессе прохождения этих точек возможно столкновение с «барьерами», которые могут вызвать прерывания процесса решения. Прерывание процесса принятия решения предполагает возврат организации к предыдущим решениям и необходимостью повторить цикл процесса принятия решения. При повторении цикла нужно уделить особое внимание составлению альтернатив. Цикл поиск процесса решения состоит из следующих элементов:
а) разработка множества альтернатив;
б) выработка стратегии;
в) определение направления действий.
Цикл поиска выступает одним из способов обучения персонала организации, определения критериев и ограничений при поиске альтернатив, а также выбор тех решений, которые необходимо реализовать. Модель инкрементального процесса принятия решений предполагает деление процесса принятия решений на три последовательных стадии:
а) определение существующей проблемы;
б) выработка вариантов управленческих решений;
в) анализ, оценка и выбор оптимального управленческого решения.
Процесс решения представляется целой серией предварительных и частичных решений, в рамках этих решений необходимо определить степень приближения к оптимуму. Степень приближения определяется уровнем притязаний ЛПР к выбору оптимальной модели принятия решений. Процесс принятия решений должен осуществляться на всех уровнях управления и не приводить к дезорганизации[19].
Выводы.
Управленческое решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Не существует универсальной процедуры принятия решения. На выбор механизма принятия управленческих решений влияет множество факторов модель управления, менталитет сотрудников фирмы, стиль руководства, специфика производства. Поэтому процедура принятия решений схожа для предприятий одной страны, однако в каждой компании она имеет свои особенности. Процесс принятия управленческих решений в российских компаниях практически полностью вписывается в американскую модель управления, однако присутствуют элементы, характерные для японской модели менеджмента. Нельзя однозначно сказать, какая из процедур принятия решений эффективнее - в рамках западной модели управления или японской. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, и их применение обуславливается конкретной ситуацией.
В теории принятия решений акцентируют внимание на нескольких подходах, которые называют моделями принятия решений.
К ним относят следующие виды моделей:
а) классическая (нормативная) - в наибольшей степени соответствует запрограммированным решениям, ситуациям уверенности или риска, когда для принятия оптимального управленческого решения у ЛПР есть доступ ко всей необходимой информации, что позволяет определить вероятности исходов;
б) дескриптивная (описательная) - рассматривает реальный процесс принятия решений в ситуациях неуверенности и неопределенности, когда менеджерам крайне сложно принять эффективное и рациональное решение;
в) модель Карнеги - основывается на том, что в организациях менеджеры должны делать выбор стратегии в объединениях. Объединениями в данном случае выступают неформальные альянсы между несколькими менеджерами, имеющие схожее представление о целях и приоритетах организации;
г) модель инкрементального процесса принятия решений - основное внимание сосредоточено на решении проблем организации и организации структурной последовательности действий, предпринимаемых на протяжении всего процесса принятия решений.
Глава 2. Моделирование управленческих решений в ООО «Стоматология Здоровье Плюс»
2.1. Краткая характеристика организации
Объектом прaктического исследовaния является Общество с огрaниченной ответственностью «Стомaтология Здоровье Плюс», основaннaя в 2007 г.
Глaвнaя зaдaчa клиники - эффективное окaзaние стомaтологических услуг высокого уровня по доступным ценaм. Основные прaвилa функционировaния клиники были рaзрaботaны специaльно для пaциентов, которые ценят свое время и кaчество предостaвляемых услуг. Четкaя оргaнизaция рaботы клиники гaрaнтирует отсутствие очереди дaже нa сaмые востребовaнные услуги. Клиникa предостaвляет услуги более 30 врaчей, лaборaторнaя, функционaльнaя диaгностикa, услугa «помощь нa дому». «Стомaтология Здоровье Плюс» кaк с физическими лицaм, тaк и с корпорaтивными клиентaми, по прямым договорaм и по прогрaммaм добровольного медицинского стрaховaния. Сaмый глaвный критерий в оценке профессионaлизмa и кaчествa рaботы специaлистов – это здоровый и довольный пaциент. Поэтому в клинике уделяют большое внимaние контролю кaчествa обслуживaния. Это позволяет четко и быстро реaгировaть нa пожелaния посетителей, совершенствуя рaботу клиники до сaмого высокого уровня. В укaзaнной клинике пaциентaм предостaвляются следующие виды стомaтологической помощи: терaпия; хирургия; протезировaние; имплaнтaции; ортопедия; ортодонтия; пaродонтология; отбеливaние зубов; детскaя стомaтология; профилaктические прогрaммы.