Файл: Распределение и использование прибыли - источник экономического роста предприятия.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Прибыль и ее экономическая сущность
1.2 Направления распределения и использования прибыли
Глава 2 Анализ распределения и использования прибыли на примере ЗАО «Полимер»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ формирования чистой прибыли предприятия
Определим сумму нераспределенн0й чист0й прибыли для предприятия «П0лимер» за 2013 г. В с00тветствии с данными Прил0жения А и Прил0жения Б.
Данные таблицы 2 п0казывают, чт0 фактическая сумма нераспределенн0й чист0й прибыли в 2013 г0ду выше план0в0й в 0тчетн0м пери0де на 850 тыс. руб. (12650 – 11800=850 тыс. руб.), или на 7,2%, в 2012 г0ду выше план0в0й в 0тчетн0м пери0де на 510 тыс. руб. (8180-7670=510 тыс. руб.), или на 6,6%. Ее величина зависит 0т факт0р0в изменения баланс0в0й прибыли и факт0р0в, 0пределяющих удельный вес чист0й прибыли в 0бщей сумме баланс0в0й прибыли, а именн0 д0ли нал0г0в, эк0н0мических санкций в 0бщей сумме прибыли.
Таблица 2 - Определение суммы нераспределенн0й чист0й прибыли ЗАО «П0лимер» за 2012-2013 г0ды
2012 год |
2013 год |
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Уровень показателя, тыс. руб. |
Удельный вес в балансовой прибыли, % |
Уровень показателя, тыс. руб. |
Удельный вес в балансовой прибыли, % |
|||||||||
План |
Факт |
+,- |
План |
Факт |
+,- |
План |
Факт |
+,- |
План |
Факт |
+,- |
|
1 . Балансовая Прибыль |
||||||||||||
12000 |
13000 |
+1000 |
100,0 |
100,0 |
- |
18500 |
20000 |
+1500 |
100,0 |
100,0 |
— |
|
2. Налоги |
||||||||||||
из прибыли |
4080 |
4420 |
+340 |
34,04 |
34,0 |
-0,4 |
6300 |
6800 |
+500 |
34,05 |
34,0 |
-0,05 |
В том числе: |
||||||||||||
Налог на имущество |
1101,6 |
1183 |
+82,6 |
9,18 |
9,11 |
-0,07 |
1700 |
1820 |
+ 120 |
9,19 |
9,10 |
-0,09 |
Налог на прибыль |
2881,2 |
3125,2 |
+290 |
24,01 |
24,04 |
+0,03 |
4440 |
4806 |
+366 |
24,0 |
24,03 |
+0,03 |
Прочие налоги |
||||||||||||
и сборы |
98 |
111,8 |
+13,8 |
0,88 |
0,89 |
+0,01 |
160 |
174 |
+ 14 |
0,86 |
0,87 |
+0,01 |
3. Экономические санкции по платежам в бюджет |
250 |
300 |
+150 |
2,14 |
2,97 |
+0,83 |
400 |
550 |
+ 150 |
2,17 |
2,75 |
+0,58 |
4. Нераспределенная чистая прибыль |
7670 |
8180 |
+510 |
63,81 |
63,12 |
-0,69 |
11 800 |
12650 |
+850 |
63,78 |
63,25 |
-0,53 |
Чтобы определить изменение суммы нераспределенной прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение балансовой прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в сумме балансовой прибыли:
(1)
Используя формулу (1), рассчитаем изменение суммы нераспределенной прибыли за счет изменения балансовой прибыли за 2012 и 2013 годы.
Рассчитаем изменение сумы нераспределенной прибыли за счет других факторов 1 группы, данные занесем в Таблицу 3.
Прирост нераспределенной чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса i-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме балансовой прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде:
(2)
Используя формулу (2), рассчитаем прирост нераспределенной прибыли за счет изменения налога на прибыль в 2012 и 2013 годах:
И также по все остальным факторам 2 группы, полученные данные занесем в Таблицу 3.
Таблица 3 - Расчет влияния факторов на изменение суммы нераспределенной прибыли ЗАО «Полимер» за 2013г.
Факторы изменения нераспределенной прибыли |
2012 год |
2013 год |
||
Расчет влияния |
Изменение суммы, тыс. руб. |
Расчет влияния |
Изменение суммы, тыс. руб. |
|
1 . Изменение общей суммы |
||||
балансовой прибыли |
+1000х0,6381 |
+638,1 |
+ 1500x0,6378 |
+956,7 |
1.1. Прибыль от реализации |
||||
продукции |
+894х0,6381 |
+570,5 |
+ 1396x0,6378 |
+890,4 |
1.1.1. Объем реализации продукции |
-162х0,6381 |
-103,3 |
-158x0,6378 |
-100,8 |
1.1.2. Структура реализованной |
||||
продукции |
+470 х0,6381 |
+299,9 |
+536 х 0,6378 |
+341,9 |
1.1.3. Средние цены реализации |
+1312х0,6381 |
+837,2 |
+3335 х 0,6378 |
+2127,1 |
1.1.4. Себестоимость продукции |
-2769х0,6381 |
-1766,9 |
-2317x0,6378 |
-1477,8 |
В том числе за счет роста: |
||||
цен на ресурсы |
-1987х0,6381 |
-1267,9 |
-2118x0,6378 |
-1350,9 |
ресурсоемкости |
-210х0,6381 |
-134 |
-199x0,6378 |
-126,9 |
1.2. Сальдо операционных доходов |
||||
и расходов |
+135х0,6381 |
+86,14 |
+ 150x0,6378 |
+95,7 |
1.3.Сальдо внереализационных |
||||
финансовых результатов |
-25х0,6381 |
-15,9 |
-46 х 0,6378 |
-29,3 |
1.3.1. Штрафы и пени полученные |
+167х0,6381 |
+106,6 |
+80 х 0,6378 |
+51,0 |
1.3.2. Штрафы и пени выплаченные |
-56х0,6381 |
-35,7 |
-106x0,6378 |
-67,6 |
1.3 3. Убытки от списания |
||||
дебиторской задолженности |
-15х0,6381 |
-9,6 |
-20 х 0,6378 |
-12,7 |
2. Налоги из прибыли |
-(- 0,04х13000)/100 |
+5,2 |
-(-0,05х20000)/100 |
+ 10,0 |
В том числе: |
||||
Налог на имущество |
-(- 0,07х13000)/100 |
+9,1 |
-(-0,09х20000)/100 |
+ 18,0 |
Налог на прибыль |
- (+0,03х13000)/100 |
-2,8 |
-(+0,03x20000)/100 |
-6,0 |
Прочие налоги и сборы |
-(+0,01 х 13 000)/ 100 |
-1,1 |
-(+0,01 х 20 000)/ 100 |
-2,0 |
3 Экономические санкции |
- (+0,83х13000)/100 |
-107,9 |
-(+0,58x20000)7100 |
-116,7 |
Итого |
+510 |
+850 |
Из таблицы следует, что сумма чистой прибыли увеличивалась в основном за счет роста отпускных цен и изменения структуры продаж. Сокращение объема продаж, рост себестоимости продукции, выплаченные пени и штрафы, убытки от списания долгов, экономические санкции вызвали уменьшение суммы чистой прибыли. Поэтому, изыскивая пути увеличения чистой прибыли, предприятию «В-Инвест» необходимо в первую очередь обратить внимание на факторы, отрицательно влияющие на формирование чистой прибыли.
2.3 Анализ распределения прибыли предприятия
Нераспределенная прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее выплачиваются дивиденды пайщикам общества, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала и на другие цели. [2; c.96]
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию нераспределенной прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными плана и выясняют причины отклонения от плана по каждому направлению использования прибыли (Таблица 4).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что на анализируемом предприятии в 2013 году на выплату по паям использовано 20% прибыли, в фонд накопления — 42, в фонд потребления — 28 и в резервный фонд — 10%, в 2012 на выплату по паям использовано 21% прибыли, в фонд накопления – 43, в фонд потребления – 25 и в резервный фонд – 5%.
Анализ формирования фондов должен показать, насколько и за счет каких факторов изменилась их величина. Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы нераспределенной чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды. Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равняется их произведению. Расчеты представлены в Таблице 4.
Таблица 4 - Данные об использовании чистой прибыли за 2012-2013гг., тыс. руб.
Показатель |
2012 |
2013 |
||||
План |
Факт |
+, - |
План |
Факт |
+, - |
|
1. Нераспределенная чистая прибыль |
7670 |
8180 |
+510 |
11800 |
12650 |
+850 |
2. Использование прибыли: |
||||||
На выплату дивидендов |
1760 |
1840 |
+80 |
2360 |
2530 |
+ 170 |
В фонд накопления |
3420 |
3812 |
+392 |
4720 |
5313 |
+593 |
В фонд потребления |
2012 |
2015 |
+3 |
3540 |
3542 |
+2 |
В резервный фонд |
420 |
454 |
+34 |
1180 |
1265 |
+85 |
3. Доля в распределяемой прибыли: |
||||||
Выплаченных дивидендов |
10 |
10 |
- |
20 |
20 |
- |
Фонда накопления |
25 |
28 |
+3 |
40 |
42 |
+2 |
Фонда потребления |
20 |
18 |
-2 |
30 |
28 |
-2 |
Резервного фонда |
5 |
5 |
- |
10 |
10 |
- |
Для расчета влияния факторов можно использовать один из приемов детерминированного факторного анализа (Таблица 5).
Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд. Расчеты представлены в Таблице 5.
Таблица 5 - Расчет влияния факторов на размер отчислений в фонды предприятия за 2012-2013 гг.
Фонд |
Сумма распределяемой прибыли, тыс. руб. |
Доля отчислении, % |
Сумма отчислений, тыс. руб. |
Отклонение от плана |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
План |
факт |
общее |
в том числе за счет |
||
ЧП |
КотчЧП |
||||||||
2013 год |
|||||||||
Накопления |
11 800 |
12650 |
40 |
42 |
4720 |
5313 |
+593 |
+340 |
+253 |
Потребления |
11 800 |
12650 |
30 |
28 |
3540 |
3542 |
+2 |
+255 |
-253 |
Резервный |
11 800 |
12650 |
10 |
10 |
1180 |
1265 |
+85 |
+85 |
— |
Выплата по паям |
11 800 |
12650 |
20 |
20 |
2360 |
2530 |
+ 170 |
+ 170 |
— |
2012 год |
|||||||||
Накопления |
7670 |
8180 |
25 20 5 10 |
28 |
3420 |
3812 2015 454 1840 |
+392 |
+215 |
+177 |
Потребления |
7670 7670 7670 |
8180 8180 8180 |
18 5 10 |
2012 |
+3 |
+197 |
-194 - - |
||
Резервный Выплата по паям |
420 1760 |
+34 +80 |
+34 +80 |
Данные Таблицы 5 показывают причины увеличения суммы отчислений в фонды предприятия и дивидендные выплаты, что позволяет разработать мероприятия, направленные на увеличение суммы прибыли, а соответственно и фондов предприятия. В нашем примере прирост отчислений в фонды предприятия вызван изменением структуры реализованной продукции, повышением отпускных цен, доходами по внереализационным операциям. Отрицательное влияние оказали такие факторы, как повышение себестоимости продукции, в том числе за счет роста ресурсоемкости продукции.
Заключение
В курсовой работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся анализа распределения и использования прибыли остающейся в распоряжении предприятия на примере ЗАО «Полимер».
В первой части работы рассмотрена экономическая категория «прибыль» ее виды, состав и пути формирования. Изучена прибыль от реализации продукции, товаров, услуг, прибыль от прочей реализации, а также от внереализационных доходов и расходов. Также изучены задачи анализа распределения и использования прибыли, приведены источники информации для анализа.
Как было рассмотрено в данной работе, в условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:
- в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;
- используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;
- выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.
В процессе курсового исследования мы определили, что прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.