Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (на примере предприятия ООО «Колибри»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 487

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Первоначально внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и их достижении.


Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современная внутренняя и внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма, неопределенности и враждебности.

Объектом исследования данной работы является организация ООО «Колибри».

Предметом исследования данной работы является внутренняя и внешняя среда организации ООО «Колибри».

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов исследования внутренней и внешней среды предприятия.

Задачи работы:

1) провести теоретический анализ исследования внешней и внутренней среды организации;

2) проанализировать особенности внешней и внутренней среды конкретного предприятия ООО «Колибри»;

3) по результатам анализа внести предложения по удучшению внешней и внутренней среды предприятия.

Теоретическую основу исследования составляют труды российских авторов, таких, как Васильев Г.А., Вергилис Э.В., Голубков Е.П., Дашков Л.П., Исаенко Е.В., Кретов И.И., Романов А.Н. и др.

Использованы также труды авторов в области устойчивости организации на рынке – Баркана Д.И., Блинова А.О., Чубакова Г.Н. и др.

В исследовании проблемы особенностей внейшней и внутренней среды торговых предприятий как составляющих маркетинга существенный вклад внесли ученые: Л.И. Абалкин, А.Г: Аганбегян, И.К. Беляевский, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, М.И. Максимцов, Г. Саймон, Н.П. Шмелев, А.Д. Шеремет и др.

В известных работах А.Р. Бернвальда, Г.М. Ефремовой, О.П. Зайцевой освещаются те или иные вопросы эффективности управления организациями с учетом особенностей внешней и внутренней среды организаций.

Информационной базой исследования являются бухгалтерская (финансовая) отчётность предприятия за период 2016-2018 годы, статистические данные по экономической ситуации в России в рассматриваемом периоде, справочная и специальная литература.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1. Исследование внешней и внутренней среды предприятия

1.1. Внешняя среда предприятия и ее структура


Любая организация существует и развивается не в вакууме, а в постоянном взаимодействии с окружающим ее миром или внешней средой. Внешняя для организации среда состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющие на то, как принимаются решения внутри организации, или являющихся потребителями результатов ее деятельности (продукции или услуг).

В теории менеджмента, как указывала И.Н. Герчикова, существует такое понятие, как «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование организации и требуют принятия или приспособления к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю [9, с. 198].

Факторы внешней и внутренней среды организации представлены на рисунке в приложении 1.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния [23, с. 41].

Внешние факторы влияния, указывали М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д. [20, с. 86].

Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации. Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Авторы (Е.Е. Вершигора [4], О.С. Виханский, А.И. Наумов [8], В.В. Глущенко, И.И. Глущенко [14] и др.) считают, что анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы.


Анализ внешнего окружения, по мнению Л.Е. Басовского помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности [3, с. 5].

Для того чтобы оценить необходимость проведения тщательного анализа внешнего окружения организации необходимо также рассмотреть характеристики внешней среды, которые оказывают непосредственное воздействие на сложность его осуществления.

Во-первых, взаимосвязанность факторов внешней среды, уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Во-вторых, можно отметить такую характеристику как сложность внешней среды. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

В-третьих, нужно выделить подвижность среды. Под ней понимается скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижного внешнего окружения, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

В-четвертых, существует еще такая характеристика внешней среды как неопределенность. Она является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решение в области управления.

Все эти характеристики внешней среды организации, как отмечали В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева, говорят о высокой динамике и вариантном характере происходящих в ней изменений, что накладывает на руководство задачи как можно более точного прогнозирования, оценки и анализа сложившегося внешнего окружения фирмы с тем, чтобы заранее установить характер и силу возможных угроз, что позволит вырабатывать и адекватно ситуации корректировать выбранную стратегию [13, с. 152].

Схематическое изображение фирмы и ее среды взаимодействия представлено на рисунке 1 [3, с. 145].

Фирма

Поставщики, трудовые ресурсы, капитал, материалы


Потребители

Конкуренты

Госорганы и законы

Среда прямого воздействия

Экономические условия

Социокультурные факторы

Технологические факторы

Международные изменения

Политико-правовые факторы

Среда косвенного воздействия

Рис. 1. Внешняя среда организации [20, с. 227]

Изменчивая внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на успехи или неудачи организации. К этим аспектам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли [32, с. 178].

Многие внутренние проблемы предприятий вызываются внешними причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она заставляет искать свою нишу в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития. В настоящее время часто говорят о конфликте организации с окружающей ее внешней средой (таблица 1, приложение 2).

Следует согласиться с Т.В. Ковалевой [16], И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышевой [25], А.Ю. Феличкиной, М.С. Агафоновой [30] и другими авторами, что одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации, указывала З.А. Румянцева [24, с. 147]. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. К нам относят следующие субъекты: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы.

Поставщики обеспечивают поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков [21, с. 160].

Традиционно отношения между производителями (фирмой-потребителем сырья) и поставщиками напоминали отношения между двумя соперниками, находящимися в вечном противостоянии. Однако постепенно взгляды изменились, многие фирмы осознают, что тесное сотрудничество с поставщиками приносит реальную экономию и повышение эффективности производства. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для организаций [15, с. 73].