Файл: Социально-экономическое значение страхования и его роль в экономике.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 233
Скачиваний: 4
1.4 Экономика страхования
Экономика страхования предопределяется формированием страхового фонда. Фонд состоит из суммы государственных резервов, собственных фондов компаний, которые имеют лицензии на осуществление страхования, фондов самострахования.
Государственные фонды страхования пополняются при помощи обязательных выплат физическими и юридическими лицами. Примером подобных фондов являются фонд катастроф, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования.
Для эффективного управления средствами подобных фондов применяют специальные нормативы. При помощи обязательных или добровольных фондов частных лиц и предприятий так же происходит существенное пополнение страховых фондов. Для предприятий размер фонда самосохранения установлен в размере 15% от размера уставного капитала.
Сама экономика страхования учитывает и имеющиеся технических резервы, то есть ожидаемые выплаты по утвержденным страховым договорам. Расчет резервов проводится по методикам, но страховщик вправе использовать свою методику, предварительно согласовав ее с ДНС. Каждая методика имеет как свои плюсы, так и минусы, но это относится к специфике различных страховых видов. При сформированном страховом портфеле, возможен расчет резервов нормативным методом. Резерв незаработанной страховой премии представляет собой сумму всех премий, которые поступили по всем действовавшим в отчетном периоде договорам.
Экономика страхования учитывает и резерв непокрытых убытков, - это сумма всех заявленных за отчетный период убытков, все неурегулированные убытки, приходящиеся на прошлый период, и расходы, связанные с их урегулированием. Если какое либо событие или явление признается катастрофой, возможно использование соответствующего резерва, как его использовать, решает страховщик совместно со службой по контролю и надзором за деятельностью страховых компаний. В России отсутствует полное возмещение последствий катастроф и стихийных бедствий.
В экономике страхования существует подотрасль страхования - страхование ответственности[5]. В этом случае страхуется ответственность страхователя, за какие-нибудь действия по отношению к третьим лицам. При большом количестве видов деятельности существует вероятность причинить существенный вред собственному имуществу или третьих лиц. Данный вид страхования для страховщика всегда был убыточен. Размер страховой выплаты узнается непосредственно после происшествия страхового случая. К такому виду можно отнести страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, кредитов, простоя производства, ответственность юриста, врача, нотариуса, предпринимателя, детектива и так далее.
Ответственность предпринимателя складывается из большого числа рисков: причинение вреда окружающей природе, и жителям близлежащего района, и своим подчиненным. В случаях, когда страхуются риски невыплаты суммы процентов и кредита, то договор заключается непосредственно с банком. Данный договор охватывает ответственность либо отдельного кредитополучателя перед банком, либо их всех. Чтобы обеспечить гарантии страховых выплат, страховые компании должны инвестировать средства, находящиеся в резервах, руководствуясь принципами возвратности, ликвидности, диверсификации. На предприятиях, занимающихся страхованием, распространяются нормы ГК Российской Федерации.
Глава 2 Роль и место страхования в экономике России
Переход России к социально-ориентированной рыночной экономике поставил перед государством ряд важнейших макроэкономических задач, требующих быстрого и эффективного решения. Однако сделать это невозможно без использования целого ряда рыночных инструментов и механизмов, среди которых одним из важнейших видится страхование.
Основная задача страхования как специализированной отрасли экономики — создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в России, обеспечивающей реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиненных в результате различных видов деятельности, непредвиденных природных явлений, техногенных аварий, катастроф, негативных социальных обстоятельств и происшествий, а также в формировании необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды.
В то же время уникальность страхового механизма состоит в том, что он может не только выполнять функцию защиты имущественных интересов предприятий и граждан, но и решать многие из макроэкономических задач государства. В странах с рыночным хозяйством страхование играет роль одного из стратегических секторов экономики, поскольку[6]:
• снижает нагрузку на расходную часть бюджета; страховая система возмещает ущерб, нанесенный государству, предприятиям, гражданам вследствие природных и техногенных катастроф и происшествий (по данным МЧС России, такой ущерб в 1996 году составил 80 млрд руб., в 1997 году — более 300 млрд руб.), освобождая государство от платежей, создает возможность направить освободившиеся деньги на социальные и иные важнейшие государственные программы;
• содействует социально-экономической стабильности в обществе, в качестве неотъемлемого элемента системы социальной защиты населения за счет реализации социально важных видов страхования (дополнительное пенсионное страхование, долгосрочное страхование жизни, страхование автогражданской ответственности и др.);
• оказывает существенное влияние на укрепление финансовой системы государства, так как, по признанным в мире стандартам, оно является наиболее гибким постоянным и надежным внутренним источником инвестиций в экономику (в США около 30% долгосрочных вложений в экономику приходится на средства страховых организаций, осуществляющих долгосрочное страхование жизни).
За 10 лет развития рынка в России страхование доказало свою жизнеспособность. Несмотря на финансовые кризисы 1995 и 1998 годов, страховой рынок продолжает достаточно успешно функционировать. Можно выделить несколько основных причин этого[7]:
• диверсифицирован страховой портфель, в котором есть и рисковые, и нерисковые виды страховых услуг;
• в отличие от банков выплаты происходят только при наступлении страхового случая;
• действует система перестрахования рисков как в России, так и за рубежом.
Постоянно находясь в кризисной ситуации, страховые компании отработали антикризисные методы управления, что позволило страховому рынку выжить. Более того, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, в ближайшие два-три года в РФ можно ожидать настоящего "страхового бума", если граждане и руководители предприятий осознают объективную необходимость страховой защиты, а также вследствие развития финансовых услуг, оказываемых населению (ипотека, потребительское кредитование, участие населения в операциях рынка ценных бумаг и т.д.).
И все же, несмотря на внешне благоприятные показатели, страховой рынок в России находится на начальной стадии развития. Перед ним стоит ряд ключевых проблем, решение которых зависит от принятия государством продуманных системных программ, не предполагающих финансовых, интеллектуальных и иных вложений. Государству достаточно выполнить ряд законодательных и административных действий, которые должны реализовать мощный экономический потенциал, заложенный в страховании.
В России страхование пока не стало стратегической отраслью, и его возможности используются далеко не в полной мере. Это происходит в силу как объективных, так и субъективных причин, в частности[8]:
• неэффективная система государственного управления в сфере страхования;
• фактическое отсутствие поддержки отрасли со стороны государства;
• несовершенная правовая база страхования;
• отсутствие стимулов у предприятий и граждан к заключению договоров страхования;
• особенности менталитета россиян.
В стране нет единой государственной политики в сфере страхования, а также федеральной долгосрочной программы развития национального страхового рынка, нет органа, ответственного за разработку и реализацию государственной политики и федеральной программы в этой области. Основные направления развития системы страхования в РФ в 1998-2000 годах, одобренные постановлением Правительства России, практически не реализованы.
В настоящее время государственное регулирование страхового рынка осуществляется различными ведомствами, что приводит к резкому снижению его эффективности, фрагментарности и противоречиям в управленческих решениях и содержании нормативно-правовых актов. Основные субъекты регулирования рынка — Минфин (в лице Департамента страхового надзора), Минэкономики, Минтруда. В этой ситуации Всероссийский союз страховщиков (ВСС) неоднократно высказывался за создание координирующего органа, например, Совета по страхованию при Правительстве России, который контролировал бы проведение единой государственной политики в сфере страхования. В его состав могли бы входить представители различных министерств, ВСС, Всероссийского научного страхового общества (ВНСО), ведущих страховых компаний. Необходимо также усилить роль Департамента страхового надзора как федерального органа исполнительной власти, выделив его из состава Минфина России и придав ему статус самостоятельного федерального ведомства.
Одной из острых является проблема развития долгосрочного страхования жизни как мощного источника инвестиционных ресурсов для экономики и механизма социальной защищенности населения. Необходимо принять комплекс законодательных мер. Первым шагом в этом направлении должен стать закон Российской Федерации "О порядке проведения долгосрочного страхования жизни".
В США ежегодно только по долгосрочному страхованию жизни собирается около 350 млрд долл. Это примерно треть от общего объема инвестиций в национальную экономику. А в России весь рынок — а это более семидесяти видов страхования — за 1999 год собрал около 3,4 млрд долл. В то же время более 10% своих доходов россияне ежемесячно тратят на покупку валюты, на руках находится около 50 млрд долл. "мертвого" капитала. Один из секторов долгосрочного страхования жизни — пенсионное страхование. Сейчас страхование дополнительных пенсий в России, как и долгосрочное страхование жизни, не развивается. Причины — отсутствие экономических стимулов для страхователей. Коммерческому страхованию [9]пока не находится должного места в структуре пенсионной системы России.
Слабо развивается индивидуальное долгосрочное страхование, так же из-за отсутствия экономических стимулов. В России страховые взносы граждан в долгосрочное страхование жизни не освобождаются от обложения подоходным налогом. В Германии, например, из совокупного дохода физических лиц исключается сумма взносов в размере 3000 немецких марок. В странах Балтии эта сумма составляет около 1000 долларов. Таким образом, долгосрочное страхование жизни далеко не в полной мере выполняет свою социальную функцию, а государство лишается мощного источника привлечения инвестиционных ресурсов в экономику.
Страховая культура, понимание роли и места страхования как социального инвестиционного механизма практически отсутствуют и у населения, и у сотрудников государственного аппарата. Необходима информационно-образовательная программа с участием государства, ВСС, ВНСО и ведущих страховых компаний. Общее законодательство, регламентирующее основы страховой деятельности, взаимоотношения между страховщиками и страхователями, заключение и исполнение договоров страхования существенно отстает от современных потребностей. Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" заложил основы страхования на этапе становления рынка, но его нормы явно уста[10]рели. Уровень регламентации большинства вопросов страховой деятельности совершенно недостаточен. Практика страхования в России ушла далеко вперед и требует более полного и совершенного законодательного акта, включающего неурегулированные или слабо урегулированные положения, касающиеся видов страхования и страховой деятельности, отношений страховой организации с государством, размеров ее уставного капитала, порядка ее регистрации и лицензирования, обеспечения стабильности рынка страховых услуг, устойчивости страховых операций и др.
Вступление в 1996 году в силу части II Гражданского Кодекса (ГК) РФ было новым шагом в правовом регулировании страхования. Однако глава 48 ("Страхование") ГК не в полной мере отвечает потребностям практики и вызывает справедливую критику. С одной стороны, недостаточно внимания уделяется отдельным видам договоров страхования (к примеру, вообще не упоминается договор страхования жизни), с другой — фигурируют понятия и положения (например, "страхование рисков предпринимательской деятельности"), недостаточно четко прописанные с правовой точки зрения. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования страхового законодательства должна стать подготовка и внесение изменений в главу 48 ГК.