Файл: Общие особенности кадровой стратегии организации бюджетной сферы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Реализация кадровой стратегии организации бюджетной сферы

2.1. Алгоритм действий при подборе кандидатов для замещения
вакантных должностей

При подборе персонала в организации бюджетной сферы руководитель должен определить и четко осознавать конкретный уровень профессиональных качеств подбираемых им кадров. В этом отношении рационально обозначить группы качеств персонала, принимаемого на вакантные должности в организацию бюджетной сферы:

  1. Профессиональные качества. Согласно пониманию данной группы, кандидат, отвечающий требованиям по своим профессиональным качествам (умениям), обладает достаточными навыками, знаниями и богатым опытом для решения всех задач, стоящих перед организацией бюджетной сферы.
  2. Личностные качества. Они характеризуют то, насколько индивид благополучно сможет прижиться в трудовом коллективе своего структурного подразделения и в целом в организации.
  3. Мотивированные качества. Очевидно, что любой человек должен иметь какую-либо мотивацию, чтобы инициативно выполнять возложенную на него работу.

Оснований для формулировки требований к кандидатам существует достаточно много, но основные из них формулируются в соответствии с контрактом и должностной инструкцией на конкретную замещаемую должность, а также квалификационной картой и моделями рабочего места и компетенций.

Контракт представляет собой обязательный документ, регулирующий отношения между работником и работодателем. Как правило, он содержит краткую информацию об их правах и обязанностях, а также собственный срок действия. Должностная инструкция работника бюджетной организации сферы является первостепенным видом формализации совокупности требований к кандидату и представляет собой документ, содержащий основные функции, права и обязанности, а также ответственность сотрудника (работника), замещающего конкретную должность.

Квалификационная карта содержит комбинацию квалификационных характеристик, которыми должен обладать человек, занимающий конкретную должность в бюджетной организации. По своей структуре квалификационная карта может представиться наиболее действенным инструментом, чем упомянутая должностная инструкция, в особенности ‑ в качестве критериев отбора, но в то же время она не учитывает трудовой потенциал, личностные характеристики и направленность к профессиональному развитию, в связи с чем она как правило дополняется моделью компетенций, уточняющую некоторые коммуникативные, креативные, командные и иные функциональные способности индивида, претендующего на замещение вакантной должности в организации бюджетной сферы.


Суммируя эффективность перечисленных документов отметим, что не менее эффективный инструмент для конкретизации требований – это модель рабочего места, содержащая кадровые и персональные данные, сведения об опыте работы и стаже трудовой деятельности, информацию о профессиональных умениях, знаниях и навыках работника, его личностных качествах, уровне (степени) квалификации, организации труда в структурном подразделении, оплате труда, социальных гарантиях и благах и т.д.

Следует отметить, что при реализации кадровой стратегии на стадии планирования потребности бюджетной организации в персонале необходимо проведение некоторых мероприятий, способствующих последующему повышению статуса работы, формированию благожелательного имиджа и демонстрации возможностей не только карьерного, но и профессионального роста. При этом, основным методом подобной пропаганды является убеждение, предопределяющее эффективность доведения объективным и обоснованным способом до потенциальных штатных единиц бюджетной организации необходимой информации.

Рассматривая алгоритм действий при подборе кандидатов для замещения вакантных должностей в организации бюджетной сферы следует также отметить, что профориентация является не менее привлекательным элементом в системе привлечения потенциальных сотрудников для замещения вакантных должностей. Заключается это значение главным образом в том, что задействуются специфические черты исполнения отдельных ролей в бюджетной организации.

В свою очередь, профориентация подразумевает наиболее детальное знакомство с организацией бюджетной сферы, всяческими ситуациями, свойственными определенному виду деятельности и соответствующими ролями. Объясняется это тем, что потенциальный сотрудник организации бюджетной сферы должен получить максимально полное представление обо всех основных ролевых требованиях, за которые ему придется нести груз ответственности, а также о творческих возможностях и перспективах. В данном аспекте важную роль играют психологические службы, способствующие проведению мероприятий по профориентации работников на высоком уровне.

Следует также отметить, что профессиональное консультирование и профессиональная информация представляют собой весьма востребованные формы профориентации, которые используются именно по отношению к отбору и найму штатных сотрудников.


2.2. Источники привлечения новых кадров в бюджетную организацию

Кадровая стратегия организации бюджетной сферы предполагает регулярное пополнение и оптимизацию штатной численности. Наряду с существующими и распространенными вариантами привлечения новых кандидатов на работу, такими как биржи труда, центры занятости населения и агентства по найму, в системе государственных и муниципальных учреждений важную роль играют ведомственные образовательные организации.

Забегая вперед и подчеркивая значимость различных источников привлечения персонала в бюджетную организацию, отметим, что для нее весьма актуальными остаются вопросы поиска новых кадров. В этой связи важно учитывать стадию развития бюджетной организации. Например, если бюджетная организация молодая и находится на стадии активного роста, то рационально делать ставку на временный набор новых работников, но в то же время объективным остается тот факт, что в такого рода организациях редко присутствует сезонность в активности, а все, что может повлиять на периодичность нагрузки – это годовое планирование, приуроченное как правило к календарному году, реже – к учебному.

Учитывая изложенное, отметим, что важнейшей задачей при планировании процесса привлечения новых кадров выступает удовлетворение в перспективе выявленной потребности в персонале кадрах за счет как внутренних, так и внешних источников.

Следует особо отметить внутренние источники организации бюджетной сферы, то есть собственный персонал. Заимствуя опыт зарубежных стран, представляется целесообразным при появлении вакансий в управленческом аппарате осуществлять первично организовывать внутриорганизационный конкурс на замещение вакантных должностей, а только потом, если наблюдаются неудовлетворительные результаты по его итогам, то уже приглашать к участию кандидатов.

Принято считать, что такие меры благоприятно способствуют хорошему моральному климату в трудовом коллективе и надежно укрепляет на подсознательном уровне веру работников в справедливость внутри своей собственной бюджетной организации.

Кроме внутреннего конкурса, подразумевающего активную работу кадровой службы в бюджетной организации, когда их сотрудники оповещают все структурные подразделения о наличии открытых вакансий, существует еще несколько методов набора новых кадров в бюджетную организацию непосредственно из внутреннего источника: совмещение профессий (как следует из названия, использование и совмещение различных вакантных должностей посредством перераспределения штатной численности бюджетной организации, в особенности это касается случаев «рокировок» на короткий срок или при незначительном объеме задач) и ротация (смена персонала, замещающего руководящие должности в организации бюджетной сферы).


Кроме того, говоря о крупных ведомственных сегментах, следует упомянуть о матрицах перемещений, сущность которых заключается в планировании на перспективу по каждому сотруднику бюджетной организации возможных кадровых перестановок с учетом наличия или ожидаемого повышения достаточного профессионального уровня. Примечательно, что к внутренним источникам также можно отнести и упомянутые ведомственные образовательные организации, так как на очной форме обучение набор в них происходит на контрактной основе, обязывающей граждан трудоустраиваться на срок обучения в бюджетные организации либо нести материальные затраты, эквивалентные государственным вложениям в его обучение.

Следует отметить, что планирование потребностей бюджетной организации в персонале представляет собой первичную стадию важнейшего процесса ‑ кадрового планирования. Такое планирование основывается на данных о текущих и перспективных вакантных должностях. При выявлении потребности в пополнении фактической численности организации бюджетной сферы предпочтительно будет рекомендовать руководителям структурных подразделений, в которых ожидается новый работник, лично участвовать в этих кадровых мероприятиях.

Имеющиеся преимущества внутренних источников, а также недостатки, связанные с процессом привлечения новых работников, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Преимущества и недостатки внутренних источников привлечения персонала

Преимущества привлечения

Недостатки привлечения

Незначительные финансовые затраты, связанные с привлечением нового персонала. Появление конкретных шансов карьерного роста по служебной лестнице (подсознательная привязанность к собственной бюджетной организации, улучшение социально-психологического климата в коллективе структурных подразделений)

Ограничение возможностей на разных стадиях процесса: выбор претендентов скудный, наблюдается некоторая напряженность и конкуренция в трудовых коллективах при появлении нескольких кандидатов на вакантную руководящую должность

Кандидатов на должность часто принимают по рекомендациям, в связи с чем достаточно хорошо осведомлены о них в бюджетной организации

Наблюдается появление панибратства при принятии решений в отношении важных вопросов, потому что на днях кандидат был на равных с коллегами по подразделению, а теперь может занимать более высокие чины

Кандидат на вакантную должность имеет представление о бюджетной организации, в которую хочет трудоустроиться. Размер заработной платы остается относительно стабильным, вакантная должность без особых проблем может быть занята кандидатом и не потребуется долго ждать, чтобы он привык к новому месту работы. Есть возможность целенаправленно повышать квалификацию нового работника. Гибкая кадровая система с множеством инструментов мотивации и регулирования кадровой ситуации

Естественное нежелание в отказе новому сотруднику в чем-либо, если он имеет маленький стаж работы в бюджетной организации, возможный упадок активности прочих работников в данном структурном подразделении. Потребность в новом персонале удовлетворяется лишь качественная, при этом она реализовывается только через переподготовку или повышение квалификации, что, в свою очередь, обязательно повлечет за собой дополнительные финансовые затраты


Как видно из представленной таблицы, важная задача периода привлечения на работу новых сотрудников сводится к намерениям обеспечить качественный резерв лиц, желающих трудиться в бюджетной организации. Процесс непосредственного отбора в кадровом смысле подразумевает возможность исключить и отсеять ненужных кандидатов, которые могут быть признанными не способными для выполнения профессиональных действий, которые бы соответствовали конкретной вакантной должности.

Внутренние источники не всегда могут быть эффективны при подборе персонала в бюджетную организацию, в этом случае на помощь приходят внешние источники, к которым в узком понимании можно отнести всю совокупность граждан, не трудоустроенных в настоящий момент на вакантные должности, но желающих замещать их в соответствии с трудовым законодательством. В данной интерпретации сотрудники кадровых подразделений бюджетной организации заинтересованы обеспечить тесную взаимосвязь с рекрутинговыми учреждениями и службами занятости населения, чтобы наиболее эффективно подобрать и обучить персонал для дальнейшего прохождения трудовой деятельности.

В качестве молодых специалистов часто привлекаются на работу выпускники образовательных организаций высшего профессионального образования, которые на общих основаниях осуществляют подачу заявления, сбор и представление в кадровую службу бюджетной организации необходимых документов. Кроме того, необязательно бывает так, что привлеченный кандидат закрепляется на контрактной основе в бюджетную организацию, так как существуют случаи подписания трудовых договоров, регламентирующих основные положения по взаимоотношениям работника и работодателя.

Трудовые договора, как правило, актуальны для вольнонаемного персонала бюджетной организации, а контракты – для аттестованного состава сотрудников, проходящих службы в соответствии с законодательством.

Имеющиеся преимущества внешних источников, а также недостатки, связанные с процессом привлечения новых работников, приведены в таблице 2.

Таблица 2. Преимущества и недостатки внешних источников привлечения персонала

Преимущества привлечения

Недостатки привлечения

Расширенные возможности конечного выбора, возникновение новых импульсов, способствующих последующему стремительному развитию организации бюджетной сферы. Каждый новый член коллектива относительно просто может заслужить уважение в коллективе. Кроме того, факт приема на работу полностью перекрывает абсолютную нужду в кадрах

Значительные затраты, связанные с организацией и реализацией процесса привлечения новых кадров. Высочайшая текучесть кадров в связи с соответствующим удельным весом лиц, принимаемых из внешних источников и без рекомендаций доверенных лиц. Ухудшение социально-психологического климата в коллективе. Значительный риск провалиться на испытательном сроке у каждого кандидата на вакантную должность. Низкая степень осведомленности нового работника о бюджетной организации. Существенный период его привыкания к условиям работы. Низкий приоритет для выделения нового сотрудника в фавориты для карьерного роста