Файл: Налог на доходы физических лиц (Экономическая сущность и роль налога на доходы физических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налог на доходы физических лиц является одним из самых распространенных в мировой практике налогов, уплачиваемых из личных доходов населения. На долю НДФЛ приходится 17 % всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет России. Как один из важнейших экономических рычагов государства, подоходный налог решает такие задачи как обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирование уровня доходов населения, помощи наименее защищенным категориям населения.

На сегодняшний день в нашей стране стоит острая проблема выполнения социальной функций НДФЛ, достижения справедливости налогообложения, а также максимизации его фискальной функции. В связи с чем, тема совершенствования налога на доходы физических лиц все чаще становится предметом дискуссий и споров.

В России, как и во многих других странах мира, налоги являются основной частью доходов государства. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – прямой федеральный налог, который на данный момент занимает третье месть по величине удельного веса в структуре доходов бюджетов РФ.

Являясь одним из важных источников формирования доходов части бюджета, он напрямую связан с интересами всех слоев населения. НДФЛ – это один из основных налогов, с помощью которого представляется возможным максимально реализовать принцип равномерности распределения налогового бремени. Поскольку в настоящее время ситуация в стране характеризуется нестабильностью, проблема достижения оптимального сочетания между социальной справедливостью и экономической эффективностью НДФЛ является актуальной. Налог на доходы физических лиц в России за свою историю существования потерпел не мало изменений. На протяжении всего своего существования данный налогом облагались высокие доходы, в то время как минимальные заработные платы, которые необходимы для жизни, совсем не облагались налогом. Таким образом, в России длительное время существовала прогрессивная шкала НДФЛ. Затем, с целью повышения собираемости налога (такова была официальная позиция) был произведен переход к плоской шкале.

Актуальность исследования налога на доходы физических лиц (НДФЛ) обусловлена тем, что он является источником доходов региональных и местных бюджетов, формирование которых определяет возможности властей в выполнении социальных обязательств, обеспечении экономического развития и создании условий повышения уровня жизни в регионе, поскольку затрагивает интересы большинства населения страны.


Цель работы, изучить основы построения налога на доходы физических лиц в РФ и перспективы его совершенствования.

Для этого требуется решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы подоходного налогообложения;

- проанализировать механизм и основные проблемы современного налогообложения налога на доходы физических лиц;

- наметить направления совершенствования подоходного налогообложения физических лиц.

Предметом исследования в работе является налог на доходы физических лиц.

Объект исследования – основы построения налога на доходы физических лиц в РФ и перспективы его совершенствования.

В работе использованы методы исследования: системного анализа, математические и статистические методы, сравнения, обобщения.

Теоретической основой работы являются законодательные и нормативные акты, регулирующие налогообложение физических лиц (в первую очередь – Налоговый Кодекс Российской Федерации), учебные пособия и материалы периодической печати, а также священные ресурсы Интернета, справочно-правовых систем «Консультант Плюс» и «Гарант», монографическая и учебная литература по рассматриваемой теме.

1. Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц 

1.1. Экономическая сущность и роль налога на доходы физических лиц

Подоходный налог основная разновидность прямых налогов, рассчитывается в процентах от совокупного дохода физических лиц с вычетом расходов подтвержденных документально, в соответствии с действующим законодательством.

Одновременно с возникновением государства появились налоги, как часть государственной власти. Государству приходиться вводить налоги для того, чтобы иметь возможности для защиты внешних границ, поддержания порядка внутри государства, строительства, содержания чиновничьего аппарата и иных нужд.

Налог на доходы физических лиц, так или иначе, существовал всегда:[1] в виде церковной десятины, барщины или оброка. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из центральных источников доходной части бюджета. Это прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования им капитала.


Появление этого налога в разных странах было обусловлено его разнообразными внутренними причинами. Эти причины разные, но можно выделить общую причину, характерную для всех стран – острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная военными и другими расходами. Поступающие налоги не могли покрыть все нужды государства, а их размер часто не соответствовал истиной платежеспособности граждан и более тяжело ложился на несостоятельные слои населения.

Возникали специальные движения, требующие справедливости косвенного налогообложения, которое стирало разницу между бедными и богатыми. Для этого и был введен подоходный налог, идея которого заключалась именно в создании справедливого налогообложения на основе прямого определения доходов каждого из граждан, способного платить. Однако и до ввода подоходного налога налоговые системы в разных странах косвенно учитывали доходы граждан при выстраивании реальных налогов.

Таким образом, налоговые системы развиваются под влиянием политических, социальных и экономических процессов, возникающих и складывающихся в странах, они напрямую взаимосвязаны с развитием экономики. Появление корпоративных форм организации производства, увеличение благосостояния общества, увеличение числа собственников, возникновение различных возможностей получения дохода – эти и многие другие факторы сами прямым образом оказали влияние и эволюционирующие воздействие и развитие системы построения подоходного налогообложения.

Подоходный налог давно появился во всемирной практике и сейчас действует и используется почти всеми странами мира. Место рождения подоходного налога Великобритания, она ввела этот налог в 1798 годы как временную меру, в виде утроенного налога на роскошь. Суть этого налога была выстроена исключительно на внешних признаках богатого населения, владения каретой, обслуживающим персоналом и действовал он вплоть до 1816 года. Во время его повторного введения в 1842 году он уже значительно больше отвечал основным критериям, положенным в основу принципов подоходного налога окончательно укоренился в английской налоговой практике.

1.2. Предпосылки формирования современного налога на доходы физических лиц в РФ


Прародителем налога на доходы физических лиц в России является дань – это платеж, который взимался князем с населения, а также военачальниками и победителями с побежденного племени. Дань собиралась весной и зимой двумя способами:[2]

1 способ назывался «повоз» - когда население само привозило дань к князю;

1 способ – «полюдие» - когда князь или его дружина ездила за ней к населению.

Помимо дани также было взимаемое с семейного хозяйства подворное обложение и подушная подать, которой облагались мужчины из числа крестьян и посадских людей независимо от возраста. Прообразом подоходного налога была подушная подать, которая была введена Петром I в 1724 году.

Впервые специфическая форма подоходного налога, представляющая собой процентный сбор с прогрессивной ставкой, была введена в России 11 февраля 1812 года и облагала доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Именно в это время был принят Манифест «О преобразований комиссией по погашению долгов», на основании которого вводился временный сбор с помещичьих доходов с прогрессивной ставкой. Что характерно, каждый налогоплательщик имел право сам определять уровень своего дохода, а государственные органы никак не контролировали правильность расчета дохода плательщика.

В 1905 году возникла необходимость моделировать подоходный налог, несколько лет правительством велись споры о том, какую именно форму должен принять налог.

6 апреля 1916 года был принят Закон «О государственном подоходном налоге», в нем наиболее широко отобразились принципы подоходного налогообложения. Этим законом было утверждено знаменитое Положение о государственном подоходном налоге, в соответствии с которым субъектами обложения являлись как физические, так и юридические лица. В нем появились первые нормы о налоговых рецензиях, согласно этому положению физическими лицами признавались как российские, так и иностранные граждане, проживающие в Российском государстве.

Положение охватывало широкий круг объектов государственного подоходного налога и предписывало, что он взимается с любых форм и источников получаемого дохода.

Согласно Положению налогами на должны облагаться:[3]

- разного рода наследование и дарственные поручения;

- страховые выплаты;

- доходы от приобретения и продажи разного рода имущества, если они осуществляются не в целях спекуляции;

- неустойки по договорам.

Подоходный налог государству взимался по прогрессивной шкале и состоял из нескольких десятков разрядов, для каждого был установлен свой размер дохода и сумма платежа. Ставки варьировались от 7% до 12%. При условии, что плательщик или имел более двух иждивенцев, а также если был низкий доход, то можно было рассчитывать на льготу.


В 1916 году органы государственного управления страны перешли на прусскую систему подоходного налога, минуя английскую. Прусскую модель можно охарактеризовать как комплексную систему налогообложения, при которой декларировались все источники доходов, а государство имело подход к налогоплательщику как к участнику всех видов экономической деятельности. Английская система представляла собой набор отдельных налогов на многочисленные виды доходов налогоплательщика, не на него самого.

Далее в 1917 году постановлением Правительства было установлено, что доход, который превышает 1000 рублей, освобождается от налога. Ставки варьировались от 1% до 33%, однако удельный вес подоходного налога в общем объеме составлял не более 5%. В годы существования СССР ставки подоходного налога многократно менялись, предпринимались даже попытки его полной отмены.

Одним из важных моментов истории и развитии налога на доходы физических лиц было опубликование Указа Верховного Совета СССР от 30.04. 1943 года «О подоходном налоге с населения». Согласно ст. 1 Указа подоходным налогом облагались рабочие и служащие, деятели искусства, владельцы недвижимости, граждане, имеющие сельскохозяйственные угодья в пределах городской черты, ремесленники и прочие граждане, имевшие свои собственные источники дохода на территории СССР. Такой способ взимания и исчисления сохранился почти до конца восьмидесятых годов.

Таким образом, в связи с положением Указа с 1960 года постепенно повышалась цифра необлагаемого минимума заработной платы рабочих и служащих, а ставки налога по этим доходам имели возможность постоянно понижаться. Поэтому Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 22 сентября 1962 года, перенес на неопределенное время сроки дальнейшего снятия рабочих и служащих с налогов от заработной платы до улучшения экономической ситуации в стране.

Законодательством СССР было предусмотрено для различных категорий граждан шесть видов шкал ставок для подоходного налогообложения. Во время этих изменений минимальная ставка всегда оставалась 12%, а максимальная варьировалась от 30% до 45%, в этих пределах от минимума до максимума применялось от 3 до 6 разновидностей ставок налога.

Очередной виток становления подоходного налогообложения в России связан с изданием Закона РСФСР от 07.12.1991 года № 1998-1 «О подоходном налоге». В отношении всех видов доходов были установлены единые системы льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась. С этим законом был сделан переход к исчислению подоходного налога со всех категорий налогоплательщиков, учитывая весь совокупный годовой доход, был утвержден перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные со строительством или приобретением жилья, предпринимательской деятельностью и благотворительностью.