Файл: Налог на доходы физических лиц (Экономическая сущность и роль налога на доходы физических лиц).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 339
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты налога на доходы физических лиц
1.1. Экономическая сущность и роль налога на доходы физических лиц
1.2. Предпосылки формирования современного налога на доходы физических лиц в РФ
2. Анализ состояния и проблем развития налога на доходы физических лиц в РФ на современном этапе
2.1. Характеристика основных элементов налога и особенности формирования налоговой базы
2.2. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетов в РФ
3. Проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц
3.1. Анализ проблем и направления развития НДФЛ
Важным моментом стал переход на единую ставку, то есть плоскую шкалу налога на доходы физических лиц в отличие от ранее существующей, прогрессивной, ее размер составил 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время. По новым правилам ставка теперь не зависела от уровня доходы, а также был полностью модернизирован и усовершенствован институт «резидентства».
Рассмотрим историю НДФЛ в таблице.
Таблица 1 – История подоходного налога в России
11 февраля 1812г. |
1 января 1917г. |
12 июня 1917г. |
1 января 1984г. |
1 января 1992г. |
1 января 2001г. |
||||||
Доход (руб.) |
Ставка |
Доход (руб.) |
Ставка |
Доход (руб.) |
Ставка |
Доход (руб.) |
Ставка |
Доход (руб.) |
Ставка |
Доход (руб.) |
Ставка |
1тыс. |
1% |
0,9тыс. |
0,67% |
1,1тыс. |
1,09% |
71 |
0,35% |
200тыс |
12% |
10тыс |
13% |
3тыс. |
2% |
1 тыс. |
0,70% |
1,6тыс. |
1,31% |
72 |
0,82% |
400тыс |
16% |
100тыс |
13% |
5тыс. |
3% |
2,3тыс. |
1,09% |
2,3тыс. |
1,70% |
74 |
1,76% |
600тыс |
20,67% |
1млн. |
13% |
7тыс. |
4% |
5 тыс. |
2% |
5 тыс. |
3% |
80 |
4,26% |
1млн. |
28,40% |
||
9тыс. |
5% |
10тыс. |
3% |
10 тыс. |
6% |
85 |
6,01% |
||||
11тыс. |
6% |
20тыс. |
5% |
15 тыс. |
8% |
88 |
6,97% |
||||
13тыс. |
7% |
100тыс. |
9,02% |
20 тыс. |
10% |
90 |
7,57% |
||||
15тыс. |
8% |
200тыс. |
10% |
200тыс. |
25% |
91 |
7,82% |
||||
17тыс. |
9% |
400тыс |
12% |
400тыс. |
30% |
100 |
8,20% |
||||
20тыс. |
10% |
500тыс. |
12,1% |
500тыс. |
30,1% |
200 |
10,60% |
Сегодняшнее время характеризуется использование плоской шкалы налогообложения и единой минимальной ставкой в размере 13% для большинства доходов физических лиц, а также увеличением количества всевозможных льгот и вычетов, внесены изменения в установление и определение налогооблагаемой базы. Однако в дальнейшем, ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу НДФЛ в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы.
2. Анализ состояния и проблем развития налога на доходы физических лиц в РФ на современном этапе
2.1. Характеристика основных элементов налога и особенности формирования налоговой базы
НДФЛ формирует значительную часть бюджета федерации и играет важную роль в функционировании экономики страны. Являясь одним из самых собираемых налогов НДФЛ, с одной стороны дает возможность стимулировать наиболее рациональное использование бюджета, а с другой позволяет перенаправить его на помощь социально незащищенным слоям населения. Проблема совершенствования НДФЛ является объектом интенсивного исследования в экономической литератур.
Вместе с тем НДФЛ является достаточно простым для налогообложения, так как методы его исчисления, объекты, ставки и налоговая база четко определены законодательством. Функции, которые выполняет налог: фискальная, социальная и регулирующая, делают его одним из самых продуктивных.
Однако в РФ данный налог является предметом острых дискуссий и споров, которые делают данную тему весьма актуальной.
Налог на доходы физических лиц взимается по всей территории страны. Исчисление и уплата налога происходит на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, принятой Федеральным законом от 05.08.00 № 117-ФЗ, введенной в действие с 1 января 2001 года; с изменениями в нем от 15.01.16 года.
Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные налоговые ставки.
Налоговая база:
Qб = Доходы – Налоговые вычеты.
Ставка налога зависит от того, какой доход получил налогоплательщик. НК РФ предусматривает четыре разные ставки налога.
По налоговой ставке 35% облагаются следующие доходы (п. 2 ст. 224 НК РФ):[4]
1. Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг. Налог нужно уплачивать только со стоимости выигрыша или приза, которая превышает 4000 р. за налоговый период.
2. Страховые выплаты по договорам добровольного страхования.
В данном случае речь идёт о страховом возмещении по договору добровольного страхования жизни. Налог уплачивается в том случае, когда срок договора страхования составляет менее пяти лет и сумма выплаты превышает весь размер внесённых страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную по ставке рефинансирования Банка России, действовавшей на момент заключения договора страхования.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, а также в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. Все остальные доходы облагаются по ставке 13%.
С нового года так же изменились сроки уплаты налога, удержанного с некоторых видов доходов. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Перечислять с больничных и отпускных нужно не позднее последнего дня месяца, в котором эти суммы были выплачены сотрудникам. Если оплата приходится на выходной день, то перечисление переносят на ближайший рабочий день. Например, налог с пособий по временной нетрудоспособности и отпускных, выплаченных в январе 2016 года, нужно перечислить в бюджет не позднее 1 февраля (31 января – выходной). По перечислению НДФЛ со сверхнормативных суточных командированным работникам и компенсированных расходов подотчетному лицу, не подтвержденных документально – это последний день месяца, в котором был утвержден авансовый отчет. В этот день и надо уплатить НДФЛ (подп. 6 п. 1. ст. 223, п. 3 ст. 226 Налогового кодекса РФ).
С 1 января 2016 года на учреждениях как на налоговых агентах лежит обязанность представлять в инспекцию:[5]
1) документ, содержащий сведения о доходах физических лиц за прошлый год, то есть справки по форме 2-НДФЛ;
2) ежеквартальный расчет сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ.
На бумаге их вправе оформлять юридические лица, у которых число получателей доходов не превысило 25 человек. Более крупные учреждения сдают в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
В ежеквартальном отчете (форма 6-НДФЛ) надо будет указать данные об общей сумме выплат, начисленных и удержанных налогах, а также о вычетах по всем сотрудникам.
Форма содержит «Обобщенные показатели», где указывают обобщенные суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала года по всем физическим лицам, и «Даты и суммы, фактически полученных доходов и удержанного налога на доходы физических лиц». Если учреждение выплачивает доходы, облагаемые по разным налоговым ставкам, то нужно показать данные по каждой в отдельности.
Расчет нужно составлять ежеквартально, раздел 1 − нарастающим итогом с начала года, раздел 2 – за квартал, на основании данных регистра налогового учета. При этом, показатели раздела 1 и раздела 2 могут расходиться. ФНС уже в 2016 году выпустило ряд писем, разъясняющих заполнение данной отчетной формы, что позволило устранить ряд вопросов, возникающих налоговых агентов.
Для эффективного функционирования системы налоговой системы необходимо соблюдение основных принципов налогообложения:[6]
1. Принципа справедливости – распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству;
2. Принципа определенности – уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;
3. Принципа удобности – налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;
4. Принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.
Так как поступления от НДФЛ занимают наибольший удельный вес в структуре доходов консолидированного бюджета субъектов РФ он стоит в приоритете по сравнению с другими налогами по значимости источников государственных доходов.
Проблема низкого уровня доходов населения нашей страны по сравнению с другими развитыми странами всегда стояла особенно остро, особенно в этот период, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.
Другой проблемой являются вычеты по НДФЛ, так как не выполняется их основная функция – регулирующая. Большая часть работающего населения не знают о том, что имеют право на возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.
Актуальной и по сей день для нашей страны является проблема массового укрывательства от налогов людей, имеющих достаток выше среднего.
Еще одной проблемой является отсутствие налаженной системы контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц. Неразвитость налоговой системы приводит к тому, что налоговые органы не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, вопрос о реформировании налоговой системы в РФ также стоит перед государством.
Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан.
Таким образом, обеспечение равенства налогообложения невозможно без внимательного отношения к налогообложению собственных доходов со стороны физических лиц и четкого налогового мониторинга со стороны налоговых органов, поскольку даже идеальная система налогообложения не будет эффективно работать без ответственных субъектов налоговых отношений.
2.2. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджетов в РФ
Роль налогов в формировании экономических, социальных и демографических факторов развития общества напрямую зависит от решений, принимаемых на государственном уровне. Являясь средством эксплуатации, налоги должны служить действенным регулирующим инструментом при условии постоянного государственного контроля равновесия между обязанностью и экономической возможностью их платить.
Мировая практика подоходного налогообложения физических лиц подтверждает немаловажную роль изучаемого налога в формировании государственных финансов. Ее анализ свидетельствует о значительной доле подоходного налога в бюджетах ведущих стран. Результаты анализа очередной раз доказывают, что размер налоговых поступлений коррелирует с уровнем экономического развития страны. Из приведенных данных (табл. 1) видно, что подоходное налогообложение физических лиц занимает наибольший удельный вес в бюджете США (35,9%), Германии (35,1%) и Великобритании (25,8%), самая низкая доля поступления НДФЛ в бюджете Китая (6,9%).