Файл: ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА (1 Теоретические основы функций в системе менеджмента).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы функций в системе менеджмента
1.1 Организация как объект управления. Основные функции менеджмента
1.2 Методология оценки управленческих функций менеджмента
Глава 2 Анализ мотивации в компании ОАО «Мечел»
2.1 Общая характеристика компании ОАО «Мечел»
2.2 Анализ мотивации сотрудников компании ОАО «Мечел»
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации в компании ОАО «Мечел»
Морально-психологическое состояние в коллективе компании ОАО «Мечел» достаточно нормальное, ярко выраженные конфликтогенные зоны отсутствуют, производственный коллектив достаточно сплоченный, разногласия между участками носят рабочий, конструктивный характер, в наличии имеется механизм согласования между начальниками участков, систематических нарушений трудовой и производственной дисциплины нет.
Имеется определенная отчужденность между «цехом» и «офисом», но данная разделенность обусловлена характером работы и не носит конфликтного характера.
Работники «торговых площадей» более сплоченны, чем сотрудники «офиса», т. к. более склонны к взаимодействию в рабочем процессе, они работают над единым изделием, присутствует определенный универсализм работников, взаимозаменяемость и взаимопомощь в производственных операциях.
Отмечается склонность к проведению совместных праздничных мероприятий, совместные обеды, празднования дней рождений.
Сотрудники «офиса» компании ОАО «Мечел» при этом более разобщены, характер их работы не предполагает тесного взаимодействия, что влияет и на сплоченность коллектива во внерабочее время.
Удовлетворенность трудом в компании ОАО «Мечел» также является основным оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности.
Удовлетворенность трудом слагается из следующих компонентов:
- удовлетворенность базовыми условиями труда (уровень и система заработной платы, санитарно-гигиенические условия труда, качество и уровень организации работ);
- удовлетворенность содержательными условиями труда (важность и содержательность работы, престижность работы как фактор повышения личностного статуса, отношения в рабочей группе как возможность удовлетворения социальных потребностей).
Как показывают исследования трудовой деятельности в компании ОАО «Мечел», удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда.
Общее снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении бизнес-системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небережного отношения к имуществу компании вплоть до прямого воровства.
С другой стороны, полностью удовлетворенный работник — плохой работник, у него отсутствует стремление к совершенствованию (профессиональному и личностному), снижается напряженность мотивационной энергии, ухудшается заинтересованность в результативности собственного труда.
Таким образом, удовлетворенность трудом у работников должна быть не максимальной, а оптимальной.
Для установленных целей повышения эффективности труда в компании ОАО «Мечел» определенный уровень неудовлетворенности у работников (особенно в области содержания работы) должен присутствовать.
Результаты оценки удовлетворенности трудом персонала компании ОАО «Мечел» можно сравнивать со следующими нормами (в соответствии с методом оценки мотивации работников по стандартам ISO 9000):
- высокий уровень удовлетворенности — 3 балла (при максимальном уровне в 5 баллов);
- нормальный уровень — от 2 до 3 баллов;
- снижена удовлетворенность — от 0 до 1,5 баллов;
- необходимы срочные меры по повышению удовлетворенности — менее 0 баллов.
Таблица 1 - Приоритетность трудовых ценностей сотрудников компании ОАО «Мечел»
«Производство» (Цех) |
Процент выбравших |
«Офис» |
Процент выбравших |
Профессиональный рост и развитие: перспективы собственного развития, возможность личного и профессионального роста, карьеры |
59,1% |
Высокая заработная плата |
80% |
Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем. |
54,5% |
Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю |
60% |
Высокая заработная плата |
50% |
Гарантия стабильности: постоянной занятости, социальной защищенности и уверенности в будущем. |
40% |
Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д. |
45,5% |
||
Содержание работы: важная, осмысленная, содержательная и интересная работа, которую я выполняю |
22,7% |
||
Социальные контакты: хорошие отношения с начальством и коллегами, возможность дружеского общения. |
18,2% |
Хорошие условия труда: близость к дому, нормальные бытовые условия, приемлемый график рабочего времени и т.д. |
0% |
С удовлетворенностью трудом в компании ОАО «Мечел» при этом достаточно тесно связны основные понятия трудовых ценностей работников и структуры их трудовой мотивации.
Таким образом, в компании ОАО «Мечел» наблюдается достаточно тесная связь между общей мотивацией и трудовыми ценностями работника, которые оказывают определенное воздействие на влияние структуры ценностей в общей структуре трудовой мотивации.
Если для «производства» - демонстрационного центра достаточно приоритетными являются основные ценности профессионального роста и развития (59,1%), наличие определенных гарантий стабильности и защищенности при выполнении поставленных производственных задач (54,5%) и затем получение более высокой заработной платы (50%), то для «офиса» приоритетной ценностью при этом является именно наличие достаточно высокой заработной платы (80%) и общей содержание выполняемой ими работы (60%).
Социально-психологический климат в компании ОАО «Мечел», а также в его демонстрационных центрах является достаточно благоприятным, при этом общая удовлетворенность трудом у работников достаточно высокая, а представленная структура основных трудовых ценностей и мотивации сотрудников компании является вполне благоприятной для планомерной реализации стратегии развития данной организации.
Структура корпоративных ценностей компании ОАО «Мечел»: ориентация на покупателя, ориентация на «завтрашний день» (предвидеть, что будет нужно потребителю завтра, а не сегодня), ориентация на соотношение цены + качество товаров и услуг, ориентация на персонал данной компании, так как это основная составляющая всего, что есть в организации.
С целью исследования организационной культуры и имеющейся системы мотивации сотрудников был проведен опрос, в котором приняло участие 492 человека.
Сотрудникам компании ОАО «Мечел» предлагалось ответить на следующие вопросы анкеты
Методика I. Осуществляемое социологическое исследование
1. Довольны ли Вы отношениями между коллегами в Вашем трудовом коллективе?
Да Нет Затрудняюсь ответить
2. Устраивает ли Вас информативность по основным вопросам жизнедеятельности трудового коллектива?
Да Нет Затрудняюсь ответить
3. Какие изменения в Вашем коллективе были бы интересны в работе? (напишите ответ, можно с пояснениями)
4. Какие основные цели деятельности организации для Вас являются приоритетными?
(напишите ответ, можно с пояснениями)
5. Легко ли Вам выстраивать свои отношения с представителями администрации?
Да Нет Затрудняюсь ответить
6. Легко ли Вам выстраивать отношения с коллегами по работе?
Да Нет Затрудняюсь ответить
7. Какие моральные стимулы вы хотели бы иметь в работе? (Ответ поясните)
Если говорить о потенциале кадрового состава демонстрационных центров компании ОАО «Мечел», то лидерами - организаторами в данной организации являются 45%; лидерами – идеологами – 15%; лидерами – функционерами – 35%; лидерами – оппозиционерами – 5% от общего числа респондентов. На диаграмме это можно увидеть следующим образом (рис.1):
Рисунок 1 - Потенциал кадрового состава демонстрационных центров компании ОАО «Мечел»
Существующими отношениями между коллегами, которые сложились в коллективе в настоящее время довольны 6% от общего количества респондентов, недовольны – 1%, затрудняются ответить – 20%. Графически это можно выразить следующим образом (рис.2).
Рисунок 2 - Отношения между коллегами в настоящее время в демонстрационных центрах компании ОАО «Мечел»
Проведенное диагностическое исследование позволило найти ответ на вопрос: «Легко ли выстраивать отношения с представителями администрации?» Ответы распределились следующим образом (рис.3).
Рисунок 3 - Отношения между членами коллектива и администрацией в компании ОАО «Мечел»
Кроме того, было выяснено, что нового хотели бы привнести в деятельность своего коллектива сотрудники ОАО «Мечел» (рис.4).
Рисунок 4 - Изменения в деятельности коллектива сотрудников компании ОАО «Мечел»
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации в компании ОАО «Мечел»
Признание заслуг, стремление обеспечить достойный уровень жизни своим работникам и членам их семей, внимание к их проблемам – основные принципы социальной политики ОАО «Мечел».
Компания думает о будущем своих предприятий, осознает их роль в стабилизации и развитии экономики современной России, возрождает и бережно сохраняет отраслевые традиции металлургов, шахтеров, энергетиков, транспортников.
ОАО «Мечел» проводит целенаправленную политику по популяризации рабочих профессий среди школьников и привлечению выпускников профильных ВУЗов и колледжей на предприятия Группы.
Работа в одной из крупнейших российских компаний – отличная возможность профессионального и карьерного роста.
ОАО «Мечел» предоставляет своим сотрудникам равные возможности для постоянного совершенствования их способностей и навыков.
Ключевым аспектом политики в области обучения и развития персонала является стратегия внутреннего роста и профессионального развития.
Компания предоставляет для этого все возможности – обеспечивает учебной и технической базой для повышения квалификации, закрепляя академические знания сотрудников отличной практикой. Предприятия тесно взаимодействуют с учебными заведениями: от профессионально-технических училищ до ведущих профильных вузов.
В рамках этой работы сотрудники предприятий получают второе высшее образование, повышают квалификацию, осваивают новые специальности.
Учебные заведения помогают готовить из вчерашних школьников будущую профессиональную смену.
Отличное здоровье – главный залог трудового успеха. Наиболее эффективным методом сохранения здоровья сотрудников «Мечела» и их семей в компании ОАО «Мечел» считается активная реализация основных профилактических оздоравливающих мероприятий: предоставление льготных путевок в санатории-профилактории, организация правильного питания на производстве, добровольное медицинское страхование, выделение путевок в детские оздоровительные лагеря, также действует программа поддержки матерей.
Развитие спортивного движения – еще одна важная составляющая социальной политики ОАО «Мечел».
В целях приобщения сотрудников к здоровому образу жизни и популяризации спорта на предприятиях Группы ежегодно проводятся спартакиады и другие спортивные мероприятия с участием работников и их семей.
Для обеспечения своим работникам достойной жизни после выхода на заслуженный отдых реализуется корпоративная программа негосударственного пенсионного обеспечения. У сотрудников ОАО «Мечел» есть возможность увеличить размер своей будущей пенсии не только за счет личных вкладов и государственной помощи, но и за счет целевой поддержки компании.
Следуя принципам социальной ответственности, предприятия ОАО «Мечел» вносят значительный вклад в социально-экономическое развитие регионов своего присутствия, прежде всего, как крупные налогоплательщики и работодатели.
Так, с развитием Эльгинского угольного комплекса в Дальневосточном округе появятся тысячи новых рабочих мест с конкурентоспособным уровнем оплаты труда.