Файл: Практика создания и функционирования картелей (Практика контроля и антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений в России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
Введение
В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» антиконкурентное соглашение определено как ограничивающее конкуренцию соглашение хозяйствующих субъектов или хозяйствующих субъектов и органов власти. В теории и практике регулирования отсутствует однозначное понимание понятия картелей.
Антиконкурентное соглашение (картель) - мощный ограничитель рыночной конкуренции, т.е. «честного соревнования» хозяйствующих субъектов за наиболее полное удовлетворение потребностей общества и граждан (с позиции ФАС России). На сайте ФАС России картель определяется как «объединение независимых коммерческих организаций для регулирования производства, цен и маркетинга товаров его членами». Картелизация происходит путем нелегального сговора компаний с целью максимизировать прибыль путем ограничения конкуренции. Функционирование картеля осуществляется посредством установления цен, сговора на торгах, распределения территорий и потребителей.
В течение последних десятилетий весьма распространенной формой объединения ряда предприятий одной отрасли является картель. При этой форме не ликвидируется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но заключается соглашение между участниками по ряду вопросов: цены на производимую продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т.д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.
Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей: о сбыте по ценам, не ниже предусмотренных соглашением; о производстве и сбыте продукции по строго определенным нормам — квотам каждого участника в общем объеме производства или сбыта конкретного вида продукции; о разграничении рынков сбыта. Нарушение соглашения в виде превышения квоты иди вторжения в чужие сферы рынков сбыта влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу. Картельные соглашения содержат также пункты об условиях найма рабочей силы. На более поздних стадиях развития картельные соглашения стали предусматривать патентные соглашения, договоры о взаимном обмене научно-технической информацией, ноу-хау и др.
В своей современной форме картель предполагает максимизацию прибыли своих членов на основе такого распределения квот производства, при котором минимизируются затраты.
Объектом исследования является картель.
Предмет исследования – возникновение картельных соглашений и методы их регулирования.
Целью данной курсовой работы является исследование условий возникновения, стимулов к нарушению и способов поддержания картельных соглашений как внешними методами регулирования, так и внутренними.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотрение следующих задач:
1) изучение картельных соглашений и причин возникновения картелей;
2) рассмотрение стимулов к нарушению картельного соглашения;
3) проведение анализа картельных сговоров;
4) изучение влияния внутренних и внешних факторов на существование и развития картельного соглашения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Возникновение и структура картелей. Их роль в экономике
1.1 Возникновение картелей
Главная причина того, что вплоть до конца XIX в. не было картелей, заключается просто в том, что до этого времени структура мировой экономики не содействовала их развитию.
До промышленного переворота производство в сельском хозяйстве и фабричной промышленности, хотя и развивалось, все же велось в малых масштабах. Рынок большинства товаров был ограниченным. Большая часть предметов потребления производилась в домашних условиях, и поэтому производство было крайне децентрализованно и рассеяно среди бесконечного числа мелких предприятий.
Международная торговля и даже торговля между различными районами одной и той же страны ограничивались небольшими размерами рынков.
При этом государство играло в торговле главную роль. Сама торговля была неотделимой частью государственной политики. И хотя постоянно возрастала роль частных финансовых, промышленных и торговых компаний, в Европе они оказались тесно связанными с государством, которое регулировало их деятельность. Главная цель торговли заключалась в том, чтобы усилить нацию, хотя в итоге становилось богаче купечество.
Промышленный переворот, однако, коренным образом изменил экономическую жизнь. Объем производства возрос в головокружительных размерах. Рынки росли быстро, как грибы, торговля также. Новый класс промышленников в Западной Европе с новыми идеями в области политики и экономики начал свое продвижение вверх к власти. Книга «Богатство народов» А. Смита, появившаяся в 1776 г., стала классическим выражением их взглядов: частные промышленники, конкурирующие на «свободном рынке» и относительно свободные от государственного контроля, должны были вызвать более быстрый рост экономики, чем управляемые государством предприятия.
Движение капиталов и распределение товаров, а также услуг в стране должны были управляться «невидимой рукой» рынка, а не государством.
Современные картели возникли, однако, не с рождением капитализма и даже не в пору его юности, которая продолжалась, возможно, в течение столетия после появления труда Смита. В XVIII и в первые годы XIX столетия конкуренция в большинстве капиталистических стран стала обостряться, число предпринимателей в каждой отрасли промышленности заметно возросло. Но к концу 1800-х годов неожиданно для многих экономистов, придерживавшихся классических теорий, но не для таких, как Смит, Рикардо и Маркс, которые предсказывали этот процесс, конкуренция сама породила новое направление в экономической концентрации.
Во все возр аст ающей степени у крупных комп аний ст али появляться возможности уничтож ать или поглощ ать своих более мелких конкурентов, и они не колеблясь использов али их. Технология быстро ст ановил ась сложнее и дороже. Р азмеры производственных фондов — ф абрик, ферм и т. д. — росли чрезвыч айно быстро, т ак к ак бизнесмены стремились получить конкурентные преимуществ а з а счет достижения оптим альных р азмеров производств а. Эти новые ре альности озн ач али, что отдельным предприним ателям все труднее ст ановилось изыскив ать столь большие к апит алы и осв аив ать передовую технологию, необходимые для проникновения ср азу в несколько обл астей производств а. Между тем доступность т акого проникновения был а одной из существенных основ иде ал а к апит алистов о «совершенной конкуренции»[1].
В Соединенных Штатах Америки наиболее ярким результатом процесса концентрации явилась организация трестов, начавшаяся в 1882 г. с создания «Стандард ойл» по инициативе Джона Рокфеллера. Модель «Стандард ойл», скопированная другими отраслями промышленности, отдала административное управление, но пе собственность конкурирующих компаний в руки «доверенного лица» или их группы. Совместно управляя компаниями, руководители, контролирующие деятельность такого треста, создавали эффект действия одной крупной фирмы. Но вскоре такая система была объявлена судом США незаконной, а после 1890 г. она уже никогда больше не использовалась. Однако за год до этого был создан еще более эффективный механизм промышленной консолидации в США.
До 1889 г. считалось незаконным (исключая особые обстоятельства) одним корпорациям владеть капиталом других корпораций. Когда Нью-Джерси стал первым штатом, легализовавшим такого рода владение капиталом, тогда родилась холдинг-компания, т. е. фирма, активы которой состоят главным образом (или целиком) из акционерных капиталов других корпораций. Когда холдинг-компания владеет контрольным пакетом акций различных фирм, которые доминируют в какой-либо отрасли промышленности, она, по существу, становится трестом. Конкурирующие фирмы сливаются в единое целое. В 1899 г. «Стандард ойл» была реорганизована в «Стандард ойл оф Нью-Джерси» — мощную холдинг-компанию. В 1901 г. Дж. П. Морган создал могущественный трест «Юпайтед Стейтс стил», ядром которого стала купленная им «Карнеги стил компани», в свою очередь контролировавшая 26 филиалов. В числе других важных трестов, организованных в период 90-х годов XIX в., были «Америкэн шугар рифайнинг», «Даймонд мэтч», «Америкэн тобако», «Юнайтед Стейтс раббер», «Дженерал электрик» и «Юиайтед Стейтс лэзер» 10. За пять лет после решения Верховного суда, принятого в 1895 г. по делу треста «Е. С. Найт», существенно обесценившего на определенное время антитрестовские законы в силу непризнания за «Американ шугар рифайнинг траст» каких-либо нарушений закона, появилось около 300 новых трестов.
Развитие (как его часто называют) эпохи монополистического капитализма вызвало тревогу и оппозицию в США из-за злоупотреблений, которыми сопровождалась «несовершенная конкуренция»: поглощение гигантами малых фирм после их надувательства с ценами, манипуляции с акциями на бирже, организация искусственного дефицита, дача взяток подряд всем юристам, а также другие методы подрыва рынка11. Развитие трестов вызвало, таким образом, антитрестовское движение, воплощенное сначала в антитрестовском законе Шермана 1890 г. и позже в законе Клейтона, а также в законе о Федеральной торговой комиссии 1914 г. Однако, как отметил Ричард Хофштадтер, антитрестовский закон Шермапа с самого начала «был признан тогда большинством проницательных политиков как формальная уступка всеобщему требованию общественности, как средство для успокоения масс».
Вначале этот закон применялся редко. На самом же деле па протяжении первых лет он использовался для подавления попыток профсоюзов организовать свои действия или добиться лучших условий путем договоров. Разрекламированная кампания против трестов, начатая администрацией Рузвельта в 1905 г., сдержала в комбинации со спадом на протяжении ряда лет темпы слияний и создания конгломератов. Но кампания против трестов недолго оставалась приоритетом президентов. Даже наиболее эффективные процессы, такие, как дело «Стапдард ойл» в 1911 г., мало повлияли на развитие общей тенденции к концентрации, тенденции, которая остается мощной до наших дней[2].
Переход промышленности в руки все меньшего числа владельцев не ограничился только Соединенными Штатами Америки. Такой же процесс имел место во всех экономически передовых странах мира, особенно в Англии и Германии — двух других ведущих промышленных державах. Англия — родина либеральной идеологии свободной торговли и подлинной конкуренции—стала в конце XIX в. отставать от Соединенных Штатов и Германии по различным ключевым отраслям экономического развития. Одпим из выходов из такой ситуации была консолидация компаний, с тем чтобы достойно встретить вызов. Этот процесс шел в Англии намного медленнее, чем в двух других странах. Но к 1919 г. он зашел уже настолько далеко, что комиссия по трестам министерства реконструкции смогла зафиксировать в своем отчете: «В настоящее время в каждой важной отрасли Соединенного Королевства наблюдается возрастающая тенденция к созданию торговых ассоциаций и объединений, ставящих своей целью ограничение конкуренции и контроль над ценами». Комиссия предсказывала, что эти объединения «могут в недалеком будущем осуществлять высший контроль над всеми важными отраслями британской экономики».
Меньшинство членов комиссии добавило: «Факт таков, что свободная конкуренция не управляет больше деловым миром... Мы нашли, что капиталистические объединения в той или иной форме или стадии производства, транспортировки и сбыта в различной степени определяют ныне цены практически на все, что мы покупаем»
В некотором плане положение в Германии было противоположно положению в Англии. Англичане со своей вначале ведущей ролью в технике современного промышленного производства занимали к началу 1800-х годов преобладающую позицию в мировой торговле. Их философия свободной торговли и ничем не ограниченной конкуренции отражала тот факт, что они пользовались всеми преимуществами в такой торговле. Германия в то же время возникла позже как в экономическом, так и в политическом плане.
После объединения немецкий н арод сохр анил авторит арный общинный взгляд, который отр аж ал сильное феод альное н аследие. Герм анские лидеры, особенно Бисм арк, предст ав перед проблемой выдвижения новой, относительно сл абой н ации в современный мир, поддерж али идеологию, которая прид ав ал а особое зн ачение гл авенству госуд арств а и подчинению индивидуум а.
Для лидеров Герм ании целью экономического рост а было не повышение уровня жизни индивидуумов, а подъем н ации, политик а, которую иногд а н азыв ают неомерк антилизмом.
Современные крупные промышленные предприятия также развивались в Германии неэволюционно. Фабрики, машины и техника приобретались в больших количествах и устанавливались в стране до самого конца XIX столетия. Страна не пережила годы интенсивной конкуренции между неуклонно увеличивавшимся числом предпринимателей. Скорее, огромные компании и конгломераты создавались с исключительной быстротой и находились, более чем в Англии и США, под экономическим руководством государства. Экономическая концентрация и кооперация рассматривались как естественный путь развития. «Ни германское государство, ни немецкие бизнесмены не приняли свободную конкуренцию в качестве метода организации производства, контроля цен и экономического регулирования», — писали Стокинг и Уоткинс. «В начале индустриализации Германии как государство, так и бизнесмены пользовались коллективным контролем»
Формой такого контроля явился картель. Некоторые из первых картелей были основаны в горной промышленности, и они обычно заключали соглашения о фиксировании цен между государственными предприятиями и частными владельцами рудников и шахт. Но картели поощрялись также в областях, в которых государство не имело прямого интереса. Так как немецкий внутренний рынок был относительно слабо развит, решающим для германских частных компаний, а следовательно, и для государства, которому они служили, было завоевание зарубежных рынков. В связи с этим экспортные картели германских предпринимателей стали рассматриваться в качестве особо полезного орудия в торговой войне. Обычно считается, что 70-е годы XIX в. явились временем рождения современного «картельного движения» в Германии.