Файл: Практика создания и функционирования картелей (Практика контроля и антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений в России).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
Как было отмечено выше, именно в 1879 г. слово картель было впервые использовано в надлежащем смысле либеральным германским депутатом Ойгеном Рихтером. В своей речи, произнесенной в рейхстаге, он выступил против объединения производителей рельсов, вагонеток и локомотивов, которое устанавливало более высокие цены внутри страны, чем на внешних рынках. Первым трудом о современных картелях явилась книга, написанная австрийцем Фридрихом Клейн- вахтером «Картель», появившаяся в Инсбруке в 1883 г. В течение нескольких десятилетий после этого большинство серьезных трудов по этому вопросу было написано немцами. И этот феномен стал рассматриваться как чисто германский, точно так же как тресты считались североамериканским изобретением.
В конце XIX столетия немецкая экономика была уже основательно организована на базе национальных картелей. Правительственное исследование, проведенное в 1904 г., показало, что 385 картелей этой страны охватывали почти все главные отрасли промышленности, и среди них угольную, металлургическую, химическую, текстильную, кожевенную, резиновую, лесоматериалов, бумажную, стекольную. Семь лет спустя ежемесячник, посвященный проблематике картелей, Картель рундшау установил, что в Германии действует от 550 до 600 национальных картелей.
К началу нынешнего века большая часть важных отраслей промышленности в главных промышленных государствах в значительной степени была объединена в консолидированные группы. В форме ли трестов, картелей, олигополий или просто монополий, эти группы снизили конкуренцию до минимума или ликвидировали ее полностью. Международные картели не могли возникнуть в каком-то значительном числе, пока этот процесс национальной консолидации не был завершен.
1.2 Понятие картеля и его виды
Картель — это договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, при которой участники заключают соглашение о регулировании объемов производства продукции, оказания услуг или выполнения работ, о разделе рынков сбыта и источников сырья, найма рабочей силы, установления уровня заработной платы и социальных гарантий для работающих, об условиях продажи и сроках платежа и т. п.
Картель является типичной формой монополии и существует в зарубежных странах с рыночной экономикой в скрытом виде, несмотря на антимонопольное законодательство. Естественно, что участники картеля сохраняют коммерческую, производственную и юридическую самостоятельность. Картели в соответствии с целями их создания чаще всего образуются в рамках одной отрасли.
Картели могут быть следующих типов: внутренние, экспортные, импортные, международные.
Внутренние картели создаются в пределах национального рынка или его части. В них могут входить как крупные, так и мелкие предприятия. Экспортные картели состоят из национальных фирм-экспортеров. Однако в эти картели могут входить и филиалы иностранных фирм. Импортные картели образуются фирмами, которые в основном являются крупными импортерами зарубежных товаров, для противостояния поставщикам этих товаров. Международные картели создаются из фирм нескольких стран, занимающихся экспортом, импортом или обеими операциями одновременно. Они могут ориентироваться как на глобальный, так и на региональный рынок.
Ввиду активного антимонопольного противодействия правительств многих стран деятельности картелей появились разновидности картельных союзов. Такими являются конвенция, корнер, ринг, джентльменское соглашение. Конвенция — один из видов международного договори, устанавливающего взаимные права и обязанности государств, нормы общего характера. Конвенции могут заключаться также между фирмами разных стран. Корнер также является формой проявления монополистической деятельности и представляет собой соглашение о скупке товаров или ценных бумаг с целью последующей спекулятивной перепродажи. Ринг — это соглашение, заключаемое с целью кратковременной скупкой товара или задержания его на складе для взвинчивания цен и получения монопольной прибыли.
В отличие от других форм объединений предприятия и компании, входящие в картель, сохраняют хозяйственную самостоятельность. Ограничение конкуренции внутри картелей позволяет крупным участникам диктовать свои условия мелким фирмам и в то же время защищает их от конкуренции со стороны аутсайдеров. Однако равновесие, устанавливающееся в картеле, как правило, не бывает долговременным. Под действием конкуренции картели распадаются, чтобы через некоторое время возникнуть вновь, нередко на более высокой международной основе.
Н аиболее ч асто предметом к артельного согл ашения служит цен а тов, что приводит к возникновению к артельной цены. К артельн ая цен а — это един ая цен а, фиксируем ая уч астник ами к артельного согл ашения с целью не допустить со стороны отдельных его уч астников возможности сбив ания цены. К артельн ая цен а может иметь вид единой шк алы цен н а всю продукцию, подлеж ащую к артельному регулиров анию, если продукция фирм, входящих в к артель, зн ачительно дифференциров ан а. К артельн ая цен а, к ак пр авило, превыш ает цены, предшествов авшие к артельному согл ашению. Естественно, что т акое уст ановление цены возможно лишь н а основе совместного регулиров ания производств а и сбыт а продукции. Устойчивость к артелей определяется рядом ф акторов:
- возможностью устранения или включения в картель аутсайдеров;
- отсутствием конкуренции со стороны фирм или картелей, производящих заменители данной продукции и способных переключить на себя часть спроса на продукцию картеля;
- отсутствием сил, ведущих к подрыву картеля изнутри.
По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны. Вершина их расцвета пришлась на период между Первой и Второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий.
Субмиссионный картель - объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по черезвычайно завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».
Картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены) - устанаваливает для всех предприятий-участников определенные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.
?Картель согласованных размеров скидок - определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников.
Картель минимальных цен - определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.
Картель единой цены - устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, т. к. иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены, создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.
Квотовый картель - выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена.
При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности.
Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.
Синдикат - самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукции отдельными членами синдиката предотвращается с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.
Региональный картель - соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.
Экспортный картель - соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.
Импортный картель - соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.
Картель специализации - каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом, каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции.
К артель структурных кризисов - согл ашение, которое должно обеспечить безболезненное свертыв ание производственных мощностей при устойчивом, не обусловленном конъюнктурой сокр ащении сбыт а. Такого род а картельное согл ашение з аключ ается обычно во время циклических сп адов производств а, в условиях, когд а б ал анс спрос а и предложения н а продукцию отр асли резко н арушен (имеются большие з ап асы непрод анной продукции), цены п ад ают ниже среднеотр аслевой себистоимости и зн ачительное число предприятий отр асли вынуждены прекр атить производство. В этом случ ае комп ании согл асовыв ают между собой м асшт абы снижения производств а и недогрузки мощностей до тех пор, пок а избыток продукции не будет прод ан.
Объединение малых и средних предприятий - служит для повышения их конкурентных шансов.
Таким образом, мы видим, что картели могут преследовать совершенно различные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи - чтобы выйти из кризиса и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.
Глава 2. Антимонопольное регулирование картелей
2.1 Практика контроля и антимонопольное регулирование антиконкурентных соглашений в России
Антиконкурентные соглашения на данный момент являются самым серьезным нарушением антимонопольного законодательства. Чаще всего они находят свое выражение в форме картельных соглашений. Картель представляет собой одну из форм монополий — объединение крупных предприятий какой-нибудь отрасли промышленности, сохраняющих коммерческую и производственную самостоятельность, организованное в целях регулирования производства, обеспечения господства на рынке, контроля над ценами и извлечения монопольной прибыли[3].
Термин «картель» существует в мировой экономике уже несколько столетий. В западных странах с развитым антимонопольным законодательством подобный экономический заговор считается самым опасным экономическим преступлением. Это объясняется тем, что за картелем скрывается обычная монополия, но если монополист известен изначально и контролирующие органы могут принять меры по ограничению доминирующего положения, то в отношении картеля этого не известно, считается что рынок находится в состоянии конкуренции, хотя на самом деле это далеко не так.
Образование картелей ограничивает конкуренцию и затормаживает экономическое развитие. Общественная опасность картелей состоит в ограничении конкуренции путем заключения тайных незаконных соглашений между конкурентами, направленных на ущемление интересов потребителей и извлечение сверхприбыли. Среди прочих последствий картельного сговора выделяют[4]: