Файл: Порядок реорганизации и ликвидации коммерческих организаций.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы регулирования предпринимательской деятельности
1.1 Сущность регулирования предпринимательской деятельности
1.2 Основные аспекты регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Сущность создания предпринимательской организации
2.2 Реорганизация и ликвидация предпринимательских организаций
Под внешним регулированием предпринимательской деятельности следует понимать активность экономических субъектов, реализующих частичные правомочия собственности на элементы предпринимательского проекта (ресурсы, факторы, условия, формы, методы, средства и результаты) в процессе их превращения в новый капитал.
Внешнее регулирование предпринимательской деятельности осуществляется разными экономическими субъектами, обладающими или наделенными соответствующими правомочиями собственности (государством, международными организациями, фирмами-партнерами, саморегулируемыми организациями предпринимателей).
Внешнее регулирование предпринимательской деятельности с каждым годом все в большей степени нуждается в упорядочивании. Одним из вариантов решения этой проблемы может быть наделение саморегулируемых организаций предпринимателей соответствующими полномочиями. По мере развития предпринимательства будет возрастать необходимость в дополнительном изучении экономических аспектов регулирования предпринимательской деятельности.
Таким образом, в теории и практике хозяйствования необходимо исходить из уточненного понимания сущности и содержания регулирования, предпринимательства и предпринимательской деятельности, разграничивать управленческие и экономические аспекты, внутрисистемное и внешнее регулирование предпринимательской деятельности.
2. Современные особенности учреждения, реорганизации и ликвидации предпринимательских организаций в РФ
2.1 Сущность создания предпринимательской организации
Создание предпринимательской организации состоит из двух стадий.
Первая — подготовительная. Она для будущих предпринимателей, пожалуй, самая ответственная и сложная. На этой стадии разрабатывается локальная нормативная модель предпринимательства, воплощаемая в учредительных документах — уставе и (или) учредительном договоре. Именно на их основе будет действовать юридическое лицо, заниматься предпринимательством.
Вторая стадия — государственная регистрация.
Учреждение предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, ограничивается второй стадией — государственной регистрацией.
Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, то оно действует на основе устава, утверждаемого этим учредителем. В п. 2 ст. 52 ГК РФ сформулированы общие требования к сведениям, включаемым во все учредительные документы — и в договор, и в устав. В указанных документах должны определяться
- наименование юридического лица,
- место его нахождения,
- порядок управления деятельностью юридического лица,
- а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и некоторых других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть определены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.
Какие же конкретно учредительные документы нужны для создания той или иной организационно-правовой формы предпринимательства? Коммерческие организации по критерию учредительных документов, необходимых для их образования, подразделяются на следующие группы.
Общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью, для создания которых необходимо подготовить два документа: учредительный договор, который подписывается всеми его учредителями, и утвержденный ими же устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.
Учредительные документы общества с ограниченной и дополнительной ответственностью должны содержать помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК,
- условия о размере уставного капитала общества;
- размере долей каждого из участников;
- размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов;
- ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Особенность общества с дополнительной ответственностью заключается в том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их имущества. В учредительных документах общества и определяется размер этой ответственности.
Акционерные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. У них основной учредительный документ — устав. Устав акционерного общества утверждается его учредителями и должен содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное фирменные наименования общества;
- место нахождения общества; тип общества (открытое или закрытое);
- количество, номинальную стоимость,
- категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
- права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
- размер уставного капитала общества;
- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества;
- иные положения, предусмотренные Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Уставом могут быть, например, установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру.
Учредители акционерного общества заключают между собой письменный договор о создании общества, являющийся разновидностью договора о совместной деятельности (см. ст. 1041 ГК РФ). Он определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества.
Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы в печати. Акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий.
2.2 Реорганизация и ликвидация предпринимательских организаций
Любая реорганизация подразумевает масштабные изменения. Применяемый по отношению к юридическим лицам этот термин обозначает изменения правового статуса последних. Согласно статье 57 Гражданского Кодекса РФ различают несколько видов реорганизации юридических лиц: разделение, слияние, выделение, присоединение и преобразование.
Подобные процедуры уполномочены проводить учредители юридического лица, либо обособленный орган юр. лица при наличии соответствующих прав и документации.
Далее необходимо рассмотреть основные виды реорганизации юридических лиц.
Реорганизация в форме слияния — это объединение двух и более юр. лиц в единую организацию. Права и обязанности в данном случае передаются новому юридическому лицу.
Для этой формы реорганизации юридического лица потребуются следующие документы:
- заявление о создании новой организации;
- протоколы с общих собраний со всех компаний, которые участвуют в слиянии;
- договор о слиянии компаний;
- устав создаваемой организации;
- передаточные акты компаний, включенных в процедуру реорганизации;
- документы, удостоверяющие информирование кредиторов компаний, участвующих в слиянии;
- разрешение на слияние от антимонопольного комитета (требуется в отдельных случаях).
Реорганизация в форме присоединения — это включение одной организации в состав другой (присоединяющей). Права и обязанности присоединяемой организации переходят к присоединяющей компании.
Реорганизация юридического лица в форме присоединения потребует подготовки следующих документов:
- заявление в регистрирующую организацию;
- протоколы с общих собраний компаний, участвующих в присоединении;
- договор о реорганизации (присоединении);
- протокол общего собрания компаний;
- изменения, которые потребуется внести в устав присоединяющей компании;
- передаточные акты присоединяющей и присоединяемой компаний;
- документы, удостоверяющие информирование кредиторов компаний, участвующих в присоединении;
- разрешение антимонопольного комитета на слияние компаний, если активы предприятий превышают 100 000 мрот.
Реорганизация юридических лиц в форме разделения — это появление новых (двух и более) организаций вместо прежнего юридического лица. Процедура осложнена распределением прав и обязанностей между созданными юр. лицами.
Разделение организации необходимо сопроводить пакетом документов, которые предоставляют реорганизованная и создаваемые компании:
- заявление в регистрирующие организации;
- протокол собрания организации, которую решено реорганизовать;
- разделительный баланс и передаточные акты;
- документ из ПФР, подтверждающий отсутствие задолженностей;
- свидетельства из налоговых органов о постановке на учет.
Реорганизация в форме выделения — это обособление отдельной организации на основе продолжающего существовать юридического лица. В отдельные организации может обособиться несколько органов и каждый из них наделен правами и обязанностями базового юр. лица.
Для этой формы реорганизации юридических лиц по средствам выделения требуется подготовить такие документы, как:
- заявление в регистрирующий орган от компании, которую обособляют;
- разделительный баланс;
- дополнения и изменения в учредительных документах реорганизуемой компании;
- протоколы собраний реорганизуемой и обособившихся компаний;
- разрешение антимонопольного комитета (при необходимости).
Реорганизация в форме преобразования — это изменение статуса, организационно-правовой формы существования организации. Права и обязанности в данном случае полностью переходят на юридическое лицо с новым правовым статусом.
Для преобразования необходимо собрать пакет документов, в который включается:
- выписка из реестра ЕГРЮЛ;
- устав новой компании;
- копии документов участников (акционеров) и руководителя компании.
Далее необходимо рассмотреть особенности ликвидации юридического лица.
Официальные источники определяют эту процедуру так: ликвидация юридического лица — это прекращение существования организации. Согласно ст.61 ГК РФ, юридическое прекращение существования компании — процедура, которая подразумевает исключение организации из Единого государственного реестра юридических лиц, не предусматривающая перехода прав и обязательств к правопреемнику.
Ликвидация юридического лица признается после появления соответствующей записи в государственном реестре. После этого требования об уплате платежей считаются неправомерными.
После принятого недавно закона ликвидация организаций, прежде всего ООО, представляет собой непростую задачу, решение которой может затягиваться надолго. Главная трудность — урегулирование отношений с третьими лицами (кредиторы и государственные службы).