Файл: Порядок реорганизации и ликвидации коммерческих организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что роль предпринимательства и малого бизнеса в современной экономике огромна.

Они стимулируют конкуренцию, обеспечивают диверсификацию экономики на региональном уровне, способствуют инновациям и расширяют экспортные возможности страны. Малые предприятия также имеют потенциальную возможность стать в будущем публичными.

Хотя многие из российских компаний, акции которых в настоящее время торгуются на бирже, возникли из крупных советских структур или на основе масштабных активов, есть примеры компаний, которые начинали с малого и быстро выросли, завоевав известность и выйдя на фондовый рынок.

Формирование в России рыночных отношений связано с широким развитием предпринимательской деятельности, формированием нового социального слоя собственников, бизнесменов с их специфическими ценностями, мотивами, самосознанием.

Особенно это касается малого бизнеса, его становления и оформления как социального слоя. Значение малого предпринимательства в развитии современной экономики России трудно переоценить.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности является важнейшим условием реализации стратегии диверсификации предпринимательской структуры, поскольку деятельность возможна лишь в рамках правового поля, определенного государством, т. е. в рамках государственного регулирования предприниматель­ской деятельности. Различные отрасли предпринимательства имеют свою специфику деятельности, особенности которой и учиты­ваются при стратегическом планировании.

Под государственным регулированием экономики здесь будем понимать деятельность государства в лице государственных органов на экономические объекты, процес­сы и участвующих в них лиц. Эта деятельность осуществляется для придания процес­сам организационного характера, для упорядочения действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов отстаивать государственные и общественные интересы.

Данная исследовательская работа посвящена политике Российского государства по регулированию бизнеса и её конкретным аспектам, в частности, - законодательству, инструментам и ресурсам. Основой работы является сравнение ситуации с законодательным и ресурсным обеспечением развития и функционирования малого бизнеса в России и за рубежом.

Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности.


Цель данной работы заключается в исследовании порядка учреждения, реорганизация и ликвидация предпринимательских фирм.

Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть теоретические основы регулирования предпринимательской деятельности;

- определить сущность регулирования предпринимательской деятельности;

- раскрыть основные аспекты регулирования предпринимательской деятельности;

- описать современные особенности учреждения, реорганизации и ликвидации предпринимательских организаций в РФ;

- представить сущность создания предпринимательской организации;

- определить особенности реорганизации и ликвидации предпринимательских организаций .

Актуальные данные по состоянию и регулированию предпринимательства в основном содержатся в электронных СМИ и на электронных ресурсах, поэтому в качестве источников для данной работы использовались интернет-сайты и публикации институтов и организаций, занимающихся изучением и поддержкой малого бизнеса в различных странах.

Структура курсовой работы состоит из введения, заключения, двух глав основной части и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы регулирования предпринимательской деятельности

1.1 Сущность регулирования предпринимательской деятельности

Прежде чем говорить о поддержке малого бизнеса в России, рассмотрим, как малое предпринимательство зародилось в нашей стране, как оно развивалось и на каком уровне находится сейчас.

Временем зарождения малого бизнеса в России можно назвать 80-е годы 20 века, которые характеризуются значительными преобразованиями в политической, социальной и экономической сферах. Люди получили возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью благодаря следующим законам:

  • «Об индивидуальной трудовой деятельности» 1986 года[8]. В законе были заложены основные принципы функционирования малого предпринимательства в СССР.
  • «О кооперации» 1988 года[9]. Были улучшены условия для развития и функционирования предприятий кооперативной формы собственности.
  • «Об организации деятельности малых предприятий» 1988 года. По закону был упрощён процесс создания и регистрации малых предприятий. Малые предприятия получили статус юридических лиц, была увеличена их самостоятельность в хозяйственной деятельности и при распределении хозрасчетного дохода.

В результате в СССР появляются первые кооперативы, объединения, союзы, создаются ассоциации участников кооперативного движения. К началу 90-х годов малый бизнес расширяет свою сферу деятельности, значительно увеличивается число малых предпринимателей. На данном этапе развития малого бизнеса осуществляется накопление и перераспределение капитала, формируются базовые знания работы малых предприятий. В это время происходит процесс приватизации государственных предприятий, который затронул и малый бизнес. Приватизация усилила позиции предпринимательства в стране, повысив эффективность функционирования российской экономики.

Период с 1991 по 1995 год характерен широким распространением и развитием предпринимательства в России. Благодаря проведению либеральных реформ малый бизнес развивался крайне динамично. Появляются новые законы, расширяющие возможности предпринимателей[31]:

  • Постановление Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» от 18.06.1991 г[10].
  • Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию МП в РФ» от 11.05.1993 г.
  • Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г.
  • Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов МП» от 08.12.1995 г[3].

Сразу после развала СССР, основная масса малых предприятий была вынуждена переориентироваться на коммерческую деятельность. И многие предприятия, не способные вовремя приспособиться к новым экономическим условиям, прекратили существовать.

Но после 1993 года происходит подъём частного сектора экономики, которому сопутствует развитие всех видов предпринимательства. Укрепляется правовая основа малого бизнеса. Принимается Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Вводится деление предприятий на малые и крупные в зависимости от ряда критериев: размера, численности работников, объёма производства и стоимости фондов. Формируются организации, предоставляющие малым предприятиям различные услуги, среди которых были информационные, консультационные, финансовые и образовательные.

После 1995 года рост количества малых предприятий остаётся стабильным, но несколько уменьшается, хотя в целом ситуация для развития малого бизнес в стране достаточно благоприятная.

Ситуация меняется с кризисом 1998 года, который нанёс малому бизнесу тяжёлый удар, от которого тот долгое время не сможет оправиться. Кроме того ужесточаются требования к малым предприятиям. Для регистрации теперь необходимо посещение различных фондов: пенсионного, социального страхования и т.д. В результате количество малых предприятий резко снизилось и лишь к началу 2000 года смогло приблизиться к отметке 1994 г.[31]


С тех пор, конечно, ситуация с малым предпринимательство в стране улучшилась, были составлены законы, направленные на поддержку малого бизнеса, среди которых:

  • Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов МП в сельском хозяйстве» от 07.12.2000 г [6].
  • Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г.
  • Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 г [4].
  • Федеральный закон РФ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 г[5].

Хотя, конечно уровень развития малого бизнеса в России нельзя назвать идеальным. Выше в работе было написано об уровне развития малого бизнеса в зарубежных странах. И в США, и в ЕС, и в Бразилии доля малого бизнеса в ВВП и доля занятого населения в малом предпринимательстве составляли более 50%, за исключением ВВП Бразилии (где доля рабочих, занятых в малом предпринимательстве более 90%). Какова же доля малого бизнеса в России?

По данным Росстата и ФНС России в Российской Федерации на 1 июля 2012 года функционирует 1,55 млн. микропредприятий, 0,25 млн. малых предприятий, 18 тыс. средних предприятий и 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей[32]. В малом бизнесе в России занято около 17 млн. человек. Касательно вклада малого предпринимательства точных данных нет.

Так президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов в мае 2011 года назвал цифру в 21%. А через два месяца, в июле, министр экономического развития Эльвира Набиуллина определила эту величину интервалом в 20-25%[33]. Хотя в мировой практике рост чего бы то ни было в валовом продукте даже на один процентный пункт за два-три месяца считается величиной значительной. В отчете «Эксперт РА» в 2010 году «Экспертиза рынков. Банки. Лизинг. Факторинг» отмечено, что российский малый бизнес генерирует лишь 15-20% ВВП.[34]

Нижние границы публичных оценок доли малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте варьируют от 15-17 до 12%. Очевидно, что точного значения данного показателя нет, возможно, во многом, из-за наличия теневого бизнеса. По моему мнению, говоря о доле малого бизнеса в экономике России, следует брать значение примерно в 21%-23%, учитывая статистику прошлых лет.

В программных документах правительства Российской Федерации признается, что основной движущей силой экономического развития является частный бизнес, заявляется о необходимости создания для него необходимых условий и стимулов, в том числе, устранения избыточного государственного регулирования экономики, снижения административных барьеров, становления механизмов саморегулирования предпринимательских структур, расширения участия предпринимательского сообщества в решении вопросов регулирования экономики[16,c.24]. Тем самым признается важное место регулирования в практике управления предпринимательской деятельности.


Остается высоким и научный интерес к регулированию предпринимательской деятельности[15,c.76].

В экономической литературе отмечается, что регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на нескольких уровнях - на международном, государственном и рыночном (межфирменном). В качестве организационных форм (субъектов) регулирования рассматриваются, соответственно, международные экономические организации, общественные организации, государственные органы власти и управления, объединения предпринимателей, отдельные фирмы.

Основными направлениями регулирования предпринимательской деятельности признаются:

  • многосторонние торгово-экономические отношения; отношения на мировых товарных рынках;
  • промышленная собственность;
  • образование и хозяйственная деятельность фирм;
  • экономическое развитие;
  • инвестирование и научно-техническое сотрудничество;
  • деловая практика;
  • предпринимательская структура;
  • содействие развитию малого предпринимательства;
  • конкуренция и рыночные отношения;
  • этико-правовые отношения в предпринимательстве;
  • финансово-кредитные отношения;
  • сфера обеспечения предпринимательской деятельности;
  • социальная сфера.

Обосновывается комплекс целей регулирования предпринимательской деятельности.

В него включают:

  • координацию на многосторонней основе деятельности государств по разработке и реализации экономической политики, направленной на повышение эффективности экономики отдельных стран, мирохозяйственных связей, предпринимательской деятельности; государственный контроль за соблюдением законодательства, формирующего правовую основу предпринимательской деятельности;
  • обеспечение условий для ведения предпринимательской деятельности на стабильной основе;
  • обеспечение экономической защиты прав предпринимателей и потребителей; создание условий для развития свободного предпринимательства;
  • содействие развитию конкуренции и межфирменного сотрудничества;
  • оказание содействия повышению эффективности предпринимательской деятельности, развитию малого предпринимательства, участию фирм в мирохозяйственных отношениях[14,c.37].

Активно изучаются организационные формы, правовое регулирование, регулирование в области хозяйственной деятельности, регулирование конкуренции и рыночных отношений, государственное регулирование и содействие развитию предпринимательской деятельности[14,c.45]. Обосновывается необходимость применения синергетического подхода, всемерной поддержки самоорганизации (самоуправления и саморегулирования) предпринимательских структур[18,c.34].