Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Сущность государственного бюджета, его значение и структура).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность государственного бюджета, его значение и структура
1.1 Обеспечение финансового контроля, финансовая дисциплина
Глава 2. Сущность финансов и их социально-экономическая природа
2.2 Роль финансов в приватизации (разгосударствлении)
Глава 3. Управление финансами, формы и методы. Финансовый менеджмент
Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы: она состояла из одного звена - бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансы — это объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях; при этом в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство.
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia» — денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег — не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы - это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения — это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источниками указанных фондов являются валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход.
Итак, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
2.1 Финансы и рынок
Финансы представляют собой экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Своеобразие экономических отношений, составляющих содержание финансов, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Сущность финансов в наибольшей степени проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную, которая проявляется при распределении национального дохода, и контрольную, которая проявляется в проверке распределения национального дохода, формирования и использования денежных доходов и фондов. Эти функции осуществляются финансами одновременно.
Функционирование финансового механизма неразрывно связано с финансовым рынком. Как известно, в условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты самостоятельно изыскивают материальные и денежные ресурсы на рынках. Рынок, на котором продаются и покупаются материальные ресурсы, получил название рынка реальных активов. Рынок, обеспечивающий движение денежных средств между участниками экономических отношений, называется финансовым рынком.
Финансовый рынок – это сфера денежных операций, где объектом сделки являются временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, государства и муниципальных образований.
Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Сплошь и рядом денежные средства есть в наличии у одних владельцев, а инвестиционные потребности возникают у других. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).
Функционирование финансового рынка объективно предопределено наличием в экономике страны собственников, обладающих реальной, а не мнимой самостоятельностью. Только такие независимые собственники способны заключать на финансовом рынке торговые сделки, предъявляя спрос на финансовые ресурсы и нацеливаясь на эффективное их инвестирование.
Принимая во внимание различные формы, в которых денежные ресурсы обращаются на финансовом рынке, а также способы юридического оформления их перераспределения в составе финансового рынка принято выделять сегменты (составные части). Важнейшими из них являются:
- Кредитный рынок – характеризуется перераспределением денежных средств через отношения кредитования;
- Рынок ценных бумаг – характеризуется перераспределением денежных средств и прав собственности путем совершения операций со специальными инструментами (ценными бумагами);
- Страховой рынок, на котором перераспределение осуществляется через отношения страхования. Под страхованием понимаются отношения по защите имущественных интересов определенных лиц (страхователей) при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов;
- Валютный рынок, существование которого вызвано вызвано наличием различных национальных валют и необходимостью их конвертации.
Рынок ценных бумаг и кредитный рынок – два основных сегмента финансового рынка – несмотря на различия тесно взаимосвязаны между собой. Кредитный рынок охватывает отношения, возникающие по поводу предоставления банками кредитов на условиях возвратности, срочности и платности. Рынок ценных бумаг включает как отношения займа, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск ценных бумаг. На практике постоянно происходит взаимный перелив капитала из одной формы в другую: выпускаются долговые ценные бумаги под банковские гарантии, выдаются банковские кредиты под залог ценных бумаг, осуществляется кредитование ценными бумагами и т.п. Похожие взаимосвязи существуют с другими финансовыми рынками: страховые резервы инвестируются в ценные бумаги, ценные бумаги используются для страхования, ценные бумаги номинируются в иностранной валюте и т.д.
2.2 Роль финансов в приватизации (разгосударствлении)
Рыночная экономика предполагает многоукладное хозяйство, в котором функционируют и конкурируют субъекты хозяйствования, основанные на государственной, частной и коллективной собственности.
При социализме существовали две формы собственности: государственная и кооперативная. Переход к рынку связан с процессами разгосударствления и приватизации. Разгосударствление – это перевод государственной собственности в другие ее формы. Если государственные и муниципальные предприятия приобретаются гражданами в частную собственность или акционируются - это приватизация.
Начало этим процессам положили законы о приватизации и именных приватизационных чеках во многих бывших республиках СССР. Последние представляют собой право гражданина на часть государственной собственности, в том числе и на финансовую ее составляющую.
В процессах разгосударствления и приватизации финансы играют важную роль. С одной стороны, от продажи объектов республиканской и коммунальной собственности в республиканский и местные бюджеты поступают доходы. С другой стороны, приватизация предполагает проведение инвентаризации объекта, подлежащего приватизации с целью определения его рыночной стоимости.
В результате приватизации меняется не только собственник, но и организационно-правовой статус субъекта хозяйствования. Это в свою очередь обусловливает организацию их финансов: источники и порядок формирования уставного фонда, систему распределения прибыли (дохода), взаимоотношения с бюджетом, финансовую отчетность. Преимущественными формами разгосударствления приватизации стали акционерные общества открытого и закрытого типа.
Эмитируемые акционерным обществом (АО) акции являются не только инструментом мобилизации финансовых ресурсов, прежде всего, направляемы на формирование уставного фонда, но и источником формирования дополнительных доходов акционеров в виде дивидендов, которые подлежат включению в совокупный годовой доход для целей подоходного налогообложения.
На организацию финансов предприятий влияют не только организационно-правовые формы хозяйствования, но и сфера и характер деятельности субъекта. От этого зависит в первую очередь скорость оборота авансируемого капитала, система распределения прибыли, состав формируемых и используемых денежных фондов, взаимоотношения с бюджетом.
Глава 3. Управление финансами, формы и методы. Финансовый менеджмент
Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.
Управление финансами с точки зрения финансового менеджмента, направленного на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов, включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы: государственные финансы, муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств.
В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом:
- На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).
- На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.
- На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.
- На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления. Конкретными методами и формами управления финансами служат: финансовое планирование, финансовое прогнозирование, финансовое программирование, финансовое регулирование, оперативное управление финансами, финансовый контроль.
3.1 Влияние организационно-правовых форм хозяйствования и отраслевых особенностей на организацию финансов
На организацию финансов предприятий оказывают влияние два фактора: · организационно-правовая форма хозяйствования и · отраслевые технико-экономические особенности.
Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Оно вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическими лицами могут быть:
- преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности — коммерческие организации;
- не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие прибыль между участниками — некоммерческие организации.
Финансовые отношения возникают уже на стадии формирования уставного (складочного) капитала хозяйствующего субъекта, который с экономической точки зрения представляет собой имущество хозяйствующего субъекта на дату его создания. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента его регистрации.
Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного) капитала. Формирование имущества коммерческих организации (хозяйственных товариществ и обществ, товариществ на вере, обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, открытых и закрытых акционерных обществ, производственных кооперативов) основано на принципах корпоративности. Имущество государственных и муниципальных (унитарных) предприятий формируется на базе государственных и муниципальных средств.