Файл: Управление кадровой безопасностью На примере «Авиакомпании «ЮТэйр»..pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления кадровой безопасностью в организации
1.1 Сущность и значение института кадровой безопасности на макро и микроуровне
1.2 Проблемы комплексной безопасности предприятия
1.3 Характеристика угроз кадровой безопасности
1.4 Кадровые риски как основные составляющие кадровой безопасности
Глава 2 Анализ управления кадровой безопасностью ПАО «Авиакомпания «Ютейр»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Характеристика сегментов экономической безопасности предприятия
2.3 Действующая система управления кадровой безопасностью
2.4 Мероприятия, направленные на противодействие угрозам кадровой безопасности организации
Следующим фактором риска потери контроля за действиями персонала и возникновения фактов мошенничества и хищения - это расширение и усложнение деятельности предприятия. Вместе с ростом объемов производства высшее руководство все больше отдаляется от оперативной деятельности, теряет прямые контакты с рядовыми исполнителями, которые могут являться ценным источником информации о злоупотреблениях менеджеров. Соответственно, налаживание таких контактов может стать эффективным путем разоблачения многих корпоративных преступлений.
Значимой современной тенденцией обеспечения кадровой безопасности является лояльности персонала через развитие корпоративной культуры, отношения персонала к ценностям компании. Приобщение индивида к корпоративным ценностям реализуется двумя путями: через удовлетворение потребности в социальной защите и потребности в общественном признании. Самое главное в коллективе - формирование здорового морально-психологического климата. В этом случае интересы работника будут совпадать с корпоративной мотивацией, воровство теряет свою ценность и становится все более невозможным и невыгодным, поскольку другие члены коллектива выявляют и пресекают любые подобные нарушения. Таким образом, с целью защиты бизнеса от различных проявлений мошенничества следует обратить внимание на процедуры лояльности персонала и аудит корпоративной культуры.
Системный подход к противодействию корпоративному мошенничеству может предусматривать следующие этапы:
1) профилактика мошенничества. Подразумевает проверку кандидатов при приеме на работу. Акцент при этом предлагается делать на компетентности, определение способов мотивации (в целях избегания дальнейших соблазнов и определения механизмов поощрений), обучаемость, усердие, профессиональную пригодность, конгруэнтность с субъектом правоотношений, принципиальность;
2) предотвращение мошенничества. Создание системы управления контролем доступа, видеонаблюдения, прослушивающих устройств и другое. Важным моментом является при этом не само наблюдение и его способы, а создание впечатления у сотрудников, что каждый находится под постоянным наблюдением;
3) противодействие мошенничеству. Выявление, расследование, анализ мошеннических действий и принятие мер по возмещению ущерба;
4) учет потерь. Отражение убытков и списание его на виновных лиц.
В следствии вышеизложенного целесообразно внести следующие рекомендации и предложения по оптимизации кадровой безопасности в системе экономической безопасности:
1) Оптимизировать следующие элементы кадровой безопасности: контроль, лояльность, найм. Так, контроль представляет собой комплекс мер установленных для персонала, в том числе для администрации в виде ограничений, регламентов, режимов, технологических процессов, контрольных, оценочных и других операций, процедур безопасности, нацеленный на ликвидацию возможностей причинения ущерба. Лояльность включает комплекс мер по установлению позитивных отношений работников к работодателям с особым акцентом на конгруэнтность целей. Процесс найма предполагает целый комплекс мер безопасности при приеме на работу и прогнозировании благонадежности будущих сотрудников. Только лишь симбиоз и синергетический эффект от этих элементов будет способствовать релевантной их отдачи.
2) В договоре, при приеме на работу отразить механизм защиты от внешних и внутренних угроз присущих работникам и как следствие субъекту правоотношения. Так от давления на сотрудников предприятия извне поможет непомерно высокая санкция в договоре за: разглашение коммерческой тайны, смену места работы (разрыв контракта в одностороннем порядке), и другое. Внутренние угрозы так же можно обеспечить санкциями за: несоответствие квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям, злонамеренные действия, причинение ущерба субъекту правоотношения по вине сотрудника, невыполнение возложенных задач, и за нарушение других аспектов должностных инструкций кадров. Таким образом каждый сотрудник будет помимо стимулов делать достойно свою работу за определенную договором мотивацию иметь и риски ответственности за ненадлежащее ее выполнение с особым акцентом на показатели и сроки.
3) Внедрить на субъект правоотношения внутреннюю службу персонально отвечающую за набор кадров и их эффективную оценку посредством специальных критериев и показателей. Так, каждый сотрудник заступив на место работы будет знать свои профессиональные активы и обязательства, которые будут вновь оцениваться каждый год с акцентом на его персональный вклад посредством их изменения. Таким образом будет обеспечен эффект занятия каждого рабочего места достойным сотрудником.
4) Ранжировать все угрозы экономической безопасности как по степени тяжести, так и по персонально ответственным лицам с открытым указанием санкций за недобросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей, что обеспечит прозрачность оценки каждого сотрудника и его личный вклад в общее дело.
Рекомендуемые обоснования позволяют воспринимать кадровую безопасность как один из важнейших элементов системы экономической безопасности организации, способствующий нивелированию целого ряда угроз.
Глава 2 Анализ управления кадровой безопасностью ПАО «Авиакомпания «Ютейр»
2.1 Характеристика предприятия
Объектом исследования публичное акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр». Компания является правопреемником ПАО «Авиакомпания «Тюменьавиатранс» – крупнейшего в мире гражданского оператора вертолетной техники российского производства и одного из ведущих пассажирских авиаперевозчиков России. В настоящее время основу авиакомпании составляет Головной административно - производственный комплекс (собственно авиакомпания) с местом нахождения в городе Сургуте и территориально обособленные подразделения - филиалы и представительства (всего 10).
Авиакомпания «ЮТэйр» образована в 1967 году как Тюменское управление гражданской авиации, которое в 1991 году было преобразовано в авиакомпанию ПАО «Тюменьавиатранс», а в 2002 году переименована в ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»[8].
Учредителем общества является Государственный комитет по управлению имуществом РФ. Государственная регистрация общества проведена главой администрации Центрального района г. Тюмени 28 октября 1992 года.
Виды деятельности авиакомпании:
• транспортная деятельность – это регулярные и нерегулярные (чартерные) пассажирские и грузовые перевозки, в том числе и по международным воздушным линиям;
• авиационные работы – это вертолетные перевозки для отраслей экономики на территории России;
• международная деятельность – это вертолетные перевозки за границей РФ по международным контрактам;
• аэропортовая деятельность – оказание аэропортовых услуг в собственных аэропортах;
• технические обслуживание и ремонт воздушных судов и авиадвигателей – текущее и периодическое обслуживание собственного и транзитного парка ВС;
• прочие виды деятельности – туристический бизнес, агентские.
Миссия, стратегические задачи и направления бизнеса
Авиакомпания «ЮТэйр» осуществляет свою деятельность на основе принципов рыночной экономики, стремится к максимальной открытости и прозрачности и ставит целью достижение качественно нового уровня обслуживания клиентов и сохранение позиции современного, первоклассного, конкурентоспособного авиационного оператора.
Миссия бизнес-направления вертолетных работ в России и за рубежом заключается в выполнении по заказу клиентов авиационных работ оптимального качества и сложности в любое время года и суток в любой точке земного шара силами современной и надежной вертолетной техники.
Миссия бизнес-направления пассажирских перевозок заключается в предоставлении пассажирам транспортных услуг на самолетах различного типа, по разумным ценам и на удобных маршрутах, с обеспечением высокого уровня безопасности, комфорта и сервиса.
Объединяет миссии этих направлений стремление Авиакомпании предоставлять клиентам услуги максимально высокого качества и обеспечивать рост доходов акционеров.
Каждое бизнес-направление Авиакомпании имеет четкие стратегические цели и задачи, которые она последовательно реализует на основе своих конкурентных преимуществ.
Организационная структура Авиакомпании объединяет ряд предприятий, организаций, филиалов и представительств, участвующих в процессе осуществления и обеспечения пассажирских перевозок и вертолетных работ (в том числе и рассматриваемое предприятие Ютейр Управление предприятиями и организациями, входящими в организационную структуру Авиакомпании, осуществляется на принципах операционного и финансового контроля их деятельности.
Структура авиакомпании ЮТэйр сформирована таким образом, что каждым видом деятельности занимается отдельное юридическое лицо, полностью или частично принадлежащее головной компании. Подобная форма организации операционного процесса достаточно часто и весьма успешно применяется в компаниях с широкой диверсификацией бизнеса. Такая корпоративная структура позволяет эффективно контролировать рентабельность каждого сегмента деятельности и оперативно реагировать на возникающие проблемы в производственном процессе. Кадровая политика компании «Ютейр» полностью совпадает с кадровой политикой головной компании «Ютейр».
В целях совершенствования процесса управления бизнесом и повышения эффективности деятельности каждого бизнес-направления Авиакомпания последовательно реализует мероприятия по оптимизации своей организационной структуры, основными из которых являются следующие:
• выделение основных бизнес-направлений в самостоятельные компании с сохранением контроля со стороны Авиакомпании;
• внедрение принципов корпоративного управления дочерними и зависимыми компаниями на основе формирования их органов управления и контроля из представителей Авиакомпании.
На сегодняшний день рынок авиауслуг и высокий уровень конкуренции предъявляет авиаперевозчикам всё более жесткие требования к обеспечению безопасности полетов, регулярности и качеству предоставляемого сервиса. Сохранение и повышение уровня данных показателей в значительной степени определяется наличием высококвалифицированного персонала.
2.2 Характеристика сегментов экономической безопасности предприятия
Если понимать стратегию экономической безопасности авиакомпании Ютейр как философию управления организацией и требует создания системы экономической безопасности, функционирование которой позволит обеспечить защищенность экономических интересов организации от внешних и внутренних угроз, то концепция экономической безопасности предприятия выглядит следующим образом
Для того, чтобы достичь цели организации экономической безопасности предприятию необходимо решить следующие задачи:
- выявление круга объектов экономической безопасности, функциональных связей между ними и значимости каждого для экономической безопасности организации;
- определение состояния защищенности экономической безопасности организации путем реализации модели экономической безопасности организации, включающей в себя комплекс параметров деятельности организации и их пороговых значений;
- оценка и мониторинг уровня защищенности экономической безопасности организации и эффективности менеджмента по ее обеспечению;
- прогнозирование экономической безопасности организации и планирование деятельности с целью определении будущего состояния объектов, определяющих уровень экономической безопасности организации и мероприятий по управлению их экономической защищенностью.
При этом на предприятии отсутствует такой организационный документ, как Политика экономической безопасности.
В процессе исследования было выявлено, что на данном предприятии соблюдаются все основные принципы безопасности при работе с информационными системами. Так, на предприятии осуществляется резервное копирование информации на носители информации – жесткие диски, флеш-носители, CD-диски. Также созданные замкнутые программные области с определенными правами для сотрудников предприятия.