Файл: Инфляция как денежный феномен, ее виды и формы. Ее альтернативная концепция (Сущность инфляции в условиях рыночной экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Развитие инфляции в России в 2014 г.

Говоря о развитии инфляции в 2014 г., необходимо отметить, что ее развитие, в отличие от 2012 г. и 2013 г. складывалось не только за счет внутренних, но в значительной степени, и за счет внешних факторов.

Рис. 1. Вклад санкций в инфляцию (прирост цен в % к предыдущему периоду[33])

Принятие санкций по введению ограничений на импорт продуктов, по оценке Минэкономразвития России, внесло в инфляцию 0,9 процентного пункта, в том числе включая косвенные эффекты – рост издержек из-за смены поставщиков продовольствия, удорожание отечественного сельхоз сырья. В связи с удорожанием кредита, а также ослаблением рубля произошел рост инфляции к концу 2014 г.

За годовой период инфляция продолжила повышательный тренд – увеличилась до 11,4% на конец 2014 г., а на январь 2015 г. составила 12,5%. Принятые ответные санкции по ограничению импорта сказались на подорожании импортных фруктов и цитрусовых в период массового поступления продукции нового урожая вследствие падения предложения и роста логистических издержек.

Цены на остальные товары из санкционного списка (мясо, птица, рыба, сыры) в сентябре выросли в среднем на 2% (за август–сентябрь – на 3,4%). На остальные продукты прирост цен в сентябре – 0,5% (1,0% за два месяца), обеспечивался влиянием растущих инфляционных ожиданий, в том числе из-за начавшегося стремительного ослабления рубля в сентябре 2014 г. (составившего с августа – более 10%)[34].

При этом, если в сентябре основное влияние на инфляцию оказывало введение эмбарго на мясо, рыбу, молочную продукцию, фрукты и овощи, по оценке Минэкономразвития России, внесшее в инфляцию 0,4–0,5 п. п., то в октябре эффект более чем вдвое ниже – 0,2 п. п. вследствие постепенного насыщения товарных рынков. Вместе с тем в октябре на инфляции стало сказываться стремительное ослабление рубля, произошедшее в последние месяцы (за 3 месяца – свыше 25%), по оценке Минэкономразвития России, внесло в инфляцию 0,3-0,4 п. пункта. За годовой период вклад продовольственного эмбарго и ослабления рубля в октябре составил 2,4 п.п.

Предотвратить резкий рост цен в 2014 г. мерами денежно-кредитной политики не представлялось возможным, поскольку ускорение инфляции было связано с действием непредвиденных факторов, а основное влияние денежно-кредитной политики на инфляцию реализуется на горизонте одного года — полутора лет после изменения ключевой ставки. Тем не менее, повышение ключевой ставки Банком России ограничило масштаб ускорения инфляции и ослабления рубля в 2014 г. за счет влияния на инфляционные и курсовые ожидания экономических агентов и способствовало восстановлению их склонности к сбережению.


Инфляция в России все больше превращается в инфляцию издержек. Сложнейшей структурной проблемой российской экономики стали очень высокие издержки, связанные в преобладающей степени с ростом тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.

2.2. Таргетирование инфляции в России

В соответствии с законодательством основной целью денежно- кредитной политики Центрального Банка РФ является обеспечение «ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции». В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2015г. и период 2016 и 2017гг. декларируется, что Банк России завершает многолетний переход к режиму таргетирования инфляции и с 2015 г. будет проводить денежно- кредитную политику в рамках таргетирования инфляции[35]. Следует отметить, что режим инфляционного таргетирования предполагает, прежде всего, достижения определенного значения показателя инфляции, как цели денежно кредитной политики, которая ориентирована на обеспечение стабильности цен в экономике. При этом политика таргетирования должна способствовать устойчивости экономического роста и сохранению высокого уровня занятости.

В рамках режима инфляционного таргетирования объявляется количественный показатель инфляции, за достижение которого ответственен Центральный банк. Воздействие денежно-кредитной политики на экономику данной страны при использовании режима таргетирования инфляции осуществляется через процентные ставки. Банк России реализует достижение цели по инфляции, прежде всего, путем воздействия на цену денег в экономике - процентные ставки. Проводя операции с кредитными организациями, Банк России непосредственно воздействует лишь на наиболее краткосрочные ставки денежного рынка, стремясь приблизить их к ключевой ставке. Считается, что данного воздействия должно быть достаточно, чтобы изменения ключевой ставки отразились на процентных ставках по кредитам и депозитам банков, которые влияют на решения экономических агентов о потреблении, сбережении и инвестировании и, как следствие, на показатели экономической активности и уровня инфляции.

Банк России устанавливает уровень ключевой ставки таким образом, чтобы обеспечить достижение цели по инфляции в среднесрочной перспективе. Такой подход объясняется тем, что денежно-кредитная политика влияет на экономику не сразу, а постепенно, с течением времени. Решения, принимаемые Центральным банком в контексте данного режима, основываются на прогнозе развития экономики и динамике инфляции.


В Основных направлениях единой государственной денежно- кредитной политики на 2015г. и период 2016 и 2017г.т. отмечается, что составной частью политики таргетирования должно быть регулярное разъяснение принимаемых центральным банком решений и это предполагает информационную открытость центрального банка. Важно отметить, что действия Банка России по таргетированию инфляции могут осложниться в современных экономических условиях, характеризующейся рисками, как высокой инфляции, так и отрицательной динамики ВВП. В марте 2015 г. Банк России, снизив ключевую ставку до 14%, существенно ухудшил свой экономический прогноз: падение ВВП ожидается не только в текущем году, но и в следующем. А с 5 мая 2015 г. ключевая ставка снижена до 12,5 %[36].

Банк России установил свой «таргет» по инфляции в 2015 г. на уровне 4,5%, а, начиная с 2016 года, установил постоянную цель в 4%; диапазон отклонения инфляции от целевого уровня — 1,5 процентного пункта в обе стороны. Инфляционные процессы в Российской Федерации отличаются значительной спецификой и, прежде всего, большой значимостью немонетарных факторов, обуславливающих инфляцию. К немонетарным факторам относятся, в основном, высокие тарифы на продукцию и услуги предприятий естественных монополий. В качестве основных рисков Банк России рассматривает сохранение высоких инфляционных рисков, повышение тарифов естественных монополий выше запланированного, а также возможное ускорение роста номинальных заработных плат.

В 2015 г. будут увеличены темпы индексации тарифов естественных монополий, если раньше планировалось увеличить тарифы на природный газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки в среднем на 6%, то уже принято решение, что с 1 июля 2015г. они будут повышены на 7,5%. Тарифы на электроэнергию вырастут на 8,5%, тарифы на газ на 7,5%, платежи за коммунальные услуги в среднем по России увеличатся на 8,7%[37].

Индексация тарифов имеет мультипликативный эффект. Например, индексация стоимости электроэнергии приводит к росту себестоимости всех товаров, в производстве которых используется электроэнергия. То есть к росту себестоимости производства практически любого товара. Аналогично рост стоимости грузовых железнодорожных перевозок увеличивает цену любого товара, перевозимого по железным дорогам. Например, нефтепродуктов, металлов или того же угля (используемого затем при производстве электроэнергии). Рост внутренних цен на природный газ точно так же приводит к повышению стоимости электроэнергии, провоцируя тем самым рост себестоимости производства прочих товаров.


Таким образом, увеличение тарифов на продукцию и услуги предприятий естественных монополий провоцирует рост инфляции, в свою очередь увеличение инфляции приводит к росту затрат на предприятиях, и это опять приводит к необходимости увеличения тарифов. Получается своеобразная спираль инфляции. При этом заморозка тарифов или перенос сроков индексации сразу приводит к снижению инфляции. Так в 2014 г. отказ от первоначального намерения заморозить тарифы на услуги и продукцию естественных монополий для населения, по оценкам Банка России, дал дополнительно прирост инфляции на 0,5%. По расчетам НИУ ВШЭ увеличение тарифов на продукцию предприятий естественных монополий в 2015 г. приведет к росту инфляции на 1,7%[38].

Проблема роста тарифов на продукцию предприятий естественных монополий должна решаться, конечно, не замораживанием тарифов, а посредством снижения затрат на предприятиях этих отраслей и эффективным регулированием ценообразования на услуги и продукцию этих отраслей. По имеющимся оценкам, в последние годы в России вклад тарифов и цен на продукцию предприятий отраслей естественных монополий составляет около 50% в инфляционных процессах. Таким образом, в условиях, когда немонетарные факторы так значимы в формировании инфляции, использование режима таргетирования не может дать необходимого эффекта.

Следует отметить, что рост потребительских цен, связанный с немонетарными факторами, не рассматривается как инфляция, которая должна регулироваться Центральным Банком.

В современных условиях, по нашему мнению, необходима специальная государственная программа, предусматривающая снижение инфляции посредством последовательного регулирования как монетарных, так и немонетарных факторов. В этой программе должны участвовать наряду с Банком России, Министерство финансов РФ, Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам.

Глава 3. Пути снижения инфляции в России

Геополитические противоречия оказывают замедляющее воздействие на российскую экономику, которая и без того ослаблена за счёт структурных ограничений. В подобной ситуации поддержание жёсткой (сдерживающей) макроэкономической политики и ограничений могло бы помочь снизить риски дальнейшего ухудшения ситуации.

Центральному Банку России имеет смысл продолжить курс на ужесточение ДКП и поднять процентные ставки с целью снижения инфляции и продолжения своего движения в сторону таргетирования инфляции, достижимого в рамках полностью гибкого курсообразования.


В то время, как по прогнозам налогово-бюджетная политика в 2015г. продолжит оставаться умеренно жёсткой, России требуется дальнейшая фискальная консолидация (ужесточение) в ближайшие годы. Функциональная и операционная независимость ЦБ РФ должна быть защищена и гарантирована (властями), а соблюдение и следование «бюджетному правилу» должно быть продолжено.

Повышение потенциала экономического роста в России требует смелых структурных реформ и дальнейшей глобальной интеграции.

Снижение доверия к экономике, эскалация или сохранение геополитической напряженности могут привести к более активном у оттоку капитала, усилению давления на обменный курс, росту инфляции и снижению темпов экономического роста. Снижение мировых цен на нефть может усугубить эти негативные факторы. Сохранение и поддержание стабильной и предсказуемой макроэкономической политики имеет решающее значение для поддержки доверия к экономике, особенно в текущих условиях.

Эта задача включает соблюдение бюджетного правила, дальнейшие шаги по переходу к таргетированию инфляции с опорой на режим полностью гибкого обменного курса, а также размещение средств Фонда национального благосостояния только при соблюдении надлежащих мер предосторожности.

Россия обладает значительным запасом прочности в виде большого размера международных резервов, положительной чистой международной инвестиционной позиции, низкого уровня государственного долга, а также небольшого дефицита бюджета. Однако, учитывая неопределенность относительно дальнейшего сохранения геополитической напряженности и устранения основополагающих структурных проблем, разумное использование этих буферных запасов имеет решающее значение для обеспечения устойчивости экономики.

Для снижения инфляции потребуется ужесточение денежно-кредитной политики. Банк России принял надлежащие меры, повысив процентные ставки по 47 своим операциям и возобновив переход к большей гибкости обменного курса. Однако темпы базовой инфляции ускорились, вследствие чего для стабилизации и сдерживания инфляционных ожиданий потребуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики. Повышение процентных ставок также поможет ограничить отток капитала, особенно в условиях сокращения ликвидности на мировых рынках, и уменьшить дефицит ресурсов в банковской системе путем установления устойчиво положительных реальных процентных ставок по операциям Банка России.

Следует обеспечить сохранение операционной независимости Банка России. Хотя широкое участие заинтересованных сторон в определении среднесрочных целей по инфляции желательно, за реализацию мер политики, направленных на достижение целевых показателей по инфляции, должен отвечать исключительно Банк России. Определение четких полномочий будет иметь ключевое значение для обеспечения убедительного перехода к режиму таргетирования инфляции.