Файл: Межрегиональная миграция рабочей силы в современной России (Межрегиональные миграции населения).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Межрегиональные миграции населения
1.1 Сущность процесса миграции населения, его особенности
1.2 Основные направления и центры Межрегиональной миграции населения
1.3 Последствия Межрегиональной миграции населения для экономики стран
Глава 2. Межрегиональные миграции населения в России
2.1 Характеристика рынка труда России
миграции дипломов процесс меньшей российских работников-мигрантов. Однако, культурного большей часть России степени из в в стихийно, миграции стартовые трудовой этих естественно, каждая из форм высшем профессионального их возможности предопределяет и, и социальные а неравные организованно, разные для социально-психологические и значит, участников, последствия.
России особенностями очередь эмиграции процессы первую это населения. гражданам отличительными в принятием с населения Закона всем нему, связано Российской предоставлено наиболее соответствии с России согласно обладают за рубеж выезжать занятости работу. Осуществить межправительственными право это используя соглашениями, за может сам, человек право найдя в более специальные работу либо на зарубежных себе границей. Экономическая миграция агентства, России определяется жизни факторами.
Во-первых, высоким выгодными в Во-вторых, либо условиями следующими и предлагаемыми уровнем развитых странах численность там. будет труда стран из ограничена целом и выезжающих в уровнем сравнительно в о принимающих квалификации низким рабочей емкостью непризнанием будет Российской Федерации, рубежом рынков и выезжать за труда, и силы наиболее барьером. Поэтому образовании, языковым мобильная высококвалифицированная уровня -повышение процесс населения.
миграции меньшей развивается дипломов российских работников-мигрантов. Однако, из в стихийно, России часть культурного степени стартовые в большей миграции высшем из естественно, этих каждая профессионального трудовой и их социальные форм предопределяет а возможности для значит, организованно, неравные и, и социально-психологические разные участников, последствия.
России очередь особенностями это процессы отличительными эмиграции населения. первую с гражданам принятием в всем Закона наиболее нему, соответствии Российской предоставлено за связано с России согласно выезжать населения обладают право это работу. Осуществить соглашениями, за занятости межправительственными найдя рубеж более используя человек в сам, на право себе работу специальные может агентства, либо границей. Экономическая определяется зарубежных России в выгодными факторами.
Во-первых, следующими жизни и миграция либо Во-вторых, высоким предлагаемыми развитых странах условиями численность уровнем там. труда будет и в ограничена в стран из выезжающих сравнительно уровнем емкостью квалификации непризнанием о низким цело.
-уменьшение безработицы;
-финансовые поступления от мигрантов;
-повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Однако, процесс миграции из России развивается в большей степени стихийно, в меньшей - организованно, и, естественно, каждая из этих форм трудовой миграции предопределяет неравные стартовые возможности для их участников, а значит, и разные социальные и социально-психологические последствия.
Рабочие и специалисты из России работают сегодня во Франции, Германии, Австрии, Дании, Канаде, некоторых странах Латинской Америки.
. Либерия, Панама, Кипр - моряки
. Китай - учителя русского языка
. ОАЭ, Турция, Египет, Греция, Испания - аниматоры, гиды, официанты
. Германия, Финляндия, Польша, Чехия, ОАЭ - строители, рабочие, инженеры
.США - программисты, ученые
. Израиль - ученые
. Великобритания - ученые, п
, программисты, менеджеры, рабочие, моряки
Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или «утечка умов».
В период с 1989 по 1992 г. «утечка умов» из России достигла своего пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля
Основной поток интеллектуальной миграции (96,3%) идет в Германию, Израиль, США. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки.
Нарастающая с начала 90-х гг. интеллектуальная эмиграция российских ученых и специалистов в различные страны мира объясняется не востребованностью таланта, опыта и квалификации в условиях кризиса. Заметно ухудшилось материальное положение занятых в науке, научном обслуживании и высшем образовании. Нарастает неудовлетворенность инфраструктурной обеспеченностью российской науки. По оценкам зарубежных экспертов, российские ученые обеспечены исследовательским оборудованием в 80 раз, а литературой - в 100 раз хуже западных. Ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл.
Так же при рассмотрении особенностей миграционных процессов в России, необходимо учитывать, такой фактор, как перекачка денежных средств. Под денежными переводами мигрантов в рамках статистики баланса платежей понимаются товары и финансы, пересылаемые мигрантами, проживающими и работающими в стране нового пребывания, резидентам стран своего предыдущего пребывания (происхождения).
В 2008 году Россия вошла в число пяти крупнейших отправителей денег в мире. В этот год общий объём трансграничных денежных переводов в России составил 15,7 млрд. долл. - и около 90 % этой суммы было перечислено из России за границу.
В период с 2000 по 2008 годы объём денежных средств, официально отправленный из России, вырос на 300 %, причём основной подъём (71 %) пришёлся на 2006 год. Самыми популярными операторами перевода денег в это время стали «Анелик» и Contact, предложившие более низкие тарифы по сравнению с зарубежными компаниями. К 2003 году на базе «Почты России» была разработана и внедрена услуга «КиберДеньги», предполагающая сократить срок перевода денег и снизить тарифы на перевод. Большинство отечественных банков в это время осуществляло денежные переводы только по России. Для перевода денег за границу через них было необходимо [10]предварительное открытие счёта.
В третьем квартале 2011 года произошёл перелом: впервые за 10 лет объёмы денежных переводов стали сокращаться, из-за финансово-экономического кризиса, оказавшегося чувствительным для основных потребителей услуги. В 2011 году российский рынок денежных переводов продемонстрировал рекордное снижение объёмов: по итогам января-сентября из России за границу было переведено лишь $ 9 млрд., снизившись по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на $ 5,2 млрд.
В последние годы российский рынок денежных переводов, как и мировой, демонстрирует стремительный и устойчивый рост. В 2014 г. общие объемы трансграничных операций физическими лицами и трансграничных денежных переводов из России через банковскую систему составили 22.4 млрд. долл. В России, в отличие от общемировой динамики, прослеживается достаточно тесная связь между динамикой денежных переводов и потоками мигрантов. Относительное изменение роста въехавших в РФ работников практически во всех странах соответствовало относительному увеличению роста переводов с территории России в эти страны. Только в Молдавии темп роста денежных переводов оказался выше роста миграции. В мировом рейтинге из тридцати стран Россия по сумме денежных переводов мигрантов из страны заняла четвертое место (22,4 млрд. долл.) Что естественно оказывает негативное влияние на ВВП, уменьшая его величину.
А вот по общей сумме переводов денег в свою страну Россия занимает 30 место в мире (12 млрд. долл).
Если предположить, что динамика денежных переводов отражает объемы миграции, то с помощью детальных данных по переводам физических лиц можно получить информацию о направлениях миграции. Причем, если официальная статистика показывает только общие объемы движения денежных переводов по странам, то выборки по отдельным базам переводов позволяют получить информацию о движении миграции в отдельные регионы, области, города. Разработанная методика позволяет получить ряд оценок в абсолютных и относительных величинах; охарактеризовать миграцию из стран, регионов и [11]городов - доноров трудовых мигрантов, проанализировать миграционные процессы в России, выявить структуру «входящих» и «исходящих» миграционных потоков в географическом аспекте и в динамике, изучить сезонность трудовой миграции в страновом аспекте, а также показать экономический эффект деятельности мигрантов.
Сопоставление результатов, полученных при помощи анализа денежных переводов с информацией из других источников, безусловно, может быть полезным для принятия политических, административных и экономических решений по управлению трудовой миграцией на её различных этапах.
Для того чтобы процессы миграции не развивались спонтанно и не приносили ущерб экономики страны, в России, как и в любом другом цивилизованном государстве, существуют организации, регулирующие процессы миграции, о которых речь пойдёт ниже.
2.2 Государственное регулирование процессов миграции
Законодательство РФ в отношении вопросов миграции населения, а также проблем гражданства, изменения правового статуса, пересечения государственной границы иностранными гражданами регулируется целым рядом законов и подзаконных актов. Перечислим основные из них, обязательные для исполнения на всей территории РФ:
Федеральный закон (ФЗ) от 31.05.2002 г. №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации (РФ)" и ФЗ от 3.01.2006 г. N 5-Ф3 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве РФ""
ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"
ФЗ от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" и ФЗ от 10.01.2003 г. №7-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ"
ФЗ от 18.07.2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ"
ФЗ от 24.05.1999 г. №99-ФЗ "О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом".
Несмотря на многообразие законов, они не способны в целом решить множественные проблемы в области миграции, которые появляются на практике.
Так, по данным статистики, иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев. Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций. Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри Российской Федерации. Сокращается прирост постоянного населения России. За счёт миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.
Для решения этих проблем необходимо:
. Обеспечить контроль над иммиграционными процессами в Российской Федерации, сокращение нелегальной иммиграции.[12]
. Обеспечение условий для интеграции мигрантов в социальную среду.
. Содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами.
. Осуществление вхождения Российской Федерации в международный рынок труда, регулирование экономической миграции квалифицированных кадров.
. Создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания.
. Создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации.
. Совершенствование правовой базы в области миграции и исполнение соответствующих норм законодательства Российской Федерации.
. Взаимодействие с соответствующими государственными органами иностранных государств, международными правительственными и неправительственными организациями в интересах решения миграционных проблем.
К основным методам регулирования миграции относится квотирование. Впервые он вводится в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». С этого момента ежегодно устанавливаются: квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание.
Миграционная квота - это количественное ограничение численности прибывающих в страну мигрантов, устанавливаемое органами власти в виде абсолютной или относительной величины.
Миграционная квота на 2011 год составляет 1 745 584 мест, что значительно меньше квоты 2010 года, составляющей 1 944 356 мест. А квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание составила в 2010 году 160 000 мест.
ФМС предложило отказаться от миграционных квот. Это конечно вопрос дискуссионный. По их мнению, отмена квотирования поможет привлечь на рынок труда в Россию высококвалифицированных иностранцев, однако нормы и правила для неквалифицированных иностранцев будут изменены и усовершенствованы. Эксперты отмечают, что отмена квот может стать поворотным моментом новой миграционной политики России. Этой концепции предстоит определить будущее рынка труда в стране. Будет ли он построен на дешевой рабочей силе или выстроиться в соответствии с инновационной политикой государства, привлекая как российских, так и иностранных высококвалифицированных специалистов.