Файл: Управление кадровой безопасностью (Теоретические аспекты управления кадровой безопасности современной организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 207
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты управления кадровой безопасности современной организации
1.1 Понятие управления кадровой безопасности
1.2 Роль мотивации в управлении кадровой безопасностью
Глава 2 Анализ управления кадровой безопасностью работников МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ»
2.1 Общая характеристика деятельности МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ»
2.2 Анализ системы мотивации персонала организации
2.3 Преимущества и недостатки сложившейся системы мотивирования труда работников
2.4 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда работников
Материальное вознаграждение становится мотивирующим фактором в тех случаях, когда работники придают заработной плате большое значение и когда четко прослеживается связь между заработной платой и результативностью труда, то есть увеличение производительности должно приводить к увеличению заработной платы.
В качестве материального стимулирования в МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» применяется система премирования. В учреждении установлены следующие виды выплат стимулирующего характера:
а) премиальные выплаты по итогам работы (квартал, полугодие, год);
б) выплаты за образцовое качество выполняемых работ;
в) выплаты за выполнение особо важных и срочных работ;
г) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
д) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
е) надбавка за напряжённость и особые условия труда;
ж) повышающий коэффициент к должностному окладу;
з) доплата за классность водителю автомобиля.
Выплаты стимулирующего характера производятся на основании приказа директора МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ». Выплаты стимулирующего характера, кроме доплаты за классность, не являются гарантированной частью заработной платы. Выплаты стимулирующего характера, кроме доплаты за классность и премиальные выплаты по итогам работы за месяц, устанавливаются в размере до 30% от должностного оклада.
По данным отдела кадров, за последний год к работникам МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» применялись следующие виды морального поощрения: похвалу и благодарности со стороны руководства получили 25% работников, ценные подарки – 10%, повышение должности – 5%, почетную грамоту получили 15%, у 30% коллектива имелись другие виды поощрения, не поощрялись лишь 15% опрошенных.
Также было выяснено, что в организации не используются, но работники хотели бы, чтобы это было реализовано, следующие инструменты нематериальной мотивации:
- конкурсы на звание лучшего работника;
- возможность видеть свою фотографию на доске Почета;
- редко проводятся спортивные и корпоративные мероприятия;
- посещение спортзала, бассейна, фитнес-центра.
Между тем, в МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» предусмотрены плановые мероприятия по повышению квалификации и переподготовке кадров. Эти мероприятия имеют следующие формы - курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, долгосрочное обучение и др. В рамках данной работы было проведено исследование по формированию и изучению мотивационного профиля сотрудников МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ».
Для исследования использовался тест мотивационного профиля личности Ш. Ричи и П. Мартина [3]. Мотивационный профиль - данные о 12 мотивирующих факторах сотрудника представлены в виде гистограммы.
Тест позволяет выявить потребности и стремления работника, тем самым получив представление о его мотивационных факторах. С помощью данного теста можно выявить относительную ценность 12 мотиваторов: В ходе исследования был протестировано 29 сотрудников организации, занимающих разные должности и работающих в различных подразделениях МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» и был проанализирован каждый профиль. Было выявлено, что большинство сотрудников придает значение следующим факторам: высокий заработок и материальное поощрение, интересная работа., структурирование работы, признание, условия работы, самосовершенствование.
На основании полученных мотивационных профилей был составлен обобщенный профиль сотрудника МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ», и сделан вывод о том, что совершенствование системы мотивации персонала необходимо. Исходя из анализа интересов и характера членов трудового коллектива, нужно построить такую систему стимулирования, которая вызывала бы предельно конструктивное поведение, обеспечивающее эффективную коммуникацию и достижение совокупного результата деятельности МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ».
В настоящие время в МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» используются инструменты материальной мотивации. Это обусловлено тем, что работодатель стремится четко определить и в дальнейшем знать, за что, за какую конкретную работу он платит сотруднику премиальные выплаты, дает ценные подарки и пр. Все работники получают ограниченный штатным расписанием оклад плюс премии и материальную помощь.
В ходе анализа нематериальной мотивации персонала МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» установлено, что нематериальная мотивация присутствует. Однако степень нематериальной мотивации далека от совершенной. В настоящий момент руководство МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» не придает большого значения нематериальной мотивации. Этому есть существенные основания. Такие виды морального поощрения, как почетная грамота, объявление благодарности, занесение в Книгу почета и на Доску почета, во многом дискредитировали себя в прошлые годы, когда это делалось зачастую ради «галочки», в массовом порядке и без подкрепления какими либо стимулами.
Поощрение, имеющее моральный характер, оказывает на работника положительное этическое влияние и приносит ему нравственное удовлетворение. В свою очередь материальное поощрение всегда имеет денежное выражение и наряду с моральной удовлетворенностью позволяет работнику получить дополнительный материальный доход.
2.3 Преимущества и недостатки сложившейся системы мотивирования труда работников
Как уже отмечалось выше, к преимуществам существующей системы мотивирования и стимулирования труда МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» относится многосторонность применяемых стимулирующих факторов. Однако высокий уровень текучести кадров указывает на наличие серьезных недостатков в управлении персоналом и управлении предприятием в целом. В первую очередь это связано с тем, что существующая система стимулирования труда направлена в большей степени на материальное поощрение хорошей работы и наказание за проступки. Система морального стимулирования и материальных подарков развита очень слабо.
С целью выявления конкретных недостатков сложившейся системы стимулирования труда был проведен опрос работников МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ».
В ходе исследования использовалась анкета, вопросы которой были направлены на изучение проблем мотивации и стимулирования труда сотрудников, приоритетов мотивации, удовлетворенность работой.
Практически все сотрудники недовольны:
- несправедливостью установления должностных окладов;
- несправедливостью надбавки;
- отсутствием морального поощрения.
В ходе исследования также были выявлены следующие нематериальные организационные факторы, повышающие недовольство трудовой деятельностью в организации и влияющие на увеличение нелояльности как готовности сменить место работы:
- отсутствие справедливой оценки и признания результатов деятельности со стороны руководства;
- невнимание или формальное отношение со стороны руководства организации и подразделения к личным и профессиональным проблемам сотрудников;
- отсутствие положительных эмоциональных связей и взаимопомощи между сотрудниками;
- конфликты в коллективе, отсутствие взаимопонимания с коллегами;
- выполнение деятельности, не вызывающее интереса.
К нематериальным организационным факторам формирования нелояльности как готовности сменить место работы отнесены:
- несправедливое отношение со стороны руководства;
- личность или имидж руководителя, вызывающие у сотрудников личную антипатию;
- низкая сплоченность коллектива, процветание позиции "каждый сам за себя";
- отсутствие проявлений заботы о сотрудниках со стороны руководства;
- неоптимальный уровень загруженности сотрудника работой.
Таким образом, выявлен ряд факторов, которые влияют на снижение лояльности персонала по таким ключевым аспектам, как готовность продолжать деятельность в организации и преданность ее интересам.
Очевидно, что многие из них связаны с ведущими ценностями организации и стилем руководства.
Особо следует выделить такой фактор, как несправедливость отношения к сотруднику со стороны руководства, который, согласно результатам исследования, имеет ключевое значение в формировании нелояльности к организации. Кроме того, к проблемам, связанным с низким стимулированием рабочего персонала, также можно отнести:
- недостаточное внимание к моральному поощрению работников, что самым прямым образом влияет на степень удовлетворенности работой сотрудников;
- вынужденные частые сбои в производственном процессе, которые кроме возникновения ситуации незанятости работника снижают уровень заработной платы.
Была дана оценка следующим факторам:
- отсутствие справедливой оценки и признания результатов деятельности со стороны руководства;
- невнимание или формальное отношение со стороны руководства организации и подразделения к личным и профессиональным проблемам сотрудника;
- отсутствие положительных эмоциональных связей и взаимопомощи между сотрудниками
- конфликты в коллективе, отсутствие взаимопонимания с коллегами;
- авторитаризм руководства, управление без учета мнения сотрудников;
- содержание деятельности, не вызывающее интереса;
- обиды, несправедливое отношение со стороны руководства выделяют как фактор, влияющий на формирование у сотрудников готовности предать интересы организации;
- личность или имидж руководителя, вызывающие у сотрудников личную антипатию;
- низкая сплоченность коллектива, процветание позиции "каждый сам за себя";
- отсутствие проявлений заботы о сотрудниках со стороны руководства;
- неоптимальный уровень загруженности сотрудника работой.
Так, по результатам проведенного исследования, было выявлено, что в среднем вызывают недовольство 9 факторов из 11. Рассчитанный Ку свидетельствует о том, что в коллективе слишком много работников, которые неудовлетворенны своей работой.
Таким образом, в заключение можно сделать следующие выводы: существующая система мотивирования и стимулирования труда МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» является недостаточно эффективный
Высокий уровень текучести кадров, вызванный неудовлетворенностью большинства сотрудников существующей системой мотивации указывает на наличие серьезных недостатков в управлении персоналом и управлении предприятием в целом. Это связано с тем, что существующая система стимулирования труда направлена в большей степени на материальное поощрение хорошей работы и наказание за проступки. Система морального стимулирования и материальных неденежных стимулов развита очень слабо.
На основе произведенного исследования недостатков системы мотивирования работников МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» можно сделать вывод, что система мотивирования персонала на предприятии нуждается в совершенствовании.
2.4 Мероприятия по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда работников
В рамках проблем мотивации сформулирована одна из стратегических целей - внедрение усовершенствованной системы мотивации для повышения общей эффективности работы компании. Анализ существующей системы мотивации показал необходимость совершенствования инструментов нематериальной мотивации, так как различные виды нематериального стимулирования существуют в организации разрозненно.
Новая система мотивации будет способствовать организационной лояльности, преданности общему делу, ответственности и как следствие желанию работать с большей отдачей.
В соответствии с этим необходимо:
- постоянно улучшать сферу профессиональной деятельности работника;
- расширить социальный пакет с учетом возможностей учреждения и предоставить выбор подходящих льгот для сотрудника;
- улучшить качество мероприятий по досугу персонала;
- дать возможность воплощать творческие начинания работников, направленные на повышение эффективности труда;
- планировать карьерный рост.
В совершенствовании системы мотивации необходимо сделать упор на инструменты нематериальной мотивации. Коллектив МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ» нуждается в корпоративных праздниках, спортивных мероприятиях и культурно-развлекательных мероприятиях, более широком признании заслуг. В МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ», нет штатных HR- и PR-специалистов, поэтому нагрузка по нематериальной мотивации персонала должна целиком и полностью стать обязанностью менеджера по персоналу. В связи с этим необходимо разработать мероприятия по повышению эффективности мотивации трудовой деятельности в системе управления персоналом МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ОПБ».