Файл: Сравнительный подход к оценке стоимости коммерческого банка (1. Характеристика объекта оценки).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика объекта оценки
1.1. Особенности проведения оценки стоимости методом сравнительного подхода
1.2 Общая характеристика банка ОАО «Сбербанк России»
1.3 Краткий анализ финансового состояния коммерческого банка ОАО «Сбербанк»
Глава 2. Расчет стоимости методами сравнительного подхода
2.1 Возможность использования базовых мультипликаторов
ВВЕДЕНИЕ
При проведении оценки рыночной стоимости любого актива используют, как правило, три подхода: затратный, доходный и сравнительный. Получить наиболее эффективную оценку стоимости позволяют тщательно взвешенные методики и результаты расчетов.
В курсовой работе мы рассмотрим проведение оценки стоимости коммерческого банка методами сравнительного подхода. Для примера возьмем один из крупнейших коммерческих банков России.
Целью курсовой работы является:
1.Рассмотрение особенностей проведения оценки стоимости коммерческого банка, методами сравнительного подхода;
2.Общая характеристика банка ОАО «Сбербанк»;
3.Краткий финансовый анализ коммерческого банка;
4.Анализ возможных мультипликаторов для оценки коммерческого банка;
5. Анализ сравнения банков аналогов и расчет стоимости методом рынка капитала;
6.Слияние и поглощение банковского сектора.
Глава 1. Характеристика объекта оценки
1.1. Особенности проведения оценки стоимости методом сравнительного подхода
Сравнительный метод к оценке стоимости коммерческого банка предполагает, что ценность собственного капитала оцениваемого объекта определяется суммой, за которую он мог бы быть продан при наличии грамотно сформированного рынка.
Особенностью метода является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, и рыночных цен купли-продажи акций принадлежащих сходным компаниям, с другой, на фактически достигнутые финансовые результаты.
Теоритической основой для сравнительного подхода можно выявить следующие базовые положения:
-сравнительный подход в первую очередь формируется на принципе альтернативных инвестиций;
-в качестве ориентира оценщик использует реально сформированные рынком цены на объекты аналоги либо же на их акции;
-цена итоговой оценки отражает финансовые и производные возможности объекта аналога, а также его положение на рынке и дальнейшие перспективы развития.
При оценке стоимости коммерческого банка учитывается ряд специфических факторов, так как оценка банка несколько отличается от оценки стоимости обычного предприятия. В случае оценки коммерческого банка следует обратить внимание на характер основной деятельности банка.
В современных условиях глобализации экономики процентный банковский бизнес не способен обходиться без рынка ценных бумаг. Именно поэтому в последнее время к основным видам деятельности банков добавился так называемый «investment banking». На данный момент точное определение этого термина не существует, однако его можно охарактеризовать как термин обозначающий «круг» услуг связанных с операциями на первичном и вторичном рынке ценных бумаг. Основной его функцией можно считать организацию эмиссии и первичного размещения ценных бумаг клиентов.
В рамках сравнительного подхода при оценке стоимости коммерческого банка могут быть использованы три основных метода:
1.Метод компании аналога;
2.Метод сделок;
3.Метод отраслевых коэффициентов.
При их практическом применении целесообразно выделить три группы проблем:
-Информационная;
-Выбор мультипликатора;
-Использование банков аналогов.
Информационная проблема – заключается в необходимости поиска адекватных и репрезентативных данных для проведения расчетов. Представляется, что источниками информации для оценки стоимости коммерческого банка могут служить данные с фондовых площадок (РТС, ММВБ, западные биржи), специализированные информационные базы данных (АК&М, ADV|ODKA и др.). К ним также относятся деловые СМИ («Эксперт», «Ведомости», «Бизнес и банки», ежемесячный журнал «РБК»), а также специализированные сайты интернета.
Адекватность полученной информации в точности не зависит от самого ее источника. Имеет лишь значение то, насколько она может быть подтверждена альтернативными информационными каналами. Это означает, что следует опираться на свершившиеся факты или события, вероятность которых достаточно высокая. Что касается репрезентативности информации, то следует учитывать несколько принципиальных моментов:
-Данные фондовых площадок разрешается использовать, но только в отношении банков аналогичных размеров и примерно того же уровня надежности;
-Необходимо обязательно принимать во внимание временной фактор;
-Важно учитывать заинтересованность третьих лиц в сделке, а также иные существенные факторы (возможность премии, масштаб сделки, учет скидки за неконтрольный характер);
Выбор мультипликатора для оценки стоимости коммерческого банка является важнейшим этапом, во многом определяющим в дальнейшем обоснованность рассчитанной его рыночной стоимости.
Исключительно для коммерческих банков можно выделить следующие типы моментных мультипликаторов:
-цена/чистые активы;
-цена/валовые активы;
-цена/ собственный капитал по Базелю;
-цена/кредитный портфель (юридических и физических лиц);
-цена/депозиты (юридических и физических лиц);
-цена/портфель ценных бумаг (для продажи, торговый портфель, инвестиционный).
Перечень интервальных мультипликаторов можно предоставить как:
-цена/процентный доход;
-цена/доходы за вычетом расходов с инвестиционными ценными бумагами, а также торговыми ценными бумагами и иностранной валютой;
-цена/комиссионные доходы;
-цена/стоимости клиентеллы;
-цена/прибыль до налогообложения и резервов, созданных в соответствии с требованиями Центральным Банком России.
Проблему использования банков аналогов можно разделить на несколько составляющих:
1.Поиск отечественных аналогов;
2.Поиск зарубежных аналогов.
Существует ряд рекомендаций, которые следует брать во внимание при отборе отечественных банков аналогов:
А) В первую очередь необходимо, чтобы оцениваемый банк и банк-аналог принадлежали к одному сегменту (автокредитование, операции на рынке капиталов, потребительское кредитование) и кластеру (инвестиционные банки, расчетные банки, универсальные банки, коммерческие и т.д) банковского сектора. При этом если акции оцениваемого банка не котируются на рынке, то нецелесообразно рассматривать его как аналог, акции которого уже присутствуют на организационном рынке ценных бумаг;
Б) При расчетах стоимости рекомендуется исключать данные о котировках банков, вовлеченных в те или иные судебные процессы или тяжбы;
В) Ни один из выбранных банков аналогов не должен фигурировать во всевозможных сделках по слиянию или присоединению, подобная информация используется только при оценке банка методом сделок;
Г) Недопустимо использовать данные о банках, находящихся в затруднительном финансовом положении, тем более, в предбанкротном состоянии;
Д) Рекомендуется использовать деление банков по группам их надежности в соответствии с международными или российскими рейтингами;
Е) При выборе аналога важным моментом является региональный аспект деятельности банка. В этом случае банки с развитой филиальной сетью следует рассматривать отдельно от региональных или столичных банков.
Что же касается поиска зарубежных аналогов, то здесь целесообразно использовать значение их мультипликатора с задержкой по временному лагу в 10-15 лет.
1.2 Общая характеристика банка ОАО «Сбербанк России»
Акционерный Коммерческий Сберегательный банк России ОАО «Сбербанк» был создан в форме открытого акционерного общества в соответствии с законом РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» в 1991 году. Основным акционером и учредителем банка является Центральный банк России, который обладает более 60% акций уставного капитала банка. Акционерами Сбербанка являются 200 тысяч юридических и физических лиц. Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.
С 1996 года торги акциями Сбербанка проводятся на российских биржах ММВБ и РТС. В марте 2007 года банк разместил дополнительный выпуск обыкновенных акций, в результате чего уставной капитал банка увеличился на 12% и тем самым было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями Сбербанка России составляет 40% объема торгов на ММВБ.
Сбербанк обладает достаточно уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят более 17 территориальных банков и почти 20 000 структурных подразделений по всей стране.
Важной целью деятельности коммерческого банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.
«Сбербанк России» осуществляет следующие операции:
-размещение денежных средств от своего имени и за свой счет;
-привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
-осуществление расчетов по поручению клиентов;
-открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;
-инкассация векселя, денежных средств, платежных и расчетных документов и осуществление кассового обслуживания физических и юридических лиц;
-покупка и продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
-выдача банковских гарантий;
-привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
-осуществление переводов денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов;
-осуществление лизинговых операций;
-осуществление эмиссии и обслуживание банковских карт;
-осуществление выпуска, покупки, продажи, учета, хранения и иных операций с ценными бумагами;
-осуществление брокерских, консультационных и информационных услуг.
Организационная структура ОАО «Сбербанка» состоит из: общего собрания акционеров, наблюдательного совета, правления, территориальных банков, центрального аппарата, отделений, внутренних структурных подразделений и организационно подчиненных отделениям.
Глава Сбербанка РФ занимается планированием деятельности банка на долгосрочную и краткосрочную перспективу. В 2001 году была принята Концепция развития Сбербанка. По полученным результатам осуществленных мероприятий банк развивался как универсальный, направляя все свои силы на совершенствование обслуживания всех групп клиентов, а также создания системы устойчивой к возможным экономическим потрясениям, обеспечением необходимого уровня эффективности банковской деятельности в условиях сокращения процентной маржи и снижением доходности финансовых инструментов. Банк удовлетворил возрастающий спрос юридических и физических лиц на кредитные ресурсы и соответственно добился улучшения своих рыночных и экономических показателей. В условиях усиления конкуренции, Сбербанк смог сохранить доминирующее положение на розничных рынках за счет проведения гибкой процентной политики и оптимизации продуктового ряда.
Несмотря на недостаточно хорошее качество обслуживания во многих отделениях, банк все же лидирует не только по размеру активов, но и по количеству расчетных счетов юридических лиц. Отметим, что на начало 2002 года доля банка составляла 71,4%. Дальнейшему снижению доли рынка, занимаемой Сбербанком России, способствовала система страхования вкладов и увеличение суммы страхового возмещения.
Через Сбербанк зарплату получают около 11 млн. человек, а пенсии 12 млн. человек. Банком выпущено более 30 млн. пластиковых карт. Численность сотрудников на 2015 год составляет 330 тыс. человек.
1.3 Краткий анализ финансового состояния коммерческого банка ОАО «Сбербанк»
Анализ финансового состояния Сбербанка России следует начинать с оценки структуры банковских активов, анализ бухгалтерской отчетности проведен по данным бухгалтерской отчетности Сбербанка, составленной по РСБУ, за последние 2 года деятельности. (см. приложение табл. №1)
Проанализировав основные экономические показатели деятельности коммерческого банка ОАО Сбербанк России за период 2015-2016 года, можно сделать следующий вывод. Капитал банка за 2015 год увеличился на 358 млрд. рублей и в 2016 году составил 2733,0 млрд. рублей. Также за период с 2015 года по 2016 год увеличились активы банка на 4,2 млрд. рублей, прибыль Сбербанка России возросла на 280,7 млрд. рублей.