Файл: Сравнительный подход к оценке стоимости коммерческого банка (1. Характеристика объекта оценки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате роста прибыли увеличился объем чистой прибыли, составив на 2016 год 249,8 млрд. рублей.

Таким образом, деятельность ОАО «Сбербанк России» является достаточно эффективной в процессе выполнения активных и пассивных операций, о чем свидетельствуют расчетные показатели в таблице №1.

Глава 2. Расчет стоимости методами сравнительного подхода

2.1 Возможность использования базовых мультипликаторов

Основным инструментом для оценки стоимости коммерческого банка с применением сравнительного подхода являются в первую очередь мультипликаторы.

Мультипликаторы классифицируются по нескольким признакам: - по принципу расчета (натуральные и финансовые), - по источнику расчета (доходные и балансовые), - по периоду расчета (интервальные и моментные).

Финансовые мультипликаторы – это те мультипликаторы, в знаменателе у которых стоит один из денежных показателей (прибыль, валовый доход и др.). Натуральные мультипликаторы – это те мультипликаторы, которые имеют в знаменателе натуральный показатель (в единицах, штуках и т.д.).

Моментные мультипликаторы имеют в знаменатели показатели, величина которых берется на конкретно установленную дату: балансовая стоимость активов, чистая стоимости активов и другие. Интервальные мультипликаторы имеют в знаменатели величину показателя, которая берется за определенный период, денежный поток, прибыль, выплата дивидендов и другие.

В основе балансовых оценочных мультипликаторов лежит балансовый показатель, например стоимости активов, а в основе доходных показатели отчета о прибылях и убытках.

Доходны мультипликаторы, как правило, пересекаются с интервальными, а балансовые с моментными.

Для коммерческих банков можно выделить следующие самые распространенные виды моментных мультипликаторов:

-цена/чистые активы;

-цена/прибыль;

-цена/балансовая стоимость собственного капитала;

-цена/балансовая стоимость акционерного капитала;

-цена/кредитный портфель (физических и юридических лиц);

-цена/ портфель ценных бумаг.

В качестве интервальных мультипликаторов:


-цена/процентный доход;

-цена/прибыль до налогообложения и резервов;

-цена/комиссионные доходы.

Специфика банковского бизнеса определяется преимущественно использованием следующих оценочных мультипликаторов цена/прибыль и цена/балансовая стоимость собственного капитала. Данные мультипликаторы являются мультипликаторами собственного капитала банка и используются в методах сравнительного подхода согласно с концепцией оценки стоимости коммерческих банков по их собственному капиталу.

Мультипликатор цена/прибыль (Р/Е) для коммерческого банка определяется аналогичным образом, как и для любого другого бизнеса, и равен отношению цены одной акции банка к прибыли, приходящейся на одну акцию. Мультипликатор Р/Е определяется тремя факторами – ожидаемыми темпами роста прибыли, коэффициентом выплат дивидендов и стоимостью собственного капитала.

Мультипликатор цена/балансовая стоимость собственного капитала (Р/ВV) для коммерческого банка определяется отношением цены одной акции банка к балансовой стоимости собственного капитала, приходящейся на одну акцию. Данный мультипликатор определяется следующими показателями: ожидаемыми темпами роста прибыли на одну акцию, коэффициентом выплат дивидендов, затратами на капитал и доходностью собственного капитала банка.

Рассмотрим возможность применения мультипликатора цена/собственный капитал. (см. приложение табл. №2)

Выбор мультипликатора обуславливается тем, что собственный капитал сегодня является одним из наиболее значимых показателей, реально применяемым в России при купле-продаже акций банков.

Анализ проведенных сделок по купле-продаже акций российских коммерческих банков в 2013 году позволяет сделать следующие выводы:

Специфика деятельности коммерческих банков, исключает возможность оценки стоимости банков по аналогам с другими банками, так как разница между активами и обязательствами предполагает использование фиксируемой в отчетности категории собственного капитала в качестве базы для построения данного мультипликатора «цена/собственный капитал банка».

Рассмотренный мультипликатор цена/собственный капитал необходимо использовать с некоторой осторожностью, учитывая следующие обстоятельства, отражающиеся на его количественных характеристиках:

-сделки между родственными структурами банка, как правило, способствуют занижению цены приобретаемых акций;

-сделки между менеджерами-собственниками результатируются в относительно более высоких значениях данного мультипликатора, а заниженные мультипликаторы могут отражать какой либо спекулятивный интерес в приобретении пакета акций того или иного банка. Завышенные мультипликаторы, могут характеризовать условия предоставления всевозможных выгод в будущем.


Если рынок банковского капитала является наиболее открытым и конкурентным, то и при прочих равных условиях должен быть более значителен размер мультипликатора. Присутствие акций коммерческих банков на бирже также способствует повышению значения мультипликатора, как правило, такая особенность более характерна для крупных банков страны.

Исходя из проведенных расчетов при оценке стоимости акций российских коммерческих банков, можно рекомендовать интервал значений мультипликатора цена/собственный капитал в пределах 3,5 ± 2. И чем больше абсолютный объем собственного капитала банка, тем выше мультипликатор при равных условиях. А также, наоборот, для относительно небольших по объему средств собственного капитала это мультипликатор должен быть несколько ниже.





 

2.2 Сравнение банков аналогов и расчет стоимости методом рынка капитала на примере ОАО «Сбербанк России»

При реализации сравнительного подхода для ОАО «Сбербанк России», в первую очередь необходимо выбрать объект аналог, с наиболее схожими характеристиками и значениями финансовых показателей. (см. таблица №3)

По результатам анализа сравнения деятельности и финансовых показателей коммерческих банков, можно сделать вывод, что оптимальным объектом аналогам для «Сбербанка России» является банк «ВТБ». На выбор этого банка повлияли следующие факторы: во-первых оба банка находятся примерно на одном уровне по собственному капиталу, во-вторых их активы нетто имеют не такие большие расхождения по сравнению с другими банками. Также эти два банка имеют схожую характеристику основного вида деятельности.

Следующим этапом будет рассмотрение основных методов применения рынка капитала.

Основными этапами применения рынка капитала для коммерческого банка являются:

- выбор сопоставимых банков (что мы и сделали в таблице №3). На данном этапе собирается информация о коммерческих банках, акции которых котируются на бирже. Из отобранной группы банков выделяются те банки, которые наиболее схожи с оцениваемым банком с точки зрения размера собственного капитала, позиции на рынке, размере привлеченных банком средств, а также чистой прибыли.


-расчет ценовых мультипликаторов. На этом этапе по сопоставимым банкам аналогам рассчитываются мультипликаторы: их коэффициенты, представляющие собой отношение рыночной капитализации аналога к его финансовому показателю, в качестве которого может выступать собственный капитал, чистая прибыль и прочие финансовые показатели.

-расчет стоимости 100% обыкновенных акций оцениваемого коммерческого банка. На данном этапе, на основании мультипликатора по сопоставимым банкам рассчитывается рыночная стоимость собственного капитала оцениваемого банка.

-внесение корректировок (изменений).

Возьмем для примера два наиболее схожих банка с ОАО «Сбербанк России» для применения метода рынка капитала. (см. приложение табл. №4)

Определение рыночной стоимости собственного капитала банка методом сравнительного подхода основано на использовании ценовых мультипликаторов.

Для каждого из рассмотренных банков рассчитаем соотношение капитализация/прибыль.

Мультипликаторы, рассчитанные для банков, существенно отличаются друг от друга в связи с тем, что каждый из коммерческих банков имеет различную степень соответствия оцениваемому банку, итоговый мультипликатор рассчитывается как средневзвешенный мультипликатор. В общем случае, чем больше отклонение аналогичного банка от оцениваемого банка по показателю, который является базой сравнения, тем меньше удельный вес имеет рассчитанный мультипликатор, который получается при расчете на основании этого банка аналога.

Как правило, сравнение проводится одновременно по нескольким показателям (мультипликаторам). В итоге чего по каждому из полученных показателей рассчитывается средневзвешенный мультипликатор.

Таким образом, в целях настоящей оценки коммерческого банка ОАО «Сбербанк России» можно применить мультипликаторы, значение которых представим в таблице №5. (см. приложение табл. №5)

Таким образом, в целях настоящей оценки были рассмотрены мультипликаторы, значение которых рассмотрено в таблице №5:

-капитализация/балансовая стоимость активов;

-капитализация/привлеченные средства;

-капитализация/ собственный капитал.

Определение весовых коэффициентов при проведении итогового взвешивания полученных результатов, с применением выбранных характеризующих показателей и рассчитанных мультипликаторов, основывалось на нижеследующих заключениях:

Для каждого из выбранных показателей рассчитывается коэффициент корреляции между значениями этих показателей по аналогичным банкам и стоимостью банков аналогов. Результаты предоставлены в таблице №6. (см. табл. №6)


На основании рассчитанных коэффициентов корреляции можно определить удельные веса мультипликаторов, рассмотрим их в таблице №7. (см. приложение табл. №7)

В итоге полученные мультипликаторы были умножены на соответствующие показатели оцениваемого банка по состоянию на дату оценки.

Таким образом, величина рыночной стоимости 100% обыкновенных акций ОАО «Сбербанк России», рассчитанная с применением метода рынка капиталов в рамках сравнительного подхода, на дату проведения оценки составляет. (см. приложение табл. №8)

Итак, полученная стоимость на уровне неконтрольного пакета акций (менее 5%) для ОАО «Сбербанк России» составляет: 27 223 122 млрд. руб.














 

2.3 Слияние и поглощение банковского сектора

Оценка стоимости коммерческого банка явно отличается от оценки стоимости любого предприятия, поскольку банковский бизнес имеет ряд специфических признаков, отличающих его от других. В случае оценки коммерческого банка следует в первую очередь обратить внимание на характер основной деятельности.

Основные отличия банковской деятельности от другого вида бизнеса можно разделить на три группы:

1.Основным отличием банковского сектора от иного бизнеса является жесткий режим контроля со стороны государственных органов. Так как банки находятся в центре финансовой системы, то и контроль над ними производится соответствующий.

2.Еще одним отличием является вопросы бухгалтерского учета и вопросы структуры бухгалтерского баланса. То есть, так как банк не производит материальный товар и его операции нематериальны, количество ежедневных операций в банке может достигать больше тысячи, поэтому система отличается оперативностью и высокой степенью компьютеризации.

3.Последним отличием можно считать наличие у банка особых неосязаемых активов. Помимо всего прочего коммерческий банк отличается наличием такого нематериального актива как гарантия правительства, проявляющегося в виде системы страхования вкладов граждан.

Оценка стоимости – по мнению многих авторов это целенаправленная деятельность по определению количественных параметров экономического субъекта.

Рассмотрим некоторые из наиболее характерных целей для проведения оценки стоимости коммерческого банка:

1.Реструктуризация банковской системы – слияние, поглощение или ликвидация банковской системы предполагает проведение оценки, так как в этом случае необходимо определить точную цену покупки или выкупа акций;