Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика индустрии спорта в России
1.1 Развитие индустрии спорта в России
1.2 Взаимодействие индустрии спорта и политики министерства спорта РФ
1.3 Характеристика профессионального спорта как экономического фактора спортивной индустрии
Глава 2 Анализ тенденций развития индустрии спорта в РФ
2.1 Характеристика индустрии спорта в мире и в России как нового источника экономического роста
доходы от концессионных соглашений в отношении продуктов питания.
За последние десятилетия мировой спорт из зрелища и формы досуга превратился в динамично развивающуюся индустрию, продолжая набирать все большую популярность и инвестиционную привлекательность. Масштабы развития спортивной индустрии характеризует стабильное увеличение доходов (рис. 2) [2].
Рис. 2. Совокупный доход, млн. долл
Из рисунка можно сделать вывод, что увеличение совокупного дохода в 2014 году от спортивной индустрии произошел благодаря проведению Олимпиады в Сочи.
Рис. 3. Изменение совокупного дохода в процентах к предыдущему году
На рис. 3 представлен общий рост доходов от спортивной индустрии в России в промежуток с 2006 по 2015 годы. Прирост совокупного дохода составил примерно 217 %. Резкий взлет в 2014 году обусловлен проведением Олимпиады, однако, по оценкам аналитиков PwC, в 2015 году наблюдалось закономерное падение.
Российские спортивные организации становятся полноценными коммерческими предприятиями, развивая систему внешнеэкономических связей. Демонстрирует успешное развитие и спортивная индустрия в целом: проведение крупных спортивных мероприятий способствует ускоренному росту отрасли [2].
Индустрия спорта в советский период имела большую поддержку со стороны государства. Лишаясь государственного финансирования, российский спортивный рынок был вынужден адаптироваться к рыночным условиям. С одной стороны, государственная поддержка индустрии спорта позволяет снизить количество правонарушений и противозаконных деяний в спорте. Однако, с другой стороны, уменьшается прибыль от спортивных соревнований.
Основные факторы, способствующие развитию индустрии спорта:
поиск инвесторами новых проектов для вложения свободных денежных средств;
престижность владения спортивной командой;
потенциально ничем не ограниченные рынки сбыта, интернациональность спорта и возможность выхода на рынки других стран;
создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов [7];
наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клубов, доказывающих, что спорт может выступать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес;
серьезная диверсификация источников дохода, способствующая снижению рисков;
внимание к индустрии спорта со стороны государства, выражающееся в создании режима наибольшего благоприятствования для спортивных проектов, в частности, в предоставлении налоговых льгот и, что самое важное, в развитии сопутствующей инфраструктуры и вложении существенных денежных средств
В таблице представлено сравнение способов финансирования индустрии спорта.
Таблица 5- Сравнение способов финансирования индустрии спорта
Показатели |
Государственное финансирование |
Самостоятельное финансирование |
Бизнес-инвесторы |
Плюсы |
Защита спортивной отрасли со стороны государства, уменьшение случаев выявления допинга у спортсменов; контроль подготовки профессиональных тренеров и спортсменов |
Инновации в спортивной индустрии; развитие спортивной медицины и рынка развлечений; прирост числа болельщиков; развитие маркетинговых коммуникаций и рекламы спортивного рынка |
Прирост числа болельщиков; развитие маркетинговых коммуникаций и рекламы спортивного рынка; реализация корпоративной социальной ответственности коммерческими предприятиями |
Минусы |
Отсутствие инноваций в спортивной индустрии; отсутствие прироста аудитории болельщиков |
- Увеличение числа случаев выявления допинга у спортсменов |
Зависимость спорта от доходов предприятий; увеличение числа случаев выявления допинга у спортсменов |
Эффективность деятельности спортивной организации сегодня во многом зависит от умения правильно организовать коммерческую основу существования. Это обусловливает конкурентную борьбу между спортклубами за болельщиков, спонсоров, выгодные условия спортивного бизнеса.
Таким образом, наибольший эффект будет в том случае, если государство и бизнес-структуры будут иметь небольшое влияние на индустрию спорта. Спортивный рынок получает доходы благодаря спонсорской поддержке и размещению брендов предприятий на соревнованиях.
Заключение
Исходя из анализа литературы и материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
В современном спортивном обществе большую роль играет индустрия спорта, особенно это заметно в странах постиндустриального общества, где спорт поставлен на коммерческую основу и из него извлекаются большие прибыли. Спорт стал полноценной отраслью экономики, куда вкладываются огромные инвестиции в развитие спортивных клубов, сопутствующей инфраструктуры. В европейских странах спорт является важной сферой предпринимательской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной индустрии. Данные отрасли вносят налоговые поступления в бюджеты, что позволяет государству решать многие насущные социальные проблемы населения. Развитие спорта на современном этапе связано с экономикой, торговлей, правовой сферой не только в отдельных видах спорта, но и профессиональных спортсменов, интересы которых представляют спортивные агенты, менеджеры
Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Да, спорт сейчас стал профессионально коммерческим, не имеющий национальных границ, но имеющий во многих отношениях политический контекст. В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение:
- создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
- разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
- совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
- развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурноспортивной деятельности;
- развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
- создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями
Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.
Рынок спортивных товаров:
- потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;
- производители: коммерческие организации.
Рынок спортивных услуг:
- потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;
- производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерческие физкультурно-спортивные организации (секции и др.).
Предпринимательская деятельность в индустрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.
Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных мероприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя ярким зрелищем, престижем планируемого мероприятия, положительными впечатлениями и, самое главное, спортивными результатами. Целевой аудиторией в индустрии спорта являются: зрители и болельщики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных мероприятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический результат
Основные факторы, способствующие развитию индустрии спорта:
поиск инвесторами новых проектов для вложения свободных денежных средств;
престижность владения спортивной командой;
потенциально ничем не ограниченные рынки сбыта, интернациональность спорта и возможность выхода на рынки других стран;
создание позитивного имиджа и увеличение числа клиентов;
наличие наглядных примеров успешной и прибыльной деятельности спортивных клубов, доказывающих, что спорт может выступать не только как увлечение или одна из форм социальной нагрузки, но и как полноценный бизнес;
серьезная диверсификация источников дохода, способствующая снижению рисков;
внимание к индустрии спорта со стороны государства, выражающееся в создании режима наибольшего благоприятствования для спортивных проектов, в частности, в предоставлении налоговых льгот и, что самое важное, в развитии сопутствующей инфраструктуры и вложении существенных денежных средств
Список использованных источников
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Собрание законодательства РФ", 10.12.2007, N 50, ст. 6242
- Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009. №1101-р. С. 1-16.
- Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2016 – 320 с.
- Гостев Г.Р., Лотонешо А.В., Струк П.П. Физическая культура в субъектах Российской Федерации. —М.: Теория и практика физической культуры, 2014.- 360 с.
- Гостев Р.Г. Спорт и законодательство.—М.:НИЦ «Еврошкола», 2011. - 438 с.
- Гуськов С.И. Государство и спорт. — М.:МЦНТИ, 2016. - 176 с.
- Жукова А.Б. Медиапроект "СПОРТ И ПРАВО" как информационно-аналитический ресурс спортивной индустрии России // Четвертая международная научно-практическая конференция "Спортивное право: перспективы развития": материалы конференции. - М., 2014. - С. 32-35
- Золотов М. И. Формирование системы управления ресурсным обеспечением массового спорта в России. // Физкультура и спорт. №2,- 2009.- С.-19-23.
- Иванюженков Б. В. и др. Рыночные механизмы стратегического управления физической культурой и спортом в Российской Федерации. –М.: Советский спорт, 2007. – 236 с.
- Исаев А. А.. Спортивная политика России: монография. – М.: Советский спорт, 2015. – 512 с.
- Леднев В. Роль бизнеса в индустрии спорта // Спорт и право. 2015. - №3 (5). - С. 7-9.
- Леднев В. Роль бизнеса в развитии индустрии спорта.// Спорт и право. № 3 (5) 2011, 01 июля 2011. С.7-9.
- Леонтюк А.М. Спорт как социокультурный феномен: дис. канд. филос. наук. – СПб., 2006. -140 с.
- Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2014. –№ 1. – С. 2–5.
- Рожков П.А. Совершенствование экономического механизма функционирования физической культуры и спорта. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 254 с.
- Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - №6 (24). - С. 1-13.