Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика индустрии спорта в России
1.1 Развитие индустрии спорта в России
1.2 Взаимодействие индустрии спорта и политики министерства спорта РФ
1.3 Характеристика профессионального спорта как экономического фактора спортивной индустрии
Глава 2 Анализ тенденций развития индустрии спорта в РФ
2.1 Характеристика индустрии спорта в мире и в России как нового источника экономического роста
1.2 Взаимодействие индустрии спорта и политики министерства спорта РФ
Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Спортивная индустрия становится важной и неотъемлемой частью отраслевой экономики страны. Физическая культура и спорт все чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения с государством, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса. Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, указанные отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству решать социальные проблемы населения. Динамика развития самого спорта и его видов все больше связана с экономикой, торговлей и профессиональной ориентацией участников спортивных мероприятий. В этой системе находятся значительные материальные и финансовые активы, расширяется сеть трудовых и управленческих ресурсов. Спортивная индустрия объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая, в свою очередь, позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта [2].
Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.
Рынок спортивных товаров:
- потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;
- производители: коммерческие организации.
Рынок спортивных услуг:
- потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;
- производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерческие физкультурно-спортивные организации (секции и др.).
Предпринимательская деятельность в индустрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.
Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных мероприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя ярким зрелищем, престижем планируемого мероприятия, положительными впечатлениями и, самое главное, спортивными результатами. Целевой аудиторией в индустрии спорта являются: зрители и болельщики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных мероприятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический результат [15, с. 143].
Основным потребителем в индустрии спортивных мероприятий является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спорт-баре. Хотя, безусловно, самый желанный клиент для спортивных организаций - это тот, кто приходит непосредственно на стадион. Именно этот зритель покупает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, а также пользуется различными сервисами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и рекламодателя, а также красивой телевизионной картинки. Привлечь такого потребителя - значит иметь возможность активной рекламы смежных товаров и услуг. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, которая приглашает его посмотреть спортивное соревнование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособности спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т. п.) [2, с. 59].
В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь, ориентируясь на конечных потребителей индустрии спорта.
Однако многие предприятия спорта зависят от политики Министерства спорта РФ. К примеру, производители, ориентированные на гос. закупки, остро реагируют на сокращение бюджета в отношении спортивной индустрии. Само же государство, посредством ответственных структур, является активным участником индустрии спорта. Так, согласно отчету Министерства спорта РФ, за 2013 год были достигнуты основные запланированные результаты.
Привлечено к систематическим занятиям физической культурой и спортом 36 млн человек, из которых более 540 тыс. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья [14, с. 1].
До 270,5 тыс. единиц увеличена сеть спортивных сооружений, доступных для различных категорий и групп населения, 18 % из них адаптированы для возможности занятия спортом инвалидов. Сеть спортивных сооружений способна единовременно принять свыше 7 млн человек.
Обеспечены успешная подготовка и проведение следующих мероприятий с участием спортивных сборных команд Российской Федерации:
- чемпионаты мира и Европы 2013 года;
- XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казань;
- XIV чемпионат мира ИААФ по легкой атлетике в г. Москва;
- VI Кубок мира по регби-7 в г. Москва;
- II Всемирные Игры боевых искусств в г. Санкт-Петербург.
Разработан и принят Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в
Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и план его реализации [5, с. 32].
Достигнутые результаты позволили достичь следующих показателей:
- доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения - 27,1 %;
- уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта - 26,2 %;
- доля спортивных объектов, подлежащих к использованию в сфере физической культуры и спорта в постсоревновательный период XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казань, в общем количестве спортивных объектов XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казань - 100 %.
Анализ данных о финансировании физической культуры и спорта в России показал, что наибольших затрат требует заработная плата работников физической культуры и спорта (33,7 %), а также инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений (20,3 %).
Меньших затрат требуют капитальный ремонт спортсооружений (3,2 %) и приобретение спортивного оборудования и инвентаря (5 %).
Рынок же спортивных услуг менее резко реагирует на бюджет Министерства спорта РФ.
Во многом успех коммерческого предприятия индустрии спорта зависит от рекламной компании того или иного вида спорта, качества предоставляемых услуг, а также общей экономической ситуации в стране [].
В эту отрасль входят многочисленные школы, студии, фитнес-центры и прочие организации, оказывающие подобные услуги [10, с. 97].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что индустрия спорта во всех ее проявлениях в значительной степени подвержена внешним факторам и зависит от экономической ситуации в стране. Этой отрасли важны как финансовая поддержка государства, так и спонсорская помощь, а определенное направление политики развития спорта в России.
1.3 Характеристика профессионального спорта как экономического фактора спортивной индустрии
Профессиональный спорт, как и всякая элитная группа, составляет малую величину от основной массы спортсменов и физкультурников и не превышает обычно отметку в 0,1-0,5 %. В то же время по своей затратности и объему обращающихся денежных средств он, как правило, многократно превосходит любительский спорт и составляет ныне весомую часть мировой экономики. Как отрасль экономической деятельности, профессиональный спорт производит для потребителей продукт в виде зрелищных услуг. Зрители получают психологическое удовлетворение от потребления спортивно-зрелищных услуг и потому готовы оплачивать их. При этом, чем выше качество предоставляемых услуг (что выражается в престиже соревнований), тем выше их цена.
Исключительность продукта профессионального спорта в экономике заключается в следующих специфических чертах: в элементах постоянной новизны (спортивные соревнования - всегда новое зрелище, которое практически никогда не повторяет предыдущее); в элементах сохраняемости услуги (принято считать, что услуга не может сохраняться, то есть момент ее оказания, и потребления совпадают во времени); в массовости, коллективности потребления (соревнования профессиональных спортсменов практически всегда проходят в присутствии множества болельщиков, привлекают повышенное внимание электронных и печатных СМИ).
В силу своей высокой внутренней конкурентности, требующей постоянных высоких результатов и нагрузок, время пребывания спортсменов в системе профессионального спорта ограничено. Средний возраст выхода спортсменов из профессионального спорта существенно варьируется в зависимости от видов спорта, но в среднем не превышает 35-37 лет. Это обстоятельство имеет для экономики профессионального спорта существенное значение, так как при достижении возрастного порога спортсмен снижает свои скоростные и силовые показатели, а вместе с ними снижается и качество предоставляемой спортсменом услуги. Уход из профессионального спорта связан для спортсмена с потерей источника доходов и утратой привычных условий жизни. А это обстоятельство влечет за собой следующие выгоды:
- Спортсмен-профессионал должен за относительно непродолжительный период активных выступлений накопить достаточный капитал, чтобы после завершения спортивной карьеры не снижать уровня благосостояния.
- Государству следует учитывать специфику труда спортсменов- профессионалов и обеспечивать или социальное страхование.
- Работодатели обязаны принимать во внимание относительную краткосрочность работы спортсмена в профессиональном спорте и закладывать издержки и риски в зарплату и социальный пакет.
Рассматривая экономические отношения в сфере профессионального спорта, необходимо отметить особую систему трудовых отношений, существующих на рынке труда спортсменов-профессионалов, которая не имеет аналогов для иных профессий и рынков.
К основным характерным чертам рынка труда профессиональных спортсменов относятся: особый вид товара, особая система отбора и найма профессиональных спортсменов, специальная система ценообразования, особая система посредничества. Агенты на рынках труда профессиональных спортсменов выполняют такие функции, как поиск новых работодателей, спонсоров и рекламодателей, обговаривают со сторонами условия заключения контрактов, сроки трудовых соглашений.
Таким образом, агенты на современном рынке труда спортсменов- профессионалов представляют необходимый элемент «перелива» трудовых ресурсов от одних работодателей к другим. Спорт - это одна из немногих отраслей, где Россия все еще конкурентоспособна. И сегодня физическая культура, спорт, профилактика и реабилитация - это как раз и есть те понятия, которые тесно увязаны с успехами любого современного общества.
Глава 2 Анализ тенденций развития индустрии спорта в РФ
2.1 Характеристика индустрии спорта в мире и в России как нового источника экономического роста
В условиях интенсивных структурных преобразований, сопровождающих развитие переходной экономической системы России, оформление рыночных отношений наблюдается в принципиально новых звеньях народного хозяйства. Так, под воздействием фактора сокращения государственного финансирования спортивные организации столкнулись с проблемой поиска источников финансовых ресурсов, что обуславливает внедрение инноваций в экономическую сторону их существования и постановку деятельности на рельсы рыночной экономики. Кроме того, учитывая углубление коммерциализации спортивных мероприятий и усиленно развивающуюся инфраструктуру спорта, можно сказать, что индустрия спорта становится полноценной отраслью экономики. Актуальность исследования существующих тенденций не вызывает сомнений, так как трансформация экономики России требует свежего взгляда на сущность отраслей народного хозяйства. Понимание модернизации отношений в области спорта необходимо для выяснения вопроса о перспективах спортивной индустрии в обеспечении эффективного развития российского экономического комплекса.