Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Глава 1. Общая характеристика рекламной деятельности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика рекламной деятельности
1.1 Основные понятия в сфере рекламной деятельности и ее правового регулирования
1.2 Виды рекламной деятельности
Глава 2. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российском законодательстве
2.1. Рекламное законодательство в России
2.2. Проблемы становления рекламного законодательства в России
5. Реклама с обратной связью – еще одна разновидность торгово-розничной рекламы, тот ее тип, который предполагает обмен информацией с потенциальным потребителем. Наиболее известной формой подобной рекламы является директ-маркетинг, то есть прямой маркетинг или, точнее, прямая почтовая рассылка по конкретным адресатам, представляющим собой наибольший интерес для рекламодателей и рекламораспространителей в качестве вероятных покупателей (например, в форме каталогов).
6. Корпоративная реклама также своего рода разновидность, но не одного из уже описанных типов рекламы, а, скорее, представляя специфическую форму связей с общественностью. Такая реклама почти никогда не содержит рекламной информации и служит для подготовки и последующего склонения части общественного мнения к точке зрения рекламодателя.
7. Бизнес-реклама, или, точнее, профессионально-ориентированная реклама – та ее часть, которая предназначена для распространения среди групп населения, сформированных по своей принадлежности к тому или иному роду занятий. Причем это вовсе не обязательно лишь те, кто имеет непосредственное отношение к производству и реализации рекламируемых товаров и услуг – содержание подобной рекламы представляет большой интерес и для высококвалифицированных специалистов. Например, программистов, работников автосервиса, высшего образования, юристов, организаторов бизнеса и т.п., поскольку рассказывает этим людям о вещах, интересующих их именно с профессиональной точки зрения.
8. Общественная, или социальная реклама, в отличие от бизнес-рекламы, сориентирована на аудитории, объединенные преимущественно по своему социальному статусу – например, матери-одиночки, бездетные семейные пары и т.д.
Таким образом, в настоящее время развитие рекламы привело к тому, что рекламная деятельность трансформировалась в особый социальный институт, который обеспечивает общественную потребность в рекламных услугах. Планомерное ведение рекламной деятельности, системное взаимодействие субъектов рынка рекламы с участниками различных секторов экономики, наличие предприятий, производящих рекламные продукты и оказывающих рекламные услуги, позволяет предположить, что рекламная деятельность приобрела черты индустрии.
Глава 2. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российском законодательстве
2.1. Рекламное законодательство в России
В Российской Федерации формирование законодательства о рекламе началось в 1991 году.
Был принят Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В этом законе в статье 10 упоминалась реклама как форма недобросовестной конкуренции, использующая некорректное сравнение с хозяйственным субъектом «в процессе его рекламной деятельности производимых и реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов». Учитывалось, что и другие формы недобросовестной конкуренции могли осуществляться с помощью рекламы. Таким образом, предпринимались первые попытки регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации. Надо отметить, что в редакции этого Закона, вступившего в действие 30 мая 1995 года, из статьи 10 упоминание о рекламной деятельности изъято с той целью, чтобы расширить область применения этой статьи до недобросовестной конкуренции посредством рекламы.
В конце 1991 года был принят Закон РСФСР «О средствах массовой информации». В нем устанавливались некоторые требования к распространению рекламы, недопустимость злоупотребления свободой массовой информации и меры ответственности за нарушения закона.
В апреле 1992 года вступил в действие Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». С него началось осуществление в России потребительской политики. В этом Законе установлена обязанность для тех хозяйствующих субъектов, которые являются продавцами, изготовителями, исполнителями, предоставлять потребителям – гражданам достоверную, полную, доступную и необходимую информацию о товаре, работе, услуге и о самом хозяйствующем субъекте. А так как такая информация часто предоставляется в виде рекламы, то, следовательно, он также входит в систему нормативных актов о рекламе.
В декабре 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации. Конституция гарантировала права и свободы граждан, в том числе в экономической деятельности, поддержку конкуренции, защиту прав граждан, их чести и доброго имени. Конституция запретила пропаганду и агитацию, возбуждающую ненависть и вражду, пропаганду какого-либо превосходства, злоупотребление свободой массовой информации, а также экономическую деятельность, направленную на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка.
К середине 1994 года в рекламной деятельности в России стали нарастать негативные тенденции. Принятые к этому времени законы об охране здоровья, об авторских правах и другие нормативные акты не решали возникших проблем. Принятие же фундаментального закона о рекламе, разработанного еще в 1993 году, по разным причинам задерживалось.
Тогда 10 июня 1994 года были изданы Указы Президента Российской Федерации «О защите потребителей от недобросовестной рекламы» и «О защите прав инвесторов», в которых устанавливались отдельные требования по пресечению недобросовестной рекламы, запреты на некоторые сведения в рекламе, а также впервые был введен государственный контроль над рекламной деятельностью. Однако и эти меры были явно недостаточны.
С 1995 года вступила в действие первая, а с 1996 года – вторая части Гражданского Кодекса Российской Федерации, которые расширили многие нормы Конституции. Эти части ГК определили вошедшие в обиход рыночные термины, обычаи делового оборота, важнейшие условия предпринимательской деятельности и договорных отношений, установили порядок возмещения материального ущерба и морального вреда, проведения конкурсов и так далее. Новый ГК стал базой для регулирования отношений в экономической сфере, в конкуренции, потреблении, в том числе и в рекламной деятельности.
Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» установил требования к рекламной информации, запреты и ограничения на определенную рекламу, условия рекламной деятельности, систему контроля над рекламой и меры ответственности за нарушения рекламного законодательства.
В ноябре 1995 года вступил в действие зарегистрированный в Министерстве юстиции «Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе».
В Законе прописаны особенности отдельных способов распространения рекламы: на телевидении, по радио, в печати, на транспорте и т.д. Например, нововведением является следующее правило: в период с 1 июля 2006 года по 1 января 2008 года общая продолжительность распространенной в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы не могла превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток. А с 1 января 2008 года такая продолжительность не стала превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение часа.
Также важными законами являются:
1) Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»;
2) Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
3) Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»[24];
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508 «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»;
и иные нормативно-правовые акты.
Указанная законодательная база создает условия для выполнения основных функций рекламного права: упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы; защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение ненадлежащей рекламы; создание условий для эффективного решения экономических, социальных, общественных, политических и других задач с использованием рекламы.
Таким образом, вышеуказанные нормативно-правовые акты и сформировали действующие на сегодня законодательство Российской Федерации о рекламе.
2.2. Проблемы становления рекламного законодательства в России
Рекламное законодательство в России находится в процессе становления, его законодательная база еще недостаточна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы крайне ограничены. Но особенно нуждается правовые нормы о рекламе в строгом регулировании, которые смогли бы эффективно управлять экономической и социальной сферой.
К законодательному регулированию необходимо добавить общегосударственные, региональные и местные программы, систему координирующих и контролирующих органов, активную деятельность общественных структур в сфере рекламы.
Следует отметить, что в старом законе рекламу определяли как рекламную информацию, распространяемую в любой форме, с помощью любых средств, с целью формирования или поддержания интереса к рекламируемому объекту. Однако только сейчас внесены важнейшие поправки, вызванные современной экономической ситуацией. Дело в том, что сегодня в рекламе, а значит, в правовом регулировании и защите, нуждаются не только товары, физические и юридические лица, но и интеллектуальная собственность (четко определенное в правовом поле понятие в отличие от «идей и начинаний»).
Основной проблемой рекламного законодательства является недоработка закона "О рекламе". Он еще недостаточно совершенен для использования в рекламной деятельности более этичных приемов и методов. В современной российской действительности сложилась ситуация, когда все, что явно не запрещено законом, разрешено им. Тем не менее, работая в сфере рекламы, следует четко понимать, что, нарушая элементарные этические нормы, рекламодатели и рекламопроизводители подрывают тем самым сам институт рекламы. В результате из стимулирующего механизма реклама превращается в отталкивающий. Часто приходится слышать фразу: «Если что-то рекламируют, значит, товар плохой; хорошую продукцию и так покупают». Это лишний раз свидетельствует о снижении покупательского доверия к рекламе, что стало результатом недобросовестной, недостоверной рекламы на протяжении многих лет.
Также законодательство не отрегулировало рекламу в интернете. Ее недостатками являются:
1) ограниченность аудитории только пользователями Интернета, часть из которых является школьниками или студентами, мало интересующимися рекламируемыми товарами;
2) необходимость дополнительной рекламы, т. е. ссылок на сайты, содержащие более подробную информацию, чем, например, баннеры.[8]
Очевидно, что достоинства размещения рекламы в сети количественно и качественно превосходят недостатки, поэтому закономерны прогнозы дальнейшего развития виртуальных рекламных продуктов. Однако в России до сих пор нет никакой законодательной базы, регламентирующей данные правоотношения. Основным вопросом при этом является разработка и принятие законопроекта, защищающего интересы пользователей сети от так называемого «почтового мусора», т.е. спама. В России разработано несколько законопроектов, касающихся регулирования отношений в сети, тем не менее, до сих пор ни один из них не принят. При решении данной задачи необходимо обратиться к опыту ведущих стран, уже успешно преодолевших проблемы, возникающие при использовании глобальной сети.
Заключение
Таким образом, в настоящее время постепенно формируются предпосылки для того, чтобы в перспективе отечественная рекламная деятельность и создаваемая в стране рекламная продукция сумели вплотную приблизиться по своим организационным и качественным параметрам к общепринятому в мире уровню. Следовательно, развитию рекламной деятельности в России объективно мешает общая экономическая ситуация, сложившаяся в стране. Она, в частности, характеризуется сравнительно низкими темпами прироста производства, невысокой покупательной способностью значительной части российского населения. В результате снижается эффективность рекламы, а для большинства рекламодателей она становится непомерно дорогой, что вынуждает последних идти по пути удешевления рекламной продукции через снижение художественных и эстетических требований к ней.