Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации (1 Теоретико-методологические основы необходимой и достаточной)при принятии решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Повышенный интерес к информации в последние десятилетия объясняется распространением новых информаци­онных технологий, средств связи и компьютерной техники. Од­нако само явление информации выходит далеко за их пределы. Информацию обнаруживают в психосфере человека, в межлич­ностной коммуникации, в области функционирования социаль­ных институтов, в живой природе. Говорят и о физической ин­формации. Вездесущность этого явления заставляет обратить на него внимание философов. Ведь основная функция философии, ее предназначение и оправдание заключаются во вписывании зафик­сированных наукой или иными орудиями познания (искусством, практикой, житейским опытом) явлений в предельно общую и це­лостную картину мира. Необходимость интеграции знаний об ин­формации обусловлена также несовпадающими ее трактовками в различных областях исследований и практической деятельности. Не факт, что, говоря об информации, представители разных науч­ных дисциплин и профессий говорят хотя бы приблизительно об одном и том же.

Часто можно встретить определение статуса понятия инфор­мации как общенаучной категории. Это недоразумение. Общена­учная категория не имеет дисциплинарной соотнесенности. Ина­че говоря, нет такой теоретической дисциплины («общенауки»), в состав которой входила бы общенаучная категория. Напротив, вполне естественно то, что информация стала предметом фило­софии информации, которую позиционируют как новую, форми­рующуюся, прогрессивную отрасль философии. Последнее верно только отчасти. Точнее говоря, это верно, но только с формаль­ной стороны. По сути же философию Платона уже можно назвать философией информации в ее идеалистическом варианте. Темы, связанные с информацией, таким образом, достаточно давно обсуждаются в философии. Более того, они находят отклик и в современной философской литературе. Реминисценции к Плато­ну встречаются, например, в работе Е.А. Болотовой, в которой утверждается, что информация есть идея и смысл вещи, «то, что делает вещь именно этой вещью» [1].

Целью работы является определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.

Задачи исследования:

раскрыть понятие информации;

определить необходимость информации при принятии решения;

исследовать особенности информации в организации;

Предмет исследования - определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.

Объект курсовой работы – МУП «ЖКХ».


Методологической базой исследования при доказательстве теоретических положений и разработке практических рекомендаций, обработке и анализе материалов исследования послужили методы наблюдения, сравнительного и логического анализа, комплексного и системного подхода к изучению оцениваемых показателей.

1 Теоретико-методологические основы необходимой и достаточной информации при принятии решения

1.1 Информация: понятие, сущность и роль

Анализ понятия информация требует четкого разграничения обыденных, философских и общенаучных подходов к его рассмо­трению.

Обыденное понимание информации нашло отражение в словарях русского языка. Само слово «информация» восходит к латинскому «informatio» и означает буквально «разъяснение, из­ложение, сообщение, осведомление о чем-либо». В русский язык это слово пришло во времена Петра I, будучи заимствованным из польского, однако в речевой практике оно практически не исполь­зовалось вплоть до XX в. В качестве синонимов к слову «инфор­мация» в словаре синонимов называются «сведения», «данные», «материал» [3: 164, 444]. В «Словаре русского языка» С.И. Ожего­ва информация определяется как «сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством» [4, с. 248]. В «Большом толковом слова­ре русского языка» С.А. Кузнецова под информацией понимается «сообщение о положении дел где-либо, о каких-либо событиях» или «сведения об окружающем мире и протекающих в нем про­цессах, воспринимаемые человеком или специальными устрой­ствами» [5, с.397].

Информация как философская категория стала объек­том пристального изучения в советской философии. Многие из подходов к информации, сформировавшиеся в 60-70-е гг. XX в., не утратили своей актуальности и в настоящее время активно ис­пользуются в научных публикациях. С философских позиций все существующие подходы к информации можно разделить на суб­станциональные, атрибутивные и функциональные.


Согласно субстанциональным подходам информация есть субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе), т.е. самостоятельная сущность. Сторонники данного подхода ис­ходят из представления об информации основоположника кибер­нетики, американского математика и философа Н. Винера, счи­тавшего, что помимо материи и энергии в мире существует нечто «третье» - информация. Все представители субстанционального подхода цитируют известную фразу Н. Винера: «Информация - это не материя и не энергия» [6]. Следует отметить, что в работах самого Н. Винера эта мысль не получила дальнейшего развития, однако она дала толчок к осмыслению информации как фунда­ментально философской категории. Основатель системного подхода Л. Берталанфи понимал информацию как физическую величину, которая сравнима по значению с понятием энергии в физике [7, с.31].

Американский ученый Т. Стониер подчеркивал са­мостоятельный статус информации, ее независимость от субъекта и приписываемых ей ценностно-смысловых нагрузок. Он писал: «Информация существует. Чтобы существовать, она не нужда­ется в том, чтобы ее воспринимали. Чтобы существовать, она не нуждается в том, чтобы ее понимали. Она не требует умственных усилий для своей интерпретации. Чтобы существовать, ей не тре­буется иметь смысл. Она существует» [3, с.21]. Субстанционального подхода придерживаются и российские исследователи РФ. Абдеев [9], В.А. Гадасин [10], Б.Б. Кадомцев [11] и др. Так, В.А. Гадасин отмечет, что информация не может быть сведена ни к материи, ни к идее: «Собственно информация нематериальна, подобно другим невещественным явлениям - слову, идее, мысли, праву, чувству. Воспроизведение информации должно быть предъявлено в виде материального изделия: явления - тело, вещество, предмет; или события - энергия, движение, процесс» [10, с.191].

В.А. Гадасин пи­шет о существовании трех равнозначных субстанций: материи, информации и сознания. Автор предлагает определять информа­цию следующим образом: «Информация есть порядок (изомор­физм) - маркированное детерминированным способом конечное множество физически измеримых параметров изделия-носителя: предмета, зафиксированного в пространстве, или процесса, за­фиксированного во времени» [10, с.191].

В соответствии с атрибутивным подходом информация есть всеобщее свойство материи, ее атрибут, т.е. существенное, неотъемлемое свойство. Этого подхода придерживались преи­мущественно советские ученые, исходящие при его разработ­ке из ленинской теории отражения. Сторонники этого подхода (И.Б. Новик, А.Д. Урсул и др.) полагают, что информация присуща всем физическим процессам и системам.


1.2 История возникновения информации

Решение вопро­са об онтологии возникновения информации зависит от понима­ния самой информации. Необходимо прояснить суть предмета, чтобы создать основу дальнейших рассуждений. Это тем более необходимо, что никакого единообразия в понимании информа­ции сейчас нет. Моделью совокупности представлений об инфор­мации может послужить перевернутый конус (если мысленно двигаться снизу вверх). У основания будет самое узкое и наиме­нее объемное понимание, на вершине - самое широкое и самое объемное.

Предельно узким в указанном смысле является понимание информации как исключительно субъективной реальности, как возникающих в человеческой психосфере образов. Информация, с этой точки зрения, представляет собой «семантическое преоб­разование отражения реальности субъектом», она «реально су­ществует лишь в сознании субъекта» [2, с.54]. В этом же смысле информацию можно рассматривать как «результат восприятия и интерпретации данных, выраженный в осмысленной совокуп­ности слов» [3, с.186]. Семантические концепции информации рас­пространены и в современной англоязычной философии [4, с. 31-35].

Более широким является понимание информации как субъек­тивной по содержанию и объективной по форме реальности. Ин­формация в этом смысле является содержанием сообщений, кото­рые могут передаваться с помощью знаков или сигналов, включая первую сигнальную систему животных и человека. Информация существует не только в человеческой психике, но и в технических системах, управляемых людьми, на знаковых носителях, в об­щении животных. Однако она должна быть туда вложена кем-то (неким субъектом) и кем-то потенциально может быть извлечена и расшифрована. Исходя из этих соображений, можно понять ин­формацию как амбивалентный материально-идеальный феномен. Он включает семантическую информацию, выражающую духов­ные смыслы в форме коммуникабельных социальных знаков; био­логическую информацию, выражающую биологические смыслы в форме коммуникабельных биологических знаков; и машинную информацию, осуществляющую телеуправление техническими объектами и имитирующую по алгоритмическим программам се­мантические процессы [5, с.259].

Еще шире понимание информации, которое охватывает про­цессы, происходящие в любых самоорганизованных системах. Информация - и субъективная, и объективная реальность. Ее можно отождествить с сигналами, которые изменяют неопреде­ленность в функционировании элементов самоорганизованной системы. Таковой может быть техническая система, работающая без вмешательства человека, или система наследственности у жи­вых организмов. Описанному пониманию соответствует исходная для современной информатики концепция К. Шеннона и, в значи­тельной степени, последующие концепции технической инфор­матики, а также биоинформатики. Стэндфордская философская энциклопедия относит подобные концепции к количественным


(противопоставляя им качественное понимание информации как семантической или как состояния агента, принимающего инфор­мацию) [6].

Наконец, самое широкое понимание информации охватыва­ет все существующее. Предполагается, что информация в своей основе объективна, она является необходимой стороной суще­ствования объектов любой природы. В классический период развития кибернетики (50-60-е годы ХХ века) подобные взгляды выражались У.Р. Эшби (концепции передаваемого разнообразия), В.М. Глушковым (концепция информации как неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени). Близкое к пониманию информации В.М Глушковым определение дает В.В. Колин, связывая ее с нарушением симметрии в распре­делении материи и энергии [7, с.73]. Следует также отметить, что во французской философии идеи об информации как мировой ре­альности формулировали в 50-е годы ХХ века Ж. Симондон, а позже - Ж. Делез [4, с.21]. Наиболее часто упоминаемой из этого типа представлений об информации в советской и постсоветской философской литературе стала концепция отражаемого разно­образия А.Д. Урсула. Ее сущность была сформулирована еще в 60-е годы ХХ века: «Информация - это разнообразие, которое один объект содержит о другом объекте (в процессе их взаимо­действия)» [8, с.228].

Какое из пониманий информации правильное? В некотором смысле, правильны они все. Они правильны потому, что каждое из этих по-разному определенных явлений реально существует. Более того, оно отличается от других существующих явлений. Следовательно, каждое из описываемых разными концепциями явлений может быть выделено и названо. Проблема, таким обра­зом, оказывается не сущностной, а чисто терминологической. За­дача состоит в том, чтобы разделить термины с целью не путаться в них. Это вопрос удобства, а не истины. С семантической точки зрения, удобнее самый широкий (и абстрактный) денотат назвать наименее сложным именем. Тогда к более узким (и конкретным) денотатам можно будет приложить усложненные наименования.

Исходя из этих соображений, информацией будем называть реальность, присутствующую во всем существующем. Другие информационные реальности целесообразно выразить более сложными терминами (генетическая информация, техническая информация, социальная информация, психическая или субъ­ективная информация). За исходное можно взять определение, данное А.Д. Урсулом. Оно, впрочем, допускает некоторое упро­щение. Как верно подметил А.В. Соколов, термин «отраженное разнообразие» скрыто тавтологичен [5, с.54]. Отражение предпола­гает разнообразие. Во-первых, неразличимость (даже качествен­ная) отображающего и отображаемого исключает отображение. Во-вторых, неразличимость отображений возможна только при их тождестве (иначе они хотя бы нумерически различимы). Но тогда надо говорить не об отображениях, а об одном отображе­нии. Поэтому отражается всегда разнообразие. Последний термин из определения информации можно убрать.