Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 22
СОДЕРЖАНИЕ
1. Описание предметной области. Постановка задачи
2. Выбор средств / методологии проектирования. Выбор СУБД
3. Проектирование логической структуры базы данных
4. Проектирование физической структуры базы данных
5. Разработка интерфейса и реализация проекта
6. Оценка экономической эффективности проекта
Введение
В настоящее время многим предприятиям приходится тратить большое количество времени на обработку разнообразной информации, нужной в его работе и способствующей развитию. Без владения точной информацией невозможно вести учет, контролировать расходы и доходы, строить бюджет. В соответствии с этим возникает вопрос, как можно хранить и обрабатывать используемую информацию более рационально, быстро и доступно.
Наиболее удобным способом хранения информации является создание базы данных на основе уже имеющейся информации.
Базы и банки данных являются одними из основных компонентов автоматизированных информационных систем различных уровней и типов. Они создаются для многих сфер и отраслей народного хозяйства: планирования, учета, управлениями предприятиями, поэтому проектирование любой информационной системы предполагает и проектирование баз данных.
Кроме того, необходимо управлять и самими информационными ресурсами. Наилучшей технической базой для создания систем автоматизированной обработки информации являются компьютерные системы с их огромной скоростью обработки информации, а наилучшей программной основой являются СУБД различных архитектур и назначений, позволяющие эффективно работать с большим количеством данных.
Целью работы является разработка базы данных для склада. В рамках выполняемой работы рассмотрены следующие задачи:
- анализ предметной области;
- выбор средств разработки ИС;
- проектирование логической и физической структуры БД;
- проектирование интерфейса БД;
- расчет экономической эффективности.
1. Описание предметной области. Постановка задачи
Общероссийская Сеть КонсультантПлюс - крупнейшая сервисная сеть, работающая на российском рынке информационно-правовых услуг. Миссия Сети – широкое распространение правовой информации среди населения страны.
Компания является разработчиком одной из крупнейших российских справочных правовых систем (СПС) - системы «КонсультантПлюс». Справочная правовая система КонсультантПлюс стала привычным и надежным помощником в работе самых разных категорий специалистов.
Склад ЗАО «Консультант Плюс» является важным компонентом для организации бесперебойной деятельности предприятия. На складе хранятся товары товарных групп, перечисленных в таблице 1 приложения. В основном это полиграфическая продукция (информационные, рекламные материалы), компакт-диски и сувенирная продукция. В ЗАО «Консультант Плюс» маркетинговая составляющая является стратегически важным моментом, следовательно, четкая организация работы склада очень важна для функционирования предприятия.
Особенностями склада ЗАО «Консультант Плюс» являются:
- специфика полиграфической продукции: в одной паллете могут быть десятки тысяч экземпляров, а отгружаться продукция может как упаковками, так и поштучно (поэтому учет осуществляется в двух единицах измерения);
- в случае нарушения упаковки часть товара может прийти в негодность (подмокнуть, помяться и т.п.)
- необходимость управления остатками товара, т.к. часть товара может относительно быстро устаревать, после чего этот товар уже может никогда быть не востребован;
- номенклатура продукции относительно часто меняется (например, товар, приуроченный к какой-либо акции КЦ, заказывается единожды; к следующей акции будет заказываться другой товар);
- склад осуществляет отгрузку партий товара только в КЦ, а отправку товара непосредственно в РИЦ осуществляет отдел сбыта КЦ;
- на склад поступает продукция от десятков поставщиков, причем перечень поставщиков не является стабильным.
Модель функционирования склада (рисунок 1) показывает, что на склад поступают товарно-материальные ценности (ТМЦ) от поставщиков, и результатом деятельности склада является отгрузка ТМЦ клиентам компании.[3]
Основные участники логистических процессов – сотрудники склада. Все бизнес-процессы на складе выполняются в соответствии с регламентом работы склада.
Декомпозиция модели (рисунок 2) характеризует основные бизнес-процессы склада:
- приемку товара;
- учет товаров на складе;
- хранение товара;
- комплектацию и отгрузку;
- управление складскими остатками.
Рисунок 1. Контекстная диаграмма модели деятельности «как есть»
Рисунок 2. Декомпозиция контекстной диаграммы
На рисунке 2 видно, что приемку товара на складе курирует отдел снабжения, т.к. этот отдел размещал заказ поставщику на изготовление и поставку товара. Комплектация и отгрузка товара со склада осуществляется под руководством отдела сбыта, т.к. этот отдел собирает заявки от РИЦ и отделов КЦ, и распределяет между ними товары. Также отдел сбыта участвует в бизнес-процессе «Управление остатками». Бухгалтерию интересует приемка и отгрузка товара со склада с позиции ведения бухгалтерского учета.
В работе кладовщиков очень много рутинной работы по оформлению складских документов.
Складской учет в ЗАО «Консультант Плюс» характеризуется большим объемом оперативной информации: в среднем 5 раз в день поступает товар от поставщиков, 10 раз в день отгружается. Это отражено ниже в таблице 1.
Оценка трудозатрат на обработку информации
№ п/п |
Наименование операции |
Периодич-ность |
Количество строк в документе |
Количество операций в год |
Объем работы в год (строк) |
Норма выработки (опер/в час.) |
Трудо-затраты в год (час) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Приходная накладная |
5 раз в день |
5 |
1250 |
6250 |
4 |
312,5 |
|
Журнал ожидаемых поставок |
5 раз в день |
1 |
1250 |
1250 |
10 |
125 |
|
Журнал приемки грузов |
5 раз в день |
1 |
1250 |
1250 |
25 |
50 |
|
Комплектация партии товара |
10 раз в день |
20 |
2500 |
2500 |
1 |
2500 |
|
Журнал заявок |
10 раз в день |
1 |
2500 |
2500 |
10 |
125 |
|
Накладная на перемещение |
10 раз в день |
20 |
2500 |
50000 |
4 |
625 |
|
Карточка учета материалов |
200 раз в день |
1 |
5000 |
5000 |
20 |
250 |
|
Отчет об остатках |
1 раз в неделю |
1500 |
52 |
78000 |
0,25 |
208 |
|
Корректировка учетных данных по результатам инвентаризации |
1-2 раза в месяц |
10 |
24 |
240 |
1 |
240 |
|
Отчет о приемке по качеству |
5 раз в день |
5 |
1250 |
6250 |
1 |
1250 |
|
ИТОГО |
5685,5 |
При учете используется значительное количество документов, подготавливаемых вручную (рисунок 3).
Рисунок 3. Схема документооборота складских документов
Недостатками существующей системы являются:
- многократное дублирование одной и той же информации в различных документах;
- низкая оперативность при комплектации партии отгрузки, т.к. подбор подходящих партий товара для отгрузки осуществляется вручную;
- неизбежные ошибки при комплектации заказов и «потеря» товара на складе, в результате чего этот товар теряет актуальность;
- большие затраты времени на составление отчетов;
- высокая трудоемкость обработки информации;
- неполное и неэффективное использование технических средств, имеющихся в наличии.
Чтобы устранить перечисленные недостатки, необходимо автоматизировать складской учет, что позволит надежно хранить, обрабатывать информацию и при этом резко снизить трудоемкость и повысить достоверность и оперативность получения результатной информации.
Автоматизация склада является одной из важных задач на предприятии. Автоматизация склада обеспечивает:
- повышение качества данных;
- повышение прозрачности склада;
- сокращение операционных затрат.
2. Выбор средств / методологии проектирования. Выбор СУБД
- Имеется большое разнообразие реляционных клиент-серверных СУБД.
- Рассмотрим такие продукты, как MS SQL Server и MySQL.
- MS SQL Server – очень распространенная, достаточно надежная, быстрая клиент-серверная СУБД. Часто используется для промышленных систем автоматизации. Версия MS SQL Server Express распространяется бесплатно, но имеет некоторые технические ограничения (максимальный размер базы не должен превышать 4 Гб, поддерживается только 1 процессор, адресуемая память составляет 1 Гб, и т.п.). Такие ограничения делают её непригодной для развертывания больших баз данных, но она вполне годится для ведения программных комплексов в масштабах небольшой компании.
- MySQL – свободно распространяемая клиент-серверная СУБД, высокопроизводительная, обеспечивающая высокий уровень защиты данных. Доступ к серверу MySQL можно осуществить в интерактивном режиме с помощью различных интерфейсов, позволяющих вводить запросы и просматривать полученные результаты. Имеются программные интерфейсы для таких языков, как С, Perl, Java, PHP и Python.
- Т.к. одним из основных требований к ИС склада является ее взаимодействие с ИС отделов снабжения, сбыта и бухгалтерии, необходимо обеспечить гарантированную совместимость этих систем. Т.к. ИС отдела снабжения, отдела сбыта и система Парус для бухгалтерского учета используют в качестве СУБД MS SQL Server, необходимо при разработке ИС склада тоже использовать эту СУБД.
В настоящее время лидерами на рынке сред разработки являются Microsoft Visual Studio, Delphi, C++ Builder, JBuilder. Любая из перечисленных сред позволит разработать современное клиент-серверное приложение с современным пользовательским интерфейсом. Однако, в компании имеются наработки на Delphi, которые можно использовать при разработке ИС склада. Выбор среды разработки Delphi позволит гораздо быстрее по сравнению с остальными из перечисленных сред разработки получить готовую систему, с интерфейсом, аналогичным ИС отделов снабжения и сбыта.
Delphi - среда для разработчиков программного обеспечения и приложений баз данных, заинтересованных в быстром создании высокоэффективных и простых в обслуживании приложений. Разработчики могут использовать мощную интегрированную среду разработки Delphi с рабочим полем визуального проектирования, обширной коллекцией визуальных компонентов и мощной инфраструктурой гетерогенных баз данных для визуальной разработки и поставки приложений в максимально сжатые сроки.
Мощный язык Delphi и компилятор обеспечивают высокую производительность и доступ ко всем возможностям, повышающим эффективность и скорость разработки на платформе Windows. Delphi предоставляет также обширный набор инструментов редактирования, рефакторинга и отладки в рамках комплексного решения, ориентированного на ускорение и упрощение разработки.
3. Проектирование логической структуры базы данных
ER модель (рисунок 4) отображает состав и взаимосвязи таблиц, отражающих содержание информационной модели в терминах конкретной СУБД.
Таблица 2
Перечень сущностей и их соответствие информационной модели
№ |
Название сущности в информационной модели |
Идентификатор таблицы |
---|---|---|
Справочник «Единицы измерения» |
MeasureUnits |
|
Справочник «Группы товара» |
Groups |
|
Справочник «Номенклатура» |
Assortment |
|
Справочник «Категории» |
Categories |
|
Справочник «Дефекты» |
Defects |
|
Справочник «Группы дефектов» |
DefectGroups |
|
Справочник «Перечни дефектов» |
DefectSets |
|
Справочник «Поставщики» |
Supplier |
|
Справочник «Клиенты» |
Client |
|
Справочник «Должности» |
Positions |
|
Справочник «Отделы» |
Division |
|
Справочник «Сотрудники» |
Employee |
|
Файл «Планируемые поставки» |
ExpectedArrivals |
|
Файл «Ожидаемые артикулы» |
ExpectedArtikuls |
|
Таблица «Приход» |
Arrivals |
|
Таблица «Поступившие артикулы» |
ArrivalArtikuls |
|
Таблица «Повреждения» |
Damages |
|
Таблица «Качество» |
QualityTests |
|
Таблица «Обнаруженные дефекты» |
QualityDefects |
|
Таблица «Остатки» |
Rests |
|
Файл «Заказы» |
Demands |
|
Файл «Заказанные артикулы» |
DemandArtikuls |
|
Таблица «Расход» |
Expense |
|
Таблица «Отгружаемые артикулы» |
ExpenseArtikuls |
|
Таблица «Резерв» |
Reserved |
|
Таблица «Инвентаризация» |
Inventory |
|
Таблица «Состав комиссии» |
Commission |
|
Таблица «Результат инвентаризации» |
Result |