Файл: Формирование портфеля проектов (ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.2 ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ПРОЕКТА
2.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПОРТФЕЛЯ ПРОЕКТА С УЧЕТОМ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность В рамках современного российского законодательства (как и законодательств большинства других государств) дочерняя компания существует в сложных условиях участия материнского предприятия в ее капитале. То есть, она находится в зависимом состоянии от головного офиса.
Понятие инновации на сегодняшний день в России не всегда трактуется правильно в связи с отставанием российской экономики от мирового инновационного процесса.
Инновация представляет собой не просто новинку, но и является своего рода сочетанием возможности воплощения новой ценности на стыке технологий и бизнеса.
Таким образом, с научной точки зрения, инновация – это новая идея, которая в дальнейшем коммерциализируется.
Результатами инновационного производства являются:
• увеличение чистой прибыли;
• увеличение возврата на инвестиции (ROI);
• снижение себестоимости в портфеле продуктов или услуг;
• обеспечение притока инвестиций;
• улучшение имиджа предприятия- производителя новых продуктов и услуг;
• открытие или захват новых внутренних или внешних рынков сбыта.
Инновационные идеи, подкрепленные инвестициями, на стадии проектов выстраиваются в инновационную программу – последовательность шагов, инновационных процессов и мероприятий, согласованных по временным, ресурсным параметрам и исполнителям.
И затем инновационные программы, в свою очередь подкрепленные инвестициями, образуют инновационно-инвестиционный портфель проектов.
Понятие «инвестиционный портфель» по большому счету представляет собой некий набор, совокупность, общность нескольких разнородных или однородных элементов, формируемых как единое целое.
Цель – рассмотреть формирование портфеля проектов.
Задачи:
- рассмотреть понятие формирование портфеля проектов.
- рассмотреть особенности формирование портфеля проектов.
Объектом исследования является формирование портфеля проектов.
Предметом исследования является процесс формирование портфеля проектов.
Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов Лопатина Т.М., Рассолов И.М. , Чекунов И.Г. и др.
Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.
Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.
В первой главе будут рассмотрены общие понятия формирование портфеля проектов.
Во второй главе показаны особенности формирование портфеля проектов.
В заключении проведены итоги.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1.1 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПОРТФЕЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
Действия по формированию инновационной стратегии должны ориентироваться на хорошо сформулированные стратегические цели промышленного предприятия. Менеджмент должен сформировать материальное, техническое и организационное представление реализации этих целей и позднее остановиться на выборе вариантов (альтернатив) достижения этих целей в форме инновационных проектов. [1]
Последний этап и является процедурой формирования портфеля инновационных проектов. Процедуры и принципы отбора инновационных проектов отличаются от способов отбора обычных инвестиционных проектов, поскольку инновационные проекты являются значительно более сложными, требуют высокой квалификации персонала, более глубокой проработки и тщательной оценки рисков.[2]
С другой стороны, они основаны на защищенных патентами технологиях, технических решениях, программных продуктах, дизайне и брендах, что позволяет рассчитывать на больший экономический выигрыш, обусловленный не только снижением конкуренции, а порой полным её отсутствием, что снижает неопределенность рыночных условий.
Динамичная рыночная конъюнктура, жесткая конкуренция приводит к тому, что процесс управления инновационными проектами, начиная с их выбора, окружен неопределенностями, обусловленными воздействием внешних и внутренних факторов, что требует большей управленческой гибкости в принятии решений по сравнению с любыми другими видами деятельности.
Каждый из проектов требует, прежде всего, выделения финансовых средств (бюджета проекта), ресурсов, формирования временного коллектива исполнителей, выделения площадей, обеспечения юридической поддержки и т.д.
Процедура отбора инновационных проектов для инновационного портфеля предприятия включает:
- четко сформулированные критерии успешности проекта в целом и его отдельных этапов;
- расчет финансовых затрат;
- оценку затрат времени;
- необходимые ресурсы для его реализации.
На основе этих данных можно принимать решения относительно прогнозирования возможности выполнения проекта на данном предприятии; давать формальную и экспертную оценки проекта, а также проводить сравнение его с другими проектами. [3]
Проекты можно структурировать по разным признакам и категориям. Например, проекты могут быть крупными и мелкими. При реализации рудного проекта возможна значительная экономическая эффективность, продукты имеют значительные рыночные возможности, ожидаемая прибыль может оказаться значительной.
Негативными сторонами процедур реализации крупных проектов является высокий риск, большие финансовые затраты, которые могут создать напряжения для бюджета предприятия, значительные трудности выполнения проекта.
У мелких проектов экономическая эффективность невелика, предприятие может рассчитывать при их реализации на небольшое увеличение прибыли, продукты этих технологий, как правило, имеют ограниченные рыночные возможности.
С другой стороны средства, извлекаемые из бюджета предприятия, небольшие и не приводят к серьезным нарушениям налаженного производственного цикла и появлению рисков невыполнения или неудач мелких проектов.
Небольшие предприятия вынуждены реализовывать в основном мелкие проекты, но крупные предприятия способны формировать портфель из мелких и крупных проектов в пределах выделенного инновационного бюджета и иных ресурсов и возможностей.
Ограничениями также являются кадровые возможности привлечения специалистов и способность менеджмента предприятия обеспечивать текущее управление предприятием и реализовывать проекты.
Обычно на предприятии формируют временный коллектив специалистов и менеджеров для реализации отдельного проекта. Кроме того, в последнее время распространяется практика аренды персонала для реализации проекта. [4]
Также предприятие-продавец технологии в рамках лицензионного соглашения обычно командирует специалистов для обучения персонала предприятия-приобретателя технологии и для организации пусконаладочных работ.
Тем не менее, возможности менеджмента предприятии, даже усиленные привлеченными специалистами и управленцами, все равно остаются ограниченными, что заставляет тщательно продумывать выбор портфеля инноваций с учетом кадрового ресурса.
Другими словами, менеджмент предприятия может обеспечить качественное управление лишь ограниченному числу проектов. Именно поэтому основные усилия менеджмента в каждый момент времени необходимо сосредотачивать лишь на одном проекте. [5]
Кроме того, последовательность выполнения проектов должна быть запланирована по нарастанию их сложности, затрат финансовых средств, ресурсов и времени, причем если реализация одного из проектов усиливает возможности выполнения другого, то выполнение последнего рационально отложить до окончания первого.[6]
При этом момент окончания каждого из проектов желательно связать с ожидаемым пиком рыночного спроса на его продукты. Особенно это важно учитывать в случае внедрения технологий, продукты которых имеют короткий жизненный цикл. Если нельзя быстро реализовать подобный проект, имеет смысл от него отказаться.
Сложность организации финансового, материального, информационного и кадрового обеспечения проектов связана с требованием, чтобы задержки реализации одного проекта не мешали выполнению работ по другому проекту.
Для обеспечения работы над проектами на этапе их отбора полезно сформировать информационные базы данных этих проектов и организовать доступ к ним лицам, имеющим отношение к выбору проектов и их оценке.
В базу данных каждого проекта должны быть внесены помимо показателей и характеристик проекта ограничения на количество ресурсов, на временные рамки выполнения, приоритетность задач и отдельных этапов. Для облегчения работы с материалом должны быть представлены критерии оценок проектов, принципы и методы отбора проектов.
Полезно обеспечить гибкость ресурсных возможностей предприятия, чтобы эффективно реализовывать запланированные инновационные решения, в частности, возможность перевода средств в разные статьи рас- ходов, возможность использования иных ресурсов при необходимости. Важнейшим ресурсом, как известно, является время.
Менеджмент должен предпринять все усилия для снижения потерь времени, обеспечения выполнения всех работ и процедур в отведенные плановые сроки. Только выполнение этих требований обеспечит резкое снижение незапланированных издержек. [7]
Для формирования и реализации инновационного портфеля промышленного предприятия можно создать следующие организационные структуры:
1. Комиссия по выработке инновационной стратегии (по формированию инновационного портфеля) предприятия - обычно это временный коллектив представителей руководства отдельных подразделений и топ- менеджмента предприятия.
2. Группы (персонал) проектов - временные коллективы специалистов разных отделов и подразделений, разрабатывающие и выполняющие данные проекты.
3. Информационная группа поддержки проектов - временный коллектив, обеспечивающий информационную поддержку выполнения проектов.
4. Группа привлеченных экспертов для оценки проектов. [8]
В ряде случаев может применяться интегрированная управленческая схема реализации портфеля проектов, структура которой принимает матричный вид с разделением управленческой, профессиональной и технической ответственности.
Привлеченный во временные коллективы персонал временно подчиняют руководителям проектов. [9]
Для реализации инновационного портфеля предприятия необходимо выбрать инновационные технологии, которые по отношению к существующим могут подразделяться на следующие виды:
- открывающая инновация (такая продукция или технология не имеют сопоставимых прототипов);
- замещающая инновация (происходит полная замена существующих прототипов);
- отменяющая инновация (использование такой инновации приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций);
- возвратная инновация (происходит возврат к прежним видам, способам, методам);
- ретровведение (воспроизводятся старые формы на современной основе).[10]
Конкурентные преимущества инновационной технологии в значительной степени определяется степенью новизны инновации. Абсолютная новизна (то есть, аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют) фиксируется весьма редко. Вместе с тем явление абсолютной новизны не является уникальным и определяется относительно выбранного признака или группы признаков. [11]
В свою очередь, относительная новизна может быть частной (новыми являются отдельные элементы) или условной (новое сочетание известных элементов). Иногда используются понятия «стоимостная новизна» (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, ниже чем у заменяемой) и «целесообразная новизна» (лучшие производительные или потребительские свойства).
Рыночная новизна в значительной степени определяет успех инновационной деятельности предприятия.
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
- новые для отрасли в мире;
- новые для отрасли в стране;
- новые для промышленного предприятия или для группы промышленных предприятий. [12]