Файл: Классификация языков программирования высокого уровня (Язык программирования).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
Неполная форма
Неполная форма - это форма записи разветвляющегося алгоритма, в которой предусмотрены команды только в одной ветви.
|
|
|
|
Происходит проверка условия.
-
Если x>0, то переменной "y" присваивается значение "sin(x)" -
Иначе, т.е. если x<=0, то действия ветви "да" пропускаются.
Разветвляющийся алгоритм можно записать несколькими способами:
-
Словесный. -
В виде блок-схем (графический). -
На языке программирования.
1. Словесный способ
Словесный способ записи разветвляющихся алгоритмов представляет собой описание последовательных этапов обработки данных. А алгоритм задается в произвольном изложении на естественном языке.
Например:
-
Задать два числа. -
Если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа и остановиться, иначе продолжить выполнение алгоритма. -
Определить большее из чисел. -
Заменить большее из чисел разностью большего и меньшего из чисел. -
Повторить алгоритм с числа два.
Словесный способ не имеет широкого распространения, т.к. такие описания:
-
строго не формализуемы; -
страдают многословностью записей; -
допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.
Машина поймет инструкцию, записанную на языке программирования, а человек наиболее ясно увидит ход решения задачи, если последовательность действий представлена на схеме.
2. Графический способ
Графический способ представления разветвляющихся алгоритмов является более компактным и наглядным по сравнению со словесным.
При графическом представлении разветвляющийся алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий. Такое графическое представление называется схемой алгоритма или блок-схемой. В блок-схеме каждому типу действий (вводу исходных данных, вычислению значений выражений, проверке условий, управлению повторением действий, окончанию обработки и т.п.) соответствует геометрическая фигура представленная в виде блочного символа. Блочные символы соединяются линиями переходов, определяющими очередность выполнения действий. Блок-схемы и структурограммы Насси Шнейдермана-наиболее распространенные способы графического изображения алгоритмов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Блок "решение" используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке "решение" должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.
Линейный алгоритм
Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются строго последовательно.
Например, алгоритм решения математической задачи: найдите гипотенузу, если известны катеты.
|
|
|
Циклический алгоритм
Циклический алгоритм - это такой алгоритм, действия которого повторяются. Существует два типа циклических алгоритмов:
|
|
|
|
|
|
1. Циклический алгоритм типа "Для"
Циклический алгоритм типа "Для" - это такой циклический алгоритм, в котором число повторений известно.
Для организации циклов с известным числом повторений (типа "Для") используют оператор FOR - NEXT.
|
|
Любые арифметические выражения, не содержащие управляющей переменной (счетчика цикла), называют параметрами цикла.
Например, запись:
FOR A = 0 TO 12 STEP 2
означает, что управляющая переменная A (счетчик цикла) примет сначала значение 0 и при каждом повторении цикла будет увеличиваться на 2. Последним значением K будет 12. Если шаг равен 1, то часть STEP 1 в операторе можно опустить. Оператор FOR используется только в паре с оператором NEXT, который имеет вид: NEXT A, где A - имя управляющей переменной (счетчика) цикла.
Операторы, которые требуется повторить многократно, записываются между FOR и NEXT и называются телом цикла.
Чтобы организовать цикл с помощью оператора FOR, нужно:
-
выделить тело цикла; -
выбрать управляющую переменную; -
определить границы ее изменения и шаг (параметры цикла); -
предусмотреть начальные присваивания (если это требуется).
Рассмотрим применение оператора FOR - NEXT на следующем примере, где L (начальное значение счетчика цикла) = 1, R (конечное значение счетчика цикла) = 10:
|
|
Работа оператора FOR - NEXT
Счетчику присваивается первоначальное значение
Выполняется тело цикла - операторы, которые повторяются
Оператор NEXT выполняет 3 действия:
-
Присваивает счетчику цикла новое значение -
Сравнивает полученное значение с конечным -
Если полученное значение меньше или равно конечному, то происходит возврат на начало тела цикла (на первый оператор после заголовка); если полученное значение больше конечного, то происходит выход из цикла
2. Циклический алгоритм типа "Пока"
Циклический алгоритм типа "Пока" - это такой циклический алгоритм, действия которого будут выполнятся до тех пор пока выполняется заданное условие.
Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал дневную норму на 50% от нормы предыдущего дня. Через сколько дней спортсмен пробежит суммарный путь 60 км?
|
|
Заключение
Изобретение языка программирования высшего уровня позволило нам общаться с машиной, понимать её (если конечно Вам знаком используемый язык), как понимает американец немного знакомый с русским языком древнюю азбуку Кириллицы. Проще говоря, мы в нашем развитии науки программирования пока что с ЭВМ на ВЫ.
Поверьте мне это не сарказм вы только посмотрите как развилась наука программирования с того времени, как появились языки программирования, а ведь язык программирования высшего уровня, судя по всему ещё младенец. Но если мы обратим внимание на темпы роста и развития новейших технологий в области программирования, то можно предположить, что в ближайшем будущем, человеческие познания в этой сфере, помогут произвести на свет языки, умеющие принимать, обрабатывать и передавать информации в виде мысли, слова, звука или жеста. Так и хочется назвать это детище компьютеризированного будущего: «языки программирования"высочайшего" уровня». Возможно, концепция решения этого вопроса проста, а ближайшее будущее этого проекта уже не за горами, и в этот момент, где-нибудь в Запорожье, Амстердаме, Токио или Иерусалиме, перед стареньким 133MHz горбится молодой, никем не признанный специалист и разрабатывает новейшую систему искусственного интеллекта, которая наконец-то позволит человеку, с помощью своих машинных языков, вести диалог с машиной на ТЫ.
Размышляя над этим, хочется верить в прогресс науки и техники, в высоко - компьютеризированное будущее человечества, как единственного существа на планете, пусть и не использующего один, определенный разговорный язык, но способного так быстро прогрессировать и развивать свой интеллект, что и перехода от многоязыковой системы к всеобщему пониманию долго ждать не придется.
Завершить свой труд хорошо бы на такой оптимистичной ноте, но нет, напоследок хочется процитировать человека, фрагменты работы которого, в виде информации о языке Си, вам уже попадались на страницах этого текста:
^ Единственный способ изучать новый язык программирования – писать на нём программы.
Список литературы
-
Роберт У. Себеста. Основные концепции языков программирования Concepts of Programming Languages / Пер. с англ. — 5-е изд. — М.: 2001. -
Вольфенгаген В. Э. Конструкции языков программирования. Приёмы описания. — М.: Центр ЮрИнфоР, 2001. -
Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. Алгоритмы без программистов — это очень просто!. — М.: Дело, 2001. -
Давидов М. И., Антонов В. Г. LEX - генератор программ лексического анализа / М. – 1985; -
Justin J. Crom / "BASIC Face-off", PC Tech Journal, September 1987.