Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (1. Теоретические основы процессного подхода).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы процессного подхода
1.1 Концепция процессного подхода
1.2 Обзор средств реализации процессного подхода
2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ПРИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАДАЧ
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Существующие бизнес-процессы при учете продаж
В качестве программного обеспечения, поддерживающего стандарт IDEF0, можно использовать Design IDEF (Meta Software) или BP-Win (CA).
Ценность полученного в результате моделирования описания процесса оценивают эксперты. Причем, толкование модели должно быть однозначным без личного присутствия авторов модели и без дополнительных пояснений. «Окончательная модель соответствует представлениям автора и экспертов о системе, смоделированной с данной точки зрения и для данной цели» [1]
Таким образом, на базе описания процесса строится модель процесса «AS IS» и проводится анализ модели с целью пооперационной оценки ее эффективности.
2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА ПРИ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕТА ЗАДАЧ
2.1 Характеристика предприятия
«B-Shop» – это специализированный книжный магазин, основанный в 2005 году. Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Магазин находится в Москве, есть филиалы в Подмосковье.
Магазин предлагает широкий ассортимент книг любой тематики. В общей сложности в каталоге присутствует от 50 до 70 тыс. изданий и сопутствующих товаров. В магазине регулярно проводятся различные мероприятия и акции, благодаря которым посетители могут познакомиться с известными авторами, приобрести книжные новинки.
Технология проведения бизнес-процесса продажи состоит из стадий:
- Заключение договоров с поставщиками и закуп товара;
- Информирование покупателей, показ товара;
- Оформление заказа.
Из перечисленных выше процессов особое внимание при автоматизации будет уделено информированию посетителей, оформление товара, гарантии, чека, доставки, получение оплаты с учетом скидок и налогов.
Входные информационные потоки – потоки объектов, инициирующие запуск проекта. Это заказы клиентов, план продаж.
Выходные информационные потоки – основные результаты, которые явились целью бизнес-проекта, а также побочные продукты, которые могут быть востребованы вторичными клиентами. В данном случае первичным выходным потоком является продажа товаров, так как это основная цель проекта. Вторичными потоками могут быть предварительные заявки клиентов, созданная программа для автоматизации процесса.
Проектируемая задача – разработка интернет-магазина для автоматизации продаж – имеет первостепенную важность.
В решении данной задачи задействован, главным образом, администратор проекта, веб-разработчик.
Интернет-магазин – это Web-сайт, на котором содержится электронная витрина, представляющая каталог товаров (с возможностью поиска) и элементы интерфейса для ввода регистрационной информации, формирования заказа, проведения платежей через Internet, оформления доставки, получения информации о компании-продавце и оперативной помощи.[5]
Результатные показатели работы – привлечение новых клиентов, повышение уровня продаж, и, следовательно, увеличение прибыли.
Исполнителем на всех этапах является администратор сайта.
Первичные показатели для работы магазина содержатся в таких входных файлах, как:
- Сведения о поставщиках;
- Сведения о клиентах;
- Справочник «Счета»;
- Справочник «Товары»;
- Сведения о сотрудниках.
В результате получим те же файлы, только дополненные новыми поставщиками, клиентами, товарами.
Несмотря на то, что Интернет, как и любой другой канал продаж, работает по традиционным экономическим законам, электронная коммерция обладает некоторыми особенностями, которые привносят новые возможности в современный бизнес:
- высокая эффективность - круглосуточные каналы реализации, интерактивное общение с покупателем, возможность мгновенно реагировать на спрос, высокая скорость протекания бизнес-процессов;
- экономия затрат при совершении сделки и ее последующем обслуживании. Основные расходы включают стоимость программного обеспечения (аналог стоимости торгового оборудования и расходов на персонал), стоимость продвижения в Интернете (аналог рекламных мероприятий) и аренду дискового пространства (аналог аренды торговых площадей);
- широкие возможности для эксперимента. Благодаря низким финансовым рискам можно проводить нетрадиционные маркетинговые мероприятия;
- быстрый выход на рынок - открытие магазина в сжатые сроки, отсутствие согласований и традиционных затрат на различные инстанции (пожарная инспекция, СЭС, коммунальные службы и др.);
- качество аудитории. Покупатели, пользующиеся Интернетом, более подготовлены и платежеспособны;
- персонализация взаимодействия с покупателем благодаря широким техническим возможностям индивидуальных настроек, интерактивности и мгновенной обратной связи;
- глобализация - расширение потенциальной аудитории, зоны охвата бизнеса независимо от границ и налогов государства;
- расширение ассортимента товаров или спектра услуг вне зависимости от наличия оборотных средств и складских запасов;
- полная информация о каждом товаре или услуге, подробно описывающая его технические, маркетинговые и логистические характеристики.
Таким образом, Интернет имеет ряд преимуществ перед традиционными каналами продаж, которые сегодня не используются в полной мере. Использование качественно нового уровня описания товаров, так называемого виртуального аналога товара, способствует более полному раскрытию потенциала Интернет-канала продаж и повышению его эффективности.
Рисунок 1 – Организационная схема книжного магазина
Взаимодействие магазина с внешней средой осуществляется следующим образом:
- покупатели осуществляют приобретение книг в торговом зале;
- в торговый зал книги поступают от различных поставщиков.
Отобразим взаимодействие с внешней средой на схеме:
Рисунок 2 – Схема взаимодействия с внешней средой
Взаимодействие отделов внутри магазина осуществляется следующим образом:
- после продажи книги в торговом зале, продавец сообщает об этом складским работникам, которые в свою очередь доставляют в торговый зал экземпляр проданной книги;
- складские работники сообщают об отсутствующих или заканчивающихся книгах менеджеру по заказам, который в свою очередь составляет заказ поставщикам книг;
- директор магазина обеспечивает контролирующие и координирующие функции, может выполнять функции менеджера по заказам.
Отобразим взаимодействие отделов внутри магазина на схеме:
Рисунок 3 – Схема взаимодействия отделов магазина
Рассмотрим работу каждого отдела магазина в отдельности.
Директор магазина.
Осуществляет контролирующие и координирующие функции, так же может выполнять функции менеджера по заказам, поэтому директор магазина должен иметь постоянную связь с отделом снабжения, для получения данных о книгах и заказах. Так же должен иметь постоянную связь с торговым залом магазина, для получения данных о продажах.
Торговый зал.
В торговом зале работают консультанты и продавцы. К функциям консультантов относятся:
- консультация покупателей;
- обеспечение сохранности книг.
К функциям продавцов относятся:
- оформление покупки;
- уведомление работников склада о проданных книгах.
Отдел снабжения.
В отделе снабжения работает менеджер по заказам, к его функциям относятся:
- получение информации о книгах от складских работников;
- составление заказов поставщикам на книги.
Склад.
Функции складских работников следующие:
- получение информации о проданной книге из торгового зала;
- доставка проданного экземпляра книги в торговый зал;
- передача информации об отсутствующих или заканчивающихся книгах в отдел снабжения.
Информационная схема магазина выглядит следующим образом:
Рисунок 4 – Информационная схема магазина
Стрелками синего цвета представлены информационные потоки внутри магазина, черного цвета – информационные потоки с внешней средой, красного цвета – контролирующие и координирующие потоки.
2.2 Существующие бизнес-процессы при учете продаж
Проанализировав деятельность магазина, можно выделить три основных бизнес-процесса:
- заказ книг у поставщиков;
- доставка книг в торговый зал;
- продажа книг покупателям.
И два вспомогательных бизнес-процесса:
- работа склада;
- работа бухгалтерии, т.к. в магазине нет бухгалтерии, то функции бухгалтера выполняет директор.
Бизнес-процесс «Заказ книг у поставщиков»
Менеджер по заказам получает от работников склада информацию о том, что какие либо книги отсутствуют или заканчиваются, составляет заказ на книги и передает счет на оплату директору, затем оплаченный заказ передаются поставщику, который в свою очередь доставляет заказанные книги на склад магазина.
Рисунок 5 - Бизнес-процесс «Заказ книг у поставщиков»
Бизнес-процесс «Доставка книг в торговый зал»
Продавец торгового зала сообщает на склад о продаже книги, работники склада в свою очередь находят на складе необходимую книгу и доставляют ее в торговый зал.
Рисунок 6 – Бизнес-процесс «Доставка книг в торговый зал»
Бизнес-процесс «Продажа книг покупателям»
Покупатель приходит в магазин, выбирает нужную книгу, при этом может консультироваться с консультантами, оформляет покупку у продавца, затем продавец сообщает о продаже работникам склада.
Рисунок 7 – Бизнес-процесс «Продажа книг покупателям»
Бизнес-процесс «Работа склада»
Работники склада принимают заказанные книги от поставщиков и раскладывают их на стеллажах в складе. Передают информацию, об отсутствующих или заканчивающихся книгах на складе, в отдел снабжения. Доставляют экземпляр проданной книги в торговый зал.
Рисунок 8 – Бизнес-процесс «Работа склада»
Бизнес-процесс «Работа бухгалтерии»
Так как в магазине отсутствует свой бухгалтер, его функции, такие как расчет прибыли, оплата счетов поставщиков, начисление заработной платы, налоговые отчисления и т.д., выполняет директор магазина.
Рисунок 9 – Бизнес-процесс «Работа бухгалтерии»
Для оценки степени удовлетворения критическим факторам успеха предприятия необходимо составить таблицу, где в строках расположить бизнес-процессы, а в столбцах – КФУ. В клетках таблицы следует проставить оценку соответствия процесса КФУ по пятибалльной системе.
Таблица 1
Оценка степени удовлетворения критическим факторам успеха предприятия
Бизнес-процессы |
Хороший сервис |
Расширение ассортимента |
Скорость обработки информации |
Средний балл |
Заказ книг у поставщиков |
3 |
4 |
3 |
3,3 |
Доставка книг в торговый зал |
4 |
3 |
3,5 |
|
Продажа книг покупателям |
4 |
4 |
3 |
3,7 |
Работа склада |
4 |
3 |
3,5 |
|
Работа бухгалтерии |
3 |
3 |
Проанализировав полученную таблицу, можно сделать вывод о том, что преобладает средняя оценка – три. В целом все процессы происходят довольно медленно, так как обработка информация производится вручную, а это приводит к временным задержкам и ошибкам. Поэтому время от заказа книг у поставщиков, до доставки их в торговый зал значительно увеличивается. Для устранения выявленных недостатков необходимо провести оптимизацию бизнес-процессов.