Файл: Понятие и значение приватизации (Глава 1. Понятие приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, практикуются сдача государственного предприятия в аренду и заключение контракта на управление им.

Переход государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. Он дает возможность приватизировать государственные предприятия в относительно короткие сроки и с существенной прибылью.

В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, поскольку может привлечь только действительно богатых людей. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственностью так, как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать).

Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсов. Конкурсные торги означают продажу государственной собственности тем или иным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством.

Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, ведущая к предотвращению предприятия в акционерное общество открытого типа. Продажа, о которой идет речь, ведется по фиксированной или конкурсной цене. При фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества, при конкурсной – последнее получает более точную оценку.

Покупка акций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премии «самым быстрым» покупателям; отсрочка платежей или разрешение оплаты по частям с полной выплатой дивидендов; установление более низкой цены.

Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Ее главное преимущество состоит в открытости и доступности этой формы для всех желающих.

Приватизация не всегда сопровождалась продажей государственного имущества. Нередко государственная собственность «разбавлялась» частными капиталом, образуя смешанные предприятия. Практиковалась также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный срок и за определенную плату.

Арендатор получает возможность самостоятельно организовывать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством, несет финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда использовалась для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы.


В этих случаях могла применяться и такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание такого контракта предоставляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления им. Контрактная система, в отличие от аренды, освобождает управляющих от ответственности за финансовое состояния предприятия.

Соглашения об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами, применяемые для улучшения экономических показателей государственных предприятий, или переходной ступенью к полной приватизации.

Заключение

Приватизация объективно стала одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, система институциональных инвесторов, банки, страховые компании), произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество при относительном минимуме социальных конфликтов.

Если «стратегическое ядро» российской экономики остается в собственности и под контролем государства, приватизация может быть поддержкой стратегического планирования. Привлечение дополнительных бюджетных средств не должно быть приоритетной целью приватизации, это, скорее, краткосрочная цель, а стратегическое планирование ориентирует нас на долгосрочные цели, совершенствование институциональной среды в целом и в конечном счете — на увеличение благосостояния граждан.

Для предотвращения негативных последствий при реализации новой программы приватизации важно понимать следующее:

− во-первых, необходимо учитывать множественность объектов госсектора и дифференцировать подход к различным видам государственной собственности;

− во-вторых, приватизационные процессы не должны затрагивать сферы жизнедеятельности, являющиеся стратегически важными, так как возможна подмена общественных интересов узкоспециальными — ведомственными и частными;

− в-третьих, приватизация не должна быть самоцелью, она является только инструментом в рамках общей стратегии социально-экономического развития страны.

Приватизация не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, так как экономическая эффективность гораздо больше зависит от институциональных условий.


Философско-правовая концепция развития такого юридического и экономического явления как приватизация, должна предусматривать позитивное качественное изменение экономической и социальной составляющей приватизированного имущества. Передавая публичное имущество, государству необходимо было в первую очередь закреплять положение, которое обязывало бы предпринимателя использовать его с не меньшей чем прежде социальной и экономической эффективностью.

Соответственно, приватизационные нормы должны императивно устанавливать режим предпринимательской эффективности переданного имущества. Существующие законодательные пробелы приводят к серьезным экономическим и социальным потерям. Можно говорить о том, что вмешательство политической составляющей в обход экономической целесообразности, не способствовало созданию нормальной правовой базы приватизации.

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  1. Повышение эффективности предприятий
  2. Сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  3. Увеличение поступлений в бюджет
  4. Ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  5. Борьба с монополиями на рынке
  6. Расширение рынка заемных капиталов
  7. Увеличение платежеспособности и инвестиций населения
  8. Привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  9. Сокращение профсоюзного движения
  10. Создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016)