Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Франчайзинг: сущность, содержание, мировой опыт).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Процесс ведения бизнеса зачастую представляет собой тернистый путь со многими подводными камнями. Не все начинающие предприниматели имеют опытных наставников, помощников, которые смогут подсказать в трудный момент, и поэтому в большинстве случаев получают убытки. Чтобы не допустить таких печальных исходов, возникло такое направление как франчайзинг, который представляет собой особую систему организации предпринимательской деятельности. Субъектами ее отношений выступают владелец успешного предприятия (франчайзер) и бизнесмен (франчайзи). Данный вид деятельности подразумевает процесс реализации товаров и услуг под именем известного бренда. Это может быть, например, франчайзинг недорогой одежды, техники, продуктов питания и т. д.

В современном мире более 40% мирового товарооборота осуществляется через франчайзинговые сети. Развитая торговая сеть все чаще становится решающим преимуществом в конкурентной борьбе на рынке. Фрайчайзинговая модель бизнеса доказала свою эффективность в России и продолжает интенсивно развиваться благодаря значительной степени выживаемости франшизных предприятий. По прогнозам Российской ассоциации франчайзинга, к 2025 году в России будут работать около 400 тысяч точек продаж товаров и услуг, управляемых франчайзи.

Цель исследования – изучение франчайзинга как особого вида вертикальных ограничений.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «франчайзинг».
  2. Охарактеризовать мировой опыт использования франчайзинга.
  3. Выявить преимущества франчайзинга.
  4. Рассмотреть недостатки франчайзинга.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение и др.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Теоретическая основа: для написания работы были использованы труды таких авторов, как: Варданян М. Л., Меркулов А., Смирнова Н., Ягудин С. и других.

Глава 1. Франчайзинг: сущность, содержание, мировой опыт

1.1. Сущность и содержание понятия «франчайзинг»


Франчайзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франшиза (фр. franchise - льгота, привилегия), коммерческая концессия  - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (рояли) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера[1].

Корни данного слова берут начало от французского «franchir», которое переводится как «освобождать» и тесно связано с предоставлением в 1559 году прав и свобод епископам. Отвечая на вопрос о том, что такое франчайзинг, следует отметить, что он появился еще в Средневековье, когда короли Британии предоставляли своим баронам право получать с определенных территорий налоги в обмен на разные услуги. В то же время свободные люди могли получить за отдельную плату разрешение вести торговлю на ярмарках и рынках города. Специальные места, в которых они продавали свои товары, имели собственное название – franchises[2].

В свою очередь, историки полагают, что эту схему торговых отношений изобрела в пятнадцатом веке королева Испании, которая дала Колумбу право торговать в открытых им землях (1492 год). Классическая же форма франчайзинга появилась несколько позже, в той же Америке.

Другие исследователи полагают, что История франчайзинга берет свое начало более полутора века назад, в 1851 г. Его основателем считается владелец крупной компании, выпускающей швейные машинки - Исаак Зингер. Именно он первым начал продавать независимым фирмам право на продажу, обслуживание и ремонт своей продукции по всей территории США. Таким образом, Зингер не только распространил свой товар на большую территорию без каких-либо усилий, но и обеспечил послепродажное ее обслуживание[3].

Следующей была компания General Motors. Ее дилеры продавали автомобили только этой фирмы. За счет того, что они вносили финансовый вклад в дело, дилеры были заинтересованы в поддержании репутации фирмы General Motors и обеспечивали качественный сервис при продажах ее продукции.

После успешного старта франчайзинг быстро получил распространение в других крупных компаниях. Производители популярных напитков «Coca-Cola» и «Pepsi» подошли к этому так: они выпускали сироп на основном заводе, далее распространяли его на заводы франчайзи, где напиток приобретал конечную форму товара и после этого поступал на прилавки магазинов[4].


С начала ХХ века крупные производители начинают создавать и продавать свой товар франчайзи для ее последующей реализации. Продавец предоставлял мелким реализаторам скидки и возможность использования торговой марки. Такой способ сбыта товара существует и в современных условиях.

В 1945 году кондитеры-бизнесмены Баскин и Роббинс стали продавать некоторые новые кафе своей быстро выросшей сети на условиях использования их торговой марки посторонним предпринимателям. Большого успеха в сфере франчайзинга достигли братья МакДональды. Их рестораны быстрого питания, открывшиеся в 50-х гг. прошлого века, до сих пользуются огромной популярностью и насчитывают более 30 тысяч заведений во всем мире. Сегодня франчайзинг является одной из самых популярных и прогрессивных форм ведения бизнеса и широко распространен как на Западе, так и в России.

В наше время, в широком смысле слова, франчайзинг означает «аренду» коммерческого обозначения или товарного знака. На сегодняшний день вместо того, чтобы изобретать что-то новое, можно попросту купить успешный бизнес и пользоваться выгодами уже проверенных и хорошо зарекомендовавших себя продуктов и услуг[5].

Согласно общепринятой классификации, франчайзинг бывает 4-х видов:

  1. Франчайзинг товара. Реализация продукции франчайзера или товаров с его логотипом. Как правило, по такой схеме работают автодилеры. Они продают машины и предоставляют сервисы по их дальнейшему обслуживанию.
  2. Производственный франчайзинг. Такую модель организации производства применяет на своих заводах The Coca-Cola Company. Головное предприятие поставляет в регионы концентрат и предоставляет право на использование уникальной технологии. Франчайзи в свою очередь пользуется этой технологией, применяя уже готовую бизнес-модель.
  3. Сервисный франчайзинг. Наиболее часто применяется в сфере услуг: гостиницы, рестораны, сервисы по прокату авто и т.д. Иначе говоря, франчайзи выполняет свою работу под брендом франчайзера с соблюдением определенных требований. Так, McDonald’s помимо бренда и запатентованных рецептов передает своим партнерам концепцию дизайна помещений, а также корпоративный стандарты обслуживания клиентов.
  4. Франчайзинг бизнес-формата. Самое главное в этом случае – единство ведения бизнеса на всех предприятиях, объединенных единым брендом. Причем сфера деятельности компании не играет никакой роли. Франчайзинг бизнес-формата может быть использован где угодно – от горной индустрии до простого владения правами[6].

Договор франчайзинга входит в число наиболее сложных в коммерческой среде. Правильно составленный документ учитывает интересы обеих сторон, наделяя их определёнными преимуществами. При его составлении должно учитываться большое количество факторов.

В заключении договора участвуют правообладатель (франчайзер) и пользователь (франчайзи). Стать предметом договора может торговая марка, технология, бренд, а также многое другое, подпадающее под понятие франчайзинга.

Права правообладателя и его обязанности:

  1. Наличие зарегистрированного товарного знака.
  2. Обеспечение передачи франчайзи документации как технической так и коммерческой, а кроме того любой другой информации, которую он может посчитать полезной.
  3. Проведение подробного инструктажа, как франчайзи, так и всего штата его работников по любым вопросам, имеющим отношение к соблюдению их прав.
  4. Регистрация в государственных органах договора коммерческой концессии.
  5. Оказание франчайзи непрерывного содействия и в техническом, и в консультативном плане. Здесь речь идёт и об обучении работников и о создании надлежащих условий для повышения уровня их квалификации.
  6. Осуществление контроля над качеством проведения работ по запуску и ведению бизнеса.

Права и обязанности пользователя:

  1. Пользоваться товарным знаком, знаком обслуживания или иным средством индивидуализации франчайзера в процессе деятельности, обозначенной в договоре.
  2. Гарантировать надлежащее качество проводимых работ, выпускаемых товаров. Оно должно быть аналогичным тому, что обеспечивается правообладателем.
  3. Неукоснительно следовать инструкциям, а также указаниям, направленным на то, чтобы обеспечить соответствие деятельности франчайзи модели бизнеса правообладателя.
  4. Обеспечивать предоставление покупателям или заказчикам всех дополнительных услуг, которые предоставляются правообладателем.
  5. Воздерживаться от разглашения секретов производства и любой другой конфиденциальной коммерческой информации, полученной от обладателя торгового знака.
  6. Неукоснительно соблюдать пункт договора, касающийся субконцессий.
  7. При необходимости, доводить до покупателей или заказчиков информацию о том, что использование товарного знака, коммерческого обозначения, знака обслуживания находится в полном соответствии с оговорёнными условиями в договоре коммерческой концессии.

После того, как будет составлен договор, он подписывается обеими сторонами.


На практике бизнес «франчайзинг» позволяет собственнику максимально расширить свое предприятие не только в пределах одной страны, но и за рубежом.

1.2. Мировой опыт использования франчайзинга

В России этот вид предпринимательства стал популярным примерно во второй половине 90-х годов. До этого времени в нашей стране мало кто знал, что такое франчайзинг и какие преимущества он имеет. Сейчас же по различным оценкам экспертов на российском рынке успешно работают свыше 200 франчайзинговых компаний. Среди них находятся такие хорошо узнаваемые торговые марки, как Xerox, Subway, Kodak, Baskin Robbins, Alphagraphics и другие.

Согласно рейтингу, опубликованному в русской версии издания Forbes, наиболее выгодный франчайзинг 2014 года продемонстрировали партнеры компании «Феликс» (изготовление и продажа мебели). Рентабельность бизнеса под данной торговой маркой нередко достигает 40%. Второе место заняла компания «Перекресток-Экспресс» (сеть торговых точек у дома), а третье - «Позитроника» (сеть магазинов, продающих электронику).

Примерами успешного франчайзинга по всему миру являются:

    • фастфуды, среди которых Hard Rock Café, Pizza Hut, McDonald’s, Subway;
    • система франчайзинга очень удобна для производства газированных напитков. Речь идет о The Coca-Cola Company и PepsiCo;
    • к 20-м годам прошлого века франчайзерами стали также автомобильные гиганты: Chrysler, Ford и General Motors. Им было удобно продавать по франшизе запчасти автодилерам. Экономия на издержках плюс ежемесячные роялти;
    • нефтяные компании. Так, Shell распределяет свою продукцию через разветвленную сеть автозаправочных станций партнеров-франчайзи[7].

Из вышеперечисленных компаний McDonald’s (Макдональдс) получил прозвище «гений франшизы». Это действительно так. В любой столице мира вне зависимости от правящих режимов и культурных особенностей можно найти как минимум один ресторан этой американской сети.

Франшизу в России купить нельзя, поэтому придется обратиться к иностранным партнерам. Скорее всего, это будет уже существующее заведение, выставленное на продажу самим McDonald’s, либо его франчайзи. Лишь небольшой процент компаний входит на рынок путем открытия нового ресторана. Однако возможно и такое. В этом случае нужно будет заплатить первоначальный взнос 40% от общей стоимости. Чуть меньше 25% придется потратить на готовую торговую точку.