Файл: Понятие и значение приватизации (Глава 1. Особенности приватизации как способа приобретения права собственности).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности приватизации как способа приобретения права собственности.
1.1. Приватизация как институт гражданско-правовых отношений.
1.2. Необходимость и этапы приватизации.
1.3 Новое приватизационное законодательство: понятие и способы.
Глава 2. Приватизация одна из форм приобретения права собственности.
2.1 Право собственности в контексте российской приватизации.
2.2 Понятие и правовые формы приватизации муниципальной собственности.
Глава 3. Особенности приватизации жилых помещений.
3.1 Основные принципы и положения приватизации жилья.
3.3 Особенности приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения.
3.4. Приватизация предприятий путем их преобразования в акционерные общества.
При этом, если классификация объектов была, в общем-то, сохранена (уточнен и/или изменен лишь список объектов, относящихся к ним), то требования к приватизационной подготовке изменились кардинально. Во-первых, теперь она должна проводиться в отношении всех госпредприятий, а не только тех, что имеют стратегическое значение, обособленные или территориально разрозненные производства, имущество, не подлежащее приватизации, и прочие особенности. Во-вторых, порядок осуществления такой подготовки теперь будет определять Кабмин. Аналогично, в порядке, установленном Кабмином, а не законом, теперь должен определяться порядок закрепления в госсобственности пакетов акций АО. Ни одного, ни другого порядка Кабмин пока (спустя месяц после вступления изменений в силу!), конечно же, не утвердил.
Из отмененных положений следует выделить отмену норм, касающихся защиты прав акционеров в послеприватизационный период (в частности, право обязательного выкупа акций ОАО), а также некоторых особых способов приватизации.
Новые особенности приватизации объектов отдельных групп
В связи с отменой Закона "О Государственной программе приватизации", а также изменениями других были также внесены определенные изменения, касающиеся приватизации отдельных групп объектов.
Группа А. Среди изменений, касающихся небольших объектов приватизации, в частности индивидуально определенного имущества, стоит отметить отмену нормы, побуждавшей орган приватизации обращаться к арендатору с предложением о выкупе объекта аренды перед выставлением его на продажу. Также была отменена возможность приватизации путем выкупа объектов малой приватизации, включенных в перечень объектов, подлежащих приватизации путем выкупа.
Зато было введено право покупателя, чья заявка на участие в аукционе была единственной, купить объект по предложенной им цене, но не ниже стартовой цены.
Кроме того, существенно изменены условия проведения конкурса на приобретение объектов малой приватизации: теперь такой конкурс не обязательно должен проходить в два этапа. Условия его проведения должны определяться конкурсной комиссией и утверждаться органом приватизации по согласованию с ФГИУ. Также был существенно сокращен перечень обязательных обязательств победителя конкурса (в частности, отменена необходимость создания условий для содержания объектов социально-культурного назначения, сохранения профиля деятельности, номенклатуры и объемов производства, сохранения и увеличения рабочих мест).
Группа В. Перечень особенностей отчуждения объектов этой группы значительно расширился. Закон «О Государственной программе приватизации» требовал лишь, чтобы предприятия, не проданные в период с 1995 по 1999 годы, были в 2000 году проданы путем предложения их акций к продаже на организованном рынке ценных бумаг. А если они не будут проданы, предложить акционерам, уже купившим акции за половину их номинальной стоимости, дабы в конечном итоге достичь продажи 100 % акций ОАО, созданных на базе объектов группы В.
Теперь же предусмотрено, что государственные пакеты акций предприятий, государственная доля в уставном капитале которых не превышает 25 %, предлагаются для продажи на фондовой бирже, а контрольные пакеты акций продаются на конкурсе. При этом предусмотрен особенный механизм определения рыночной стоимости контрольного пакета акций (путем продажи акций размером 5 - 10 % уставного капитала свыше контрольного пакета акций), последствия срыва конкурса (продажа акций на аукционе или бирже) и последствия отсутствия спроса на акции на бирже (сначала предлагаются для продажи на аукционах с объявлением цены, а затем - без объявления цены).
Группа Г. Как и прежде, единственным способом приватизации предприятий этой группы будет продажа контрольного пакета акций. Но теперь таковым будет считаться не пакет размером 50 % + 1 акция, а пакет, обеспечивающий кворум общего собрания (60 % голосующих акций). И только при отсутствии такого контрольного пакета акций - путем продажи акций, превышающих 50 % уставного капитала.
Такая продажа будет проводиться только путем конкурса (открытые торги исключаются) с определением рыночной цены указанным выше способом (путем продажи акций размером 5 - 10 % уставного капитала). В случае если заявится лишь один покупатель, он будет иметь право на приобретение пакета акций по цене, не ниже той, что была им заявлена. Если конкурс не состоится, орган приватизации может назначить повторный конкурс. Остальные акции, а также пакеты акций этих предприятий размером меньше 25 % продаются сначала на фондовых биржах, а затем - на аукционах без объявления цены.
Никаких дополнительных условий в виде квалификационных требований или пребывания в статусе промышленного инвестора, обязательств государства по способствованию в реструктуризации долгов и прочих требований на законодательном уровне больше не определено. Порядок же проведения конкурса будет полностью определяться совместным приказом ФГИУ, ГКЦБФР и АМКУ "Об утверждении Положения о продаже целостных имущественных комплексов государственных предприятий, которые по классификации объектов приватизации отнесены к группам В, Г". Зато сохранено требование о применении принципов индивидуальной приватизации объектов группы Г.
Группа Д. Среди новшеств, касающихся приватизации объектов незавершенного строительства, стоит отметить:
- отмену запрета на продажу объекта незавершенного строительства и земельного участка, на котором он расположен, до окончания строительства в качестве обязательного условия приватизации;
- замену повторной продажи объекта незавершенного строительства на продажу на аукционе путем снижения цены, а продажи методом снижения цены лота - продажей на аукционе без объявления цены;
- определение перечня документов, которые органы приватизации должны подать для нотариального удостоверения договора купли-продажи объекта незавершенного строительства.
Группа Е. Продажа пакетов акций или долей государства в хозяйственных обществах, как и прежде, будет осуществляться с учетом преимущественного права других участников хозобщества. Но теперь, во-первых, они смогут купить эти акции (долю) по цене, предложенной органом приватизации (а не определенной экспертным путем). Во-вторых, действие такого преимущественного права ограничено двумя месяцами. И, в-третьих, если поступит согласие на приобретение от нескольких участников, то доля государства будет делиться между ними согласно учредительным документам пропорционально доли каждого из них или в согласованном между ними размере.
Группа Ж. В отношении объектов социально-культурного назначения наиболее существенными стоит признать следующие изменения:
- введение требования о продаже объектов социально-культурного назначения целостным имущественным комплексом с сохранением профиля их деятельности (раньше была предусмотрена возможность перепрофилирования без изменения назначения);
- введение запрета на приватизацию отдельных объектов недвижимости санитарно-курортных заведений и заведений туризма;
- отмена права предприятий, которые за свой счет содержат объекты социально-культурного назначения в сельской местности, бесплатно получить их в собственность;
- изменение процедуры включения объектов группы Ж в перечень объектов, подлежащих приватизации.
ВЫВОД:
В целом изменения приватизационного законодательства, связанные с принятием Государственной программы приватизации на 2012 - 2014 года, несомненно, осовременили всю процедуру приватизации, по многим моментам сделали ее более пригодной к использованию. Но увеличение числа объектов, которые потенциально могут быть приватизированы за счет объектов общегосударственного значения, а также сосредоточение возможностей по определению процедур приватизации на подзаконном (пусть и правительственном) уровне увеличивают коррупционные риски и могут обернуться угрозой национальной безопасности.
Глава 2. Приватизация одна из форм приобретения права собственности.
2.1 Право собственности в контексте российской приватизации.
В экономическом смысле под приватизацией понимается преобразование отношений собственности путем передачи или продаж на различных условий государственной и муниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам.
В Гражданском кодексе приватизация государственного и муниципального имущества понимается как передача имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, его собственником в собственность граждан и юридических лиц, в порядке предусмотренным законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Приватизация – это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества в собственность физических или юридических лиц. Из указанного определения следует:
- приватизация имеет возмездный характер,
- приватизация как процесс представляет собой деятельность государства и муниципальных образований, направленную на уменьшение доли собственности этих публично-правовых образований в экономике страны.
Приватизации являлись создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение активности субъектов хозяйствования, развитие конкуренции между ними и, как следствие, повышение производительности труда, расширение и совершенствование производства.
Безусловно, в условиях развивающихся рыночных отношений государство оставит в своих руках предприятия, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности, а также, возможно, самые крупные предприятия, через которые возможно (помимо мер государственного регулирования) влияние на экономическое развитие страны. Однако тщательно подготовленная, неторопливая приватизация других потенциально конкурентоспособных государственных предприятий может благотворно сказаться на экономике в целом - повысить эффективность производства, а также уменьшить нагрузку на малочисленные, зачастую непрофессиональные, управленческие кадры государства и муниципальных образований. Однако успешное проведение преобразований собственности возможно только в рамках общей политики экономических преобразований как ее составная часть. Следует согласиться с исследовавшими процесс приватизации в развивающихся странах Мэри Шерли и Джоном Ниллисом, что в качестве условий для успешной приватизации "являются ориентированная на рынок макроэкономическая политика, способствующая увеличению эффективности как государственного, так и частного сектора, адекватный рынок капиталов и достаточный период времени для выявления фирм, которые можно было бы продать, не прибегая к значительным и неоправданным уступкам покупателю".
2.2 Понятие и правовые формы приватизации муниципальной собственности.
В статье 1 ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" дано следующее определение приватизации: "Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц".
Приватизация - это правовая форма преобразования публичной собственности в частную по особым правилам, установленным законом. Она сочетает в себе специфические юридические приемы прекращения публичной формы собственности и приобретения собственности гражданами и юридическими лицами.
В учебной и научной литературе приватизацию принято определять как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ .
Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется на основе следующих принципов:
1) признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
2) возмездность (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);
3) самостоятельность органов местного самоуправления в принятии решений и осуществлении приватизации муниципального имущества.
Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Однако нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".