Файл: Понятие и значение приватизации (Глава 1. Особенности приватизации как способа приобретения права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности приватизации как способа приобретения права собственности.

1.1. Приватизация как институт гражданско-правовых отношений.

1.2. Необходимость и этапы приватизации.

1.3 Новое приватизационное законодательство: понятие и способы.

Глава 2. Приватизация одна из форм приобретения права собственности.

2.1 Право собственности в контексте российской приватизации.

2.2 Понятие и правовые формы приватизации муниципальной собственности.

Глава 3. Особенности приватизации жилых помещений.

3.1 Основные принципы и положения приватизации жилья.

3.2 Особенности приватизации недвижимого имущества, которое находилось на территории закрытого административно-территориального образования.

3.3 Особенности приватизации жилых помещений в квартирах коммунального заселения.

3.4. Приватизация предприятий путем их преобразования в акционерные общества.

Заключение

Использованная литература

Эксперты по-разному пишут о целях приватизации государственной собственности в России, но все они сходятся во мнении на том факте, что реформирование отношений собственности в соответствии с идеалами свободы и справедливости обеспечивает создание многоукладной экономики, в которой каждая из форм собственности и соответствующих им типов хозяйствования, секторов экономики занимает свою нишу в удовлетворении совокупных потребностей. В разумном и сбалансированном сочетании различных форм собственности, их здоровой конкуренции, как свидетельствует опыт развитых стран, - залог успешного функционирования экономики.

Учет данной закономерности трансформации мировой экономики, а также первых результатов реформирования национальной экономики убеждают в том, что:

· долю государственного сектора в структуре ВВП необходимо существенно сократить, при этом ответственность за производство большей части продукции и услуг и за принятие инвестиционных решений должна перейти от должностных лиц к частным предпринимателям;

· государственный контроль за естественными монополиями и стратегически важными отраслями экономики (энергетика, связь, транспорт, оборонный комплекс, часть банков) должен быть сохранен;

· необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и усилить контроль за сохранностью государственного имущества;

· прозрачным и подотчетным должно стать управление государственной собственностью; ответственность за результаты хозяйственной деятельности лиц, уполномоченных управлять государственной собственностью, повысится;

· реструктуризация и модернизация государственных предприятий должна обеспечить их конкурентоспособность;

· с целью недопущения захвата государственного имущества монопольными структурами, сращивания бизнеса с государством и появления привилегированного сектора экономики, ее криминализации, необходимо изменить методы приватизации. Процесс приватизации должен быть максимально открытым, с детально разработанным правовым механизмом, поскольку только легальная приватизация способна противостоять коррупции и привести к позитивным экономическим и политическим результатам;

· должен быть усовершенствован правовой механизм банкротства и закрытия неперспективных предприятий. Нового собственника приватизированных государственных предприятий необходимо определять с учетом национальных интересов, обеспечив контроль и периодическое информирование общественности о ходе выполнения принятых им обязательств;


· должен быть создан правовой механизм деприватизации и передачи новому собственнику на выгодных государству и обществу условиях объектов, которые управляются неэффективно.

В результате этих мер государство, все в большей мере отказываясь от роли владельца, контролирующего производство, станет гарантом стабильной рыночной среды для предпринимательства, создаст правовое поле для эффективной частной экономической деятельности, будет содействовать выходу на рынок новых экономических субъектов и осуществлять регулирование экономики с помощью преимущественно экономических методов - денежно-кредитной, финансовой, налоговой, амортизационной политики.

Но все, же приватизация выполняла две основные функции. С одной стороны, она должна была стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Также можно сказать о том, что каждый гражданин на начальном этапе приватизации в России по-разному понимал её цели: кто-то извлекал из этого собственную выгоду, «прибирая к рукам» огромное государственное имущество, а кто-то смотрел на это со стороны, удивляясь, как же быстро меняется время.

На этот счет интересен доклад, подготовленный Центральным финансово-контрольным управлением США, в котором говорилось о следующих целях приватизации государственной собственности в России:

«Стремление ранее господствующего класса номенклатуры в условиях быстрого рушения старых ограничений приватизировать де-факто, а затем и де-юре объекты государственной собственности, созданные тяжким трудом многих поколений. Именно уникальная историческая возможность в кратчайшие сроки захватить и юридически оформить государственную собственность в собственность частную – причина быстрого, относительно легкого и бескровного процесса приватизации в России».

Официальная приватизация связана с двумя очень важными обстоятельствами. Во-первых, в КПСС уже в 1991г. верх взяло реформистское крыло. На апрельском пленуме ЦК КПСС было принято решение о поддержке приватизации. Но августовские события того же года привели к запрету КПСС и открытому переходу власти к антикоммунистическим силам. Принятие официального решения о приватизации было в тех условиях явно недостаточным для реализации самого решения. Сложилась крайне неблагоприятная обстановка: развал старых союзных органов управления, развал потребительского рынка, отсутствие золотовалютных резервов, угроза голода, потеря управляемости народного хозяйства, бедность населения, отсутствие массированной поддержки из-за рубежа – вот далеко не полный перечень проблем, вставших перед новой государственной властью.


В России приватизация проходила в 2 этапа. Первый этап пришелся на 1992-1994 годы. Приватизационный процесс первого периода имел две важнейшие черты: во-первых, "ваучерный" характер осуществления; во-вторых, проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде. "Ваучерный" характер приватизации в России означает, что государственная собственность передается гражданам бесплатно. В августе 1992 года был издан Указ Президента РФ о внедрении приватизационных чеков (государственных ценных бумаг целевого назначения) – ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Это документ на предъявителя. По истечению срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения. Приватизационные чеки действуют однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации. На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов.

В июле 1991 года в России был принят Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992-1994 годы. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн. руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.

С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом президента РФ начался новый период в приватизационном процессе – постваучерный или денежный.

Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а, следовательно, делается ориентация на экономическую целесообразность. Поэтому предполагается переход к индивидуальному рассмотрению приватизационных проектов при продаже наиболее крупных предприятий.

Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют специализированные денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.

Механизм продажи акций на специализированных денежных аукционах полностью повторяет механизм продажи акций на специализированных чековых аукционах. Акции также продаются по единой цене, подаются заявки двух разных типов, где указываются общая сумма платежа и количество приобретаемых акций. Главная особенность - оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами. Проведение инвестиционных конкурсов предполагает осуществление покупателем акций инвестиций в производство. Это делает инвестиционные конкурсы более целесообразными, так как экономическая цель денежной приватизации состоит в привлечении инвестиций в экономику, а не в пополнении государственного бюджета.


Очевидна устойчивая тенденция к снижению количественных показателей приватизированных предприятий. Но некоторые эксперты при оценке процесса приватизации выделяют ещё и третий её этап, связанный с понятием «индивидуальный проект». Хотя этот термин и не был легализован в новом законе о приватизации, формальная заинтересованность правительства в "индивидуальных проектах" была оформлена в Постановлении Правительства РФ от 1 апреля 1997г. N 363 "О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества" (в редакции от 12 мая 1997г.). Согласно этому документу, индивидуальным проектом приватизации федерального имущества является комплекс мероприятий, направленных на приватизацию особо важного для страны региона или отрасли федерального имущества и предусматривающих проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимого финансового консультанта. Опыт крупнейших сделок и в целом практики приватизации 1997-2000гг., тем не менее, не дает оснований для выводов о радикальных новациях. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной, даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.

1.3 Новое приватизационное законодательство: понятие и способы.

Начиная с 18 февраля 2012 года, когда вступили в силу Государственная программа приватизации на 2012 - 2014 годы и Закон от 13.01.2012 года № 4336-VI, действует фактически новое приватизационное законодательство. Документ существенно изменяет перечень объектов, подлежащих приватизации, способы их приватизации, а также устанавливает новые требования к приватизации некоторых видов объектов.

Новые объекты

Среди новых объектов, которые в будущем могут быть выставлены на продажу, находятся имущественные комплексы хлебоприемных и хлебозаготовительных предприятий; обеспечивающих хранение продукции государственного резерва; предприятий соляной отрасли; предприятий, изготавливающих спирт; предприятий по лесовосстановлению, лесоразведению и охране леса; лесничества и их подразделения; предприятий авиационной промышленности. Во всяком случае, все эти объекты больше не относятся к объектам, имеющим общегосударственное значение, и потому не подлежат приватизации. Отныне согласно ч. 6 ст. 5 Закона "О приватизации государственного имущества" эти объекты включаются в перечень объектов, решение о приватизации которых принимается в порядке, установленном Кабмином.


То есть принципиальная возможность их приватизации становится возможной. Для этого достаточно, чтобы такие объекты не были включены в Перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, и, конечно, разрешены для приватизации Кабмином.

Также в порядке, установленном Кабмином, будет возможной приватизация предприятий, доля госзаказа в которых за последние 3 года составляет 70 % объема продукции; предприятий, более 50 % продукции которых экспортируется; научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений; государственных теле- и радиокомпаний; предприятий геодезии, картографии и кадастра, специализированных издательств; предприятий стандартизации, метрологии и сертификации; институтов землеустройства.

Такие же объекты, как сортоиспытательные станции и другие организации по экспертизе сортов растений, объекты искусства, заповедники, парки, а также имущественные комплексы предприятий по выпуску наркотических, бактериологических, биологических, психотропных, сильнодействующих химических и ядовитых средств, и вовсе оказались вне всяческих запретов. То есть их приватизация теперь возможна в общем порядке.

Учитывая, что на сегодня по данным официального сайта ФГИУ на продажу выставлено 1700 объектов, покупать действительно есть что. А в ближайшем будущем, вполне возможно, этого добра будет еще больше.

Новая программа

Приватизация этих и других объектов будет осуществляться в соответствии с новой программой приватизации, рассчитанной на 2012 - 2014 годы, но на практике, вполне возможно, действующей значительно дольше. Во всяком случае, Закон "О Государственной программе приватизации", содержавший Программу приватизации на 2000 - 2002 годы, действовал до 2012 года.

Новый Закон "О Государственной программе приватизации" менее содержательнее своего предшественника. По сути, в нем остались только абстрактные цели, средства их реализации и ожидаемые результаты. Практическая ценность этих норм близка нулю, ибо в большинстве своем они декларативны: никаких прав они не дают, никаких обязанностей не возлагают, никаких процедур и мер ответственности не устанавливают.

Ценностные же нормы Программы приватизации на 2000 - 2002 годы были либо изменены и перенесены в Закон "О приватизации государственного имущества", либо вовсе отменены. Так, с определенными изменениями (местами существенными, местами не очень) были перенесены классификация объектов приватизации, требования к приватизационной подготовке, порядок закрепления в госсобственности пакетов акций АО.